Коран - слово человека, или божественное откровение?
Чувство непреходящей ценности священной книги, возвещенной людям устами Пророка, наследуется от одного мусульманского поколения к другому на протяжении уже 14 веков. Возникались и рушились великие цивилизации, полыхали и гасли кровавые пожары войн, рождались и уходили в небытие властители мира, - а Коран, побеждая время и пространство, продолжает свое триумфальное шествие по планете Земля. Все большее число людей вбирает его слова в глубины своего сердца и сверяет с ним свой образ жизни. Какая же тайная сила сделала эту Книгу вечной ценностью и ориентиром миллионов людей? Кто же автор той неземной симфонии звуков Корана, способной растрогать человека до слез и вызвать неописуемое чувство восторга и упоения?
Вдохновение или плод сочинительства?
Ко времени ниспослания Корана поэтическое красноречие арабов достигло своего пика на Аравийском полуострове.
Произведения поэтов и ораторов вызывали восхищение слушателей, а поэтическое искусство превратилось в культ арабской элиты.
В 614 году сорокалетний Мухаммад, известный ранее всего лишь как кристально честный человек, объявляет мекканским арабам, что он Посланник Бога. Вот фрагменты той эпохальной речи: «.... Нет божества помимо Единого Аллаха! Поистине, я Посланник Аллаха к вам и ко всем людям. Клянусь Аллахом, вы умрете так же как уснете, и будете воскрешены, так же как пробуждаетесь. И тогда будете спрошены за свои деяния. Воистину, исход - это вечный рай, или вечный ад!»
В доказательство своей правоты Мухаммад читает людям слово Бога - Коран. Призыв Пророка вызвал целый град насмешек и угроз со стороны мекканской знати. Казалось бы Мухаммад обречен. Но происходит странное. Божественная мелодия Корана «опьяняет» и завораживает арабов. Более прекрасная чем поэзия или проза, не похожая ни на одну из всех мыслимых и немыслимых форм арабской речи - она очаровывает мастеров арабской поэзии.
|
Страх того, что неземное воздействие удивительной Книги может покорить и их сердца, вынуждает врагов Мухаммада запрещать себе и своим сторонникам слушать Коран. Но искушение услышать его так было велико, что даже самые отъявленные враги Мухаммада, рискуя собственным достоинством и высоким социальным статусом, по ночам незаметно подкрадывались к дому Пророка. Здесь до рассвета в состоянии восторженного оцепенения они слушали прекрасную речь Корана, возвещаемую Посланником Аллаха в молитве.
Вскоре наступает переломный момент. Коран бросает вызов: создайте хотя бы одну суру подобную моей. Какой прекрасный шанс противникам Ислама навсегда закрепить за собой победу! Но что это? Великие арабские поэты и ораторы в смущении опускают головы и разводят руками. Редкое искусство красноречия и поэзии, присущее той эпохе, оказалось бессильным. Враги Пророка оказались, мягко говоря, в неловком положении. Действительно, было о чем поразмыслить. До сорока лет Мухаммад был абсолютно неграмотным человеком и никогда в своей жизни не слагал стихи. Он не прославился как проповедник, оратор или мудрец. До пророчества из его уст никто не слышал даже намека о Боге, Судном дне, ангелах или писаниях прошлых пророков. Да, у него был прекрасный нрав, но в его личности не было ничего исключительного. Но когда он пришел с посланием, это был уже другой человек! Всю Аравию охватил трепет и изумление. Этот неграмотный араб говорил с неслыханным доселе знанием и мудростью. В универсальной и простой форме, далекой от примитивности и философской заумности, Коран разъяснял важнейшие законы мироздания, этики, религиозного мировоззрения, экономики, социальной организации общества. Чем же объяснить столь стремительную перемену?
|
Послушаем рассуждения доктