Библиографический список. 1. Ващенко А.А.Качество жизни как важнейший приоритет экономического развития //




1. Ващенко А.А. Качество жизни как важнейший приоритет экономического развития // Креативная экономика. - 2008. - №10 (22). – С. 140 – 146.

2. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. - 912 с.

3. Социальный портал «Дети ЗУР». Актуальные вопросы социальной стабильности в Российской Федерации. – https://www.deti-s-zur.ru

Эффективные методы оценки
при отборе персонала

Е.С. Голосова, Ю.В. Жукова

Пензенский государственный университет,
г. Пенза

В ситуации рыночной конкурентной борьбы выживание и развитие организаций зависит от привлечения и удержания качественного персонала. Для этого необходима эффективная система оценки и отбора персонала.

Как прогнозировал Питер Хэрриот в конце 80-х годов: «Многим организациям 1990-е запомнятся как удачное десятилетие; многие другие – и вспомнить не смогут, поскольку уже прекратят свое существование.
И главной причиной этого будет неумение принять на работу и удержать тех, кто мог бы помочь осуществить перемены. Сотрудники определяют сущность организации и задают темпы ее развития» [1].

В настоящее время на кадровом рынке используют как новейшие научные достижения, так и проверенные классические методы. Сочетание этих оценочных разработок дает эффективную схему деятельности, помогающую специалистам по персоналу в их непростой работе.

Несомненно, что решающую роль в отборе квалифицированных кадров имеет оценка персонала. Для многих начинающих кадровых специалистов одной из проблем является анализ и изучение методов, а также определение эффективных методик для оценки персонала на ту или иную должность. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Схема оценки в кадровом менеджменте плотно пересекается с процедурой отбора и состоит из следующих этапов:

определение потребностей заказчика;

определение компетенций специалистов на каждую позицию;

установление стандартов для принятия решений;

оптимизация разработки процедур отбора и оценки; их окупаемость;

разработка и/или выбор методов оценки;

коррекция и совершенствование методик оценки.

Также следует отметить, что любой метод оценки должен обладать двумя важнейшими характеристиками – надежностью и валидностью, то есть на результаты оценки не должны влиять сторонние факторы и данный метод должен измерять именно то, для чего он предназначен.

Одним из наиболее распространенных методов оценки является собеседование. Важнейшей его характеристикой является методика проведения. В традиционной форме оценивание осуществляется в основном под влиянием неосознанного восприятия того, насколько хорошо кандидат подходит на данную должность, при этом задаются закрытые или наводящие вопросы, на которые чаще всего приходится отвечать «да» или «нет».

Структурированный формат собеседования предполагает открытые вопросы, на которые претендент дает развернутые ответы, при этом акцент ставится на профессиональные темы и сводится к минимуму получение «лишней информации».

Следует также обратить внимание на тесты профессиональных способностей и знаний, которые оценивают объем профессионально значимых знаний, имеющихся у кандидата, причем, как технологических, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, так и обеспечивающих эффективность работы. В связи с этим, сложность использования данного метода заключается в том, что он должен быть специально разработан и предназначен для конкретной должности в конкретной компании.

Тесты на обучаемость направлены в первую очередь на выявление того, насколько кандидат, не имеющий опыта, способен учиться, развивать свои профессиональные способности. Естественно, что данная методика предполагает оценку начинающих специалистов или выпускников вузов и колледжей. Они также разрабатываются строго индивидуально для каждой специальности.

На практике при отборе персонала применяются два основных типа психологических тестов – тесты когнитивных способностей (тесты на интеллект) и личностные тесты. Причем, первые используются не только для оценки общего интеллекта, но и его различных составляющих, таких как, пространственное и креативное мышление, вычислительные и вербальные способности и т.п. Личностные тесты в основном предназначены для выявления склонности людей вести себя в определенных ситуациях определенным образом.

В последнее время широкую популярность при отборе кадров получил такой метод оценки, как ассессмент-центр. Используемые в рамках этой технологии разнообразные методы оценки и участие нескольких экспертов помогают создать всестороннее и объективное представление о кандидате, которое в других случаях невозможно получить.

Что касается альтернативных методов, то их использование в оценке персонала определяется скорее ценностями и увлечениями заказчиков – собственников компаний. Ярким примером здесь являются астрология, графология, физиогномика [3]. Кроме того, данные методы несут дополнительную информацию и сопровождаются дополнительными затратами.

Безусловно, что в принятии решений по отбору персонала используются разнообразные методы оценки в совокупности, эффективность которых зависит от компетентности специалиста кадровой службы. Он должен профессионально владеть всеми необходимыми методиками, грамотно интерпретировать полученные результаты, а также уметь составлять комплексный портрет кандидата, анализируя и обобщая полученную инфор-мацию.

Библиографический список

1. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.

2. Носкова О.Г. Психология отбора и оценки персонала // Психология труда. – М.: Академия, 2006. – С. 182 – 204.

3. Сошников А., Пеленицын А. Оценка персонала: психологические и психофизиологические методы. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с.

ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ

А.Ю. Голубев, А.В. Потрибный

Центр исследования проблем российского права «ЭКВИТАС»,
г. Москва

В сознании современного российского общества прочно утвердились два полярных и противоречивых взгляда на проблему содержания русского духовного наследия: с одной стороны, национал-шовинистический, прикрываемый псевдопатриотическими лозунгами об исключительности «русской национальности»; с другой – вульгарно-космополитический, ориентированный исключительно на западные традиции в экономике, политике и культуре, в общем, во всей жизни.

Очевидно, что корни этих взглядов российской ментальности, лежат в нашей далекой истории. А открыто высказываться эти идеи начали со времён преобразований Петра I и получивших развитие уже в XIX в. общественно-политических движениях, известных как «славянофильство» и «западничество». В дискуссии по этим мировоззренческим концепциям на десятилетия были вовлечены лучшие интеллектуальные и творческие силы России позапрошлого века. Да и в советские времена эти дискуссии продолжались, хотя и в несколько завуалированной форме.

Решения данной проблемы пока не видно, а между тем её представляется одним из средств выхода из существующего кризиса, преодоления вакуума, образовавшегося в сознании целого поколения о прошлом Отечества и перспектив развития его исторических достижений.

Проблема усугубляется тем, что в настоящее время в большинстве СМИ продолжается огульное очернение или фальсификация исторического прошлого России, выделяются совершенно не присущие России традиции (провозглашение превосходства русского народа над другими, его агрессивная воинственность, природное стремление к колониальным захватам и т.п.).

На самом деле Россия – СССР за всё время своего существования в подавляющем большинстве вела освободительные войны (вспомним, хотя бы самые крупные войны: Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную 1941 – 1945 гг.). Их результаты, как правило, работали на восстановление независимости множества суверенных государств. В отличие от стран «просвещенной Европы» (Англии, Голландии, Испании, Португалии, Франции и др.), которая как раз и занимается созданием большинства мифов об агрессивной России, наша страна никогда не вела колониальные войны. Так что исторические обвинения в природной кровожадности россиян и экспансионизме России совершенно беспочвенны.

Российская культурно-духовная традиция, построенная на базисе русской, гармонично «вплетала» в себя аналогичные традиции народов нашего Отечества. Естественно, что здесь не могло обойтись и без западнического влияния.

Что же необходимо взять российскому обществу из своего духовного прошлого? Попытаемся выделить несколько, на наш взгляд, наиболее актуальных для современной России элементов духовного наследия, которыми естественно, его содержание далеко не исчерпывается.

Открытость для других культур и, как следствие, принятие лучших зарубежных образцов в науке, образовании, экономике и других сферах жизни народов является одним из важнейших компонентов духовного наследия России.

Важным элементом содержания духовного наследия и исторического развития российской нации является её постоянно расширяющаяся интегрированность в мировое социокультурное пространство. Взаимное культурное обогащение народов мира во все исторические эпохи являлось важнейшим фактором и закономерностью прогресса человечества.

В этой связи следует выделить такой важнейший отличительный признак духовного наследия России как евразийство, которое до сих пор привлекает большинство народов континента к различным формам сотрудничества в образовании, науке и культуре. Не утратить эту функцию в нашем развитии – задача на сегодняшний день поистине историческая, требующая в современных условиях от нашего государства огромных усилий.

Здесь же следует отметить терпимость российского общества к самым различным религиям и конфессиям, если их представители не «мешают жить» другим. Подобное российское «религиозное сосуществование» православного и католического христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий на протяжении столетий – явление в человеческой цивилизации поистине уникальное. Никто не отрицает, что основной культурной доминантой россиян уже более тысячи лет являлось православие. Это послужило основанием для появления самостоятельной православно-сла-вянской цивилизации. И эта цивилизация позволяет жить и развиваться под своей эгидой множеству конфессий.

Наконец, важнейшим компонентом российского духовного наследия, который необходимо сохранить в будущем, представляется его уникальность. Напомним, что культура народов России имеет более чем пятитысячелетнюю историю. По оценкам ученых, она намного старше культуры абсолютного большинства, если не всех, народов мира. Традиции многонационального российского общества, многие из которых сохранились и до наших дней, уходят далеко в глубь веков. Российская культура всегда взаимодействовала с иными культурами, но при этом, как отмечал еще Н.Я. Данилевский, она не утратила своей локальности, самобытности, самостоятельности, самодостаточности и перспективности.

Развитие инновационного потенциала
персонала организации

В.Д. Дорофеев, А.В. Иванова

Пензенский государственный университет,
г. Пенза

Динамичное развитие техники, технологии, изменение стиля жизни, системы ценностей и мотиваций значительно воздействуют на личностные характеристики человека, повышая его информированность, активность, образовательный и культурный уровень, стремление к творчеству и самореализации. В связи с этим личностный потенциал современного сотрудника, представляющий собой совокупность возможностей и способностей к выполнению определенного вида трудовой деятельности, постоянно развивается.

Система управления развитием инновационного потенциала персонала организации включает целенаправленные, систематизированные процессы и формы воздействия на сотрудников организации, обеспечивающие достижение высокого уровня инновационного потенциала персонала в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды организации [2].

Взаимодействие внешней и внутренней инновационной среды организации способствует созданию условий для развития инновационного потенциала персонала, то есть совершенствование у каждого сотрудника профессионального, интеллектуального, инновационного и личностного потенциала.

Управление развитием инновационного потенциала персонала преследует следующие цели:

1) систематизация, обновление и передача нового знания;

2) развитие инновационного потенциала персонала организации при опережении технологических нововведений;

3) формирование, развитие и коррекция умений и навыков работников, необходимых организации в настоящий момент и в перспективе;

4) повышение соответствия ценностей каждого сотрудника ценностям организации;

5) совершенствование личностных и профессиональных качеств работников организации [3].

Формирование инновационного потенциала персонала в организации – это процесс выявления в каждом подразделении инновационно активных сотрудников, с целью создания инновационной среды во всей организации.

Возможности развития инновационного потенциала персонала в организации во многом определяются следующими факторами:

размер организации;

финансовое состояние и финансовые возможности;

формы организации труда;

условия труда;

возраст организации;

тип организационной культуры;

качественный состав работников;

стиль руководства;

состояние социальной среды.

Инновационный потенциал персонала организации определяется также наличием у сотрудников творческого подхода к труду, сочетающего умение, инициативу и способность воплотить идею в реальность [1].

Развитие инновационного потенциала работников организации возможно лишь при следовании современным требованиям, учету существующих условий реализации и наличии необходимого обеспечения.

Таким образом, в современных условиях развитие инновационного потенциала персонала в организации должно органично включать в общую систему управления персоналом. Для повышения эффективности инновационного потенциала персонала организации необходимым является формирование творческих групп, состоящих из высококвалифицированных специалистов, которые обладают необходимыми и достаточными для эффективной продуктивной работы психологическими качествами.

Библиографический список

1. Гузева Е.М. Тенденции изменения менеджмента при управлении креативностью персонала // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – № 9.

2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. – М.: Инфра-М, 2009.

3. Федосова Р.Н., Пименов С.В., Родионова Е.В. Развитие инновационного потенциала персонала // Креативная экономика. – 2009. – № 3.

Интернет-мемы в виртуальной среде
социализации молодежи

С.А. Дужников

Пензенский государственный университет,
г. Пенза

В социальных сетях как в реальной жизни в разных культурных словах существует свой так называемый сленг. Если сленг в реальной жизни из разных культурных слоев все-таки просачивается в реальную жизнь, то со сленгом Интернета и Интернет-сообществ существуют определенные проблемы, которые могут быть решены только в рамках самого Интернета. Естественно, что сленг зародился с появлением сети интернет и всячески видоизменялся, хотя есть определенные логические сходства с реальным сленгом.

Основной и самой главной причиной появления сленга в Интернете можно назвать развитие скорости коммуникации в обществе. Язык видоизменяется, он приобретает все больше и больше техническую функцию передачи информации, а так как в наше время информации много, больше сложные предложения и слова являются препятствием в этом направлении. Общение тем самым в Интернете осуществляется более лаконично и с использованием слов-сокращений. Очень важным фактором социализации является то, что этим сленгом пользуются разные возрастные группы. Естественно в большинстве – это молодежь, однако сами сленговые слова и понятия общеизвестны в Интернете, и почти каждый понимает их смысл. Кроме того, стоит отметить такой новый термин, как Интернет-мем, который прочно вошел в обиход в Интернет-среде и сообществах. Рассмотрим подробнее, что он из себя представляет.

Интернет-мeм (англ. Internet meme) – в средствах массовой информации и бытовой лексике название информации или фразы, часто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в Интернет-среде посредством распространения в Интернете всеми возможными способами (по электронной почте, в месейджерах, на форумах, в блогах и др.). Также обозначает явление спонтанного распространения такой информации или фразы. Вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века.

Мемами могут считаться как слова, так и изображения. Словом, любые, в том числе и визуальные, сегменты Интернета, высказывания, картинки, видео или звукоряд, который имел значение и распространился во Всемирной паутине [1].

Мемом является так называемый медиа-вирус, который может оказывать влияние на общество в целом, являясь определенным символом культуры. Термин «мем» впервые употребил оксфордский профессор Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году, ставшей классикой. Журналисты, пишущие об Интернете, быстро провели параллель с теорией Ричарда Докинза о меметике, представленной им в книге. В ней он экстраполирует на информационную среду концепцию генетики и называет «мемом» «единицу культурной информации», способную «размножаться». Интересно, что первоначально слово «мем» в русском переводе приводилось как мим, в соответствии с правилами английского произношения слова «meme».

Причем сам Докинз образовал термин «meme» («мим») от греческого слова. Однако в настоящее время слово «мим» практически не используется. В русском языке прижилось написание и произношение «мем» и его производные (меметика, интернет-мем), причем многие даже ошибочно считают, что первоосновой термина «мем» является английское «memory» («память»).

Кроме того, авторы статей в СМИ и некоторые блогеры вспомнили о вышедшей в 1994 году книге «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» американского исследователя СМИ и конспиролога Дугласа Рашкоффа, в которой он также описывает похожие явления, называя их особыми медиавирусами [2].

Вообще спонтанному и неконтролируемому перемещению подвержена не вся информация в Интернете, а только та, которая не оставляет пользователей сети равнодушными к ней. Вначале это были различные шутки, видеоролики, анекдоты, слова, касающиеся именно Интернета, но последние пару лет Интернет-мемы стали использоваться для отображения политического настроения граждан, для политической активности населения. Это по большей части ролики с протестных акций, фотографии политиков с различными пририсованными высказываниями. Большой популярностью в Интернете пользуются мемы с Путиным, Медведевым, Жириновским. Таким образом, получается, что внешняя среда влияет на Интернет-мемы весьма значительно, тем самым влияя на настроение молодежи и в целом ее социализацию. Этот процесс – накапливание определенного рода культурного слоя, который раньше передавался при помощи других СМИ, а еще раньше передавался устно. Однако процесс стал развиваться быстрее при помощи новых технологий. Положительно его влияние или отрицательно, до конца не ясно, но то, что сам процесс социализации в Интернете проходит быстрее из-за большого количества информационных потоков, является неоспоримым фактом.

Библиографический список

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем

2. https://www.rg.ru/2012/10/31/pogovorki.html

структура досуга современной молодежи

О.В. Ионова

Пензенский государственный университет,
г. Пенза

Досуг в социологии определяется как деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни молодого человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворение одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к все более сложным; от пассивного отдыха – к активному; от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям; от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п. [1, с. 64].

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходят изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое сидение или лежание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации.

Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если человек обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.

Как известно, среди наиболее популярных у молодежи видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Взаимодействие молодежи со спортом и физкультурой способно не только его оздоровить, но и создать особую жизненную обстановку, особое настроение. Люди не только лучше работают, отдыхают, но и понимают друг друга.

Однако, несмотря на это, в последние годы в Российской Федерации остро стоит проблема социального здоровья и физического состояния населения. Сложилась ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая по логике должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. В настоящее время снижено внимание общества к здоровью молодежи, так как сокращено число профилактических осмотров, не действует система диспансерного наблюдения, снижен научно-исследовательский интерес к проблемам молодого поколения.

В связи с этим не может не вызывать тревогу низкий уровень здоровья студенческой молодежи. Ежегодно до 70% абитуриентов, поступающих на первый курс различных вузов страны, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, причем за время обучения в вузе у студентов происходит дальнейшее ухудшение здоровья, обусловленное как объективными (социальными), так и субъективными (в основном нездоровым образом жизни) причинами. Увеличивается число людей с ограниченными возможностями, перед которыми остро стоит проблема социальной адаптации и реабилитации.

О социальной значимости данного вопроса свидетельствует тот факт, что снижение показателей здоровья молодежи отрицательно отразится на состоянии здоровья в последующие периоды жизни. Нетрудно предположить, что ждет в недалеком будущем страну, в которой в активный трудоспособный возраст вступает одно нездоровое поколение за другим. Именно поэтому вопросы сохранения и укрепления здоровья молодежи, являются актуальными для специалистов различных отраслей знаний: медицинских работников, педагогов, психологов, социологов и т.д. Каждый рассматривает и исследует эту проблему в контексте своей профессиональной деятельности, ищет ответы на вопросы о средствах, методах укрепления здоровья молодежи, выявляя факторы, способствующие его ухудшению.

Тем не менее физкультурно-оздоровительная работа, как основной фактор, который определяет здоровый образ жизни населения и в частности молодежи, все больше приобретает популярность в структуре досуга молодежи [1, с. 105].

В последние годы стало особенно заметно проявление интереса широкого круга людей к занятиям различными видами массового спорта и двигательной активности для отдыха и восстановления сил, для обеспечения хорошей спортивной формы и состояния здоровья. Этому в немалой степени способствовали появившиеся публикации, видеопродукция и большое количество клубов здоровья, основной целью которых является привлечение людей к оздоровительным тренировкам. Среди этих оздоровительных тренировок особое место занял фитнес. Систематические занятия фитнесом не только позволяют повысить уровень мышечной тренированности и улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, но и доставляют огромное удовольствие занимающимся.

К тому же, данный вид молодежного досуга характеризуется отличными качествами: культурой, эмоциональной окрашенностью, возможностью заниматься любимым делом, встречаться с интересными увлеченными сверстниками, посещать значимые для индивида места, быть участником важных событий.

Основной же проблемой в развитии физкультурного воспитания в структуре досуговой деятельности молодежи является то, что его организация осуществляется без достаточного научного обоснования, без серьезной концептуальной проработки и довольно часто методом проб и ошибок, из чего следует, что эффективность воздействия физической культуры может повыситься, если будет обеспечена обязательность целенаправленного формирования физкультурных знаний, мотиваций и потребностей освоения и реализации здорового образа жизни; обеспечение развития самодеятельности молодежных спортивных коллективов.

Библиографический список

1. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс-М. – 2002. – №1. – С. 105 – 110.

Социальная поддержка безработной молодежи

А.Ш. Исляева, С.В. Полутин

Пензенский государственный университет,
г. Пенза

Молодежь современной России – предмет особого внимания российского общества и государства.

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.

Рынок труда молодежи считается особым социально-демографичес-ким сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь считается наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.

В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой – реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Особенности положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда.

3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, программист. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов [2]. По расчетам Минобразования РФ, сложнее всего приходится выпускникам экономических факультетов (30% от общего количества нетрудоустроенных), гуманитариям (11%) и педагогам (7%) [3]. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной.

В рамках Федеральной программы занятости намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них:

широкое информирование и консультирование молодежи (включая учащуюся молодежь) о возможностях службы занятости в решении проблемы занятости молодежи;

профессиональное консультирование молодежи в целях ее самоопределения (с использованием методов диагностики);

оказание услуг по психологической поддержке молодежи с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда;

профессиональное обучение, переобучение, организация подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;

увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

организация оплачиваемых общественных работ для трудоустройства безработной молодежи в сельскохозяйственном секторе, торговле, в различных фондах и общественных организациях;

создание временных рабочих мест для трудоустройства подростков в летний период и в свободное от учебы время;

квотирование и создание рабочих мест для молодежи, в том числе для несовершеннолетних из категории сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, детей безработных, из неполных и многодетных семей;

поддержка молодежного предпринимательства, выдача субсидий на открытие собственного дела;

организация и проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест;

страхование от безработицы;

выплата пособий по безработице, выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости [1].

Таким образом, формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь – объект национально-государ-ственных интересов, один их главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: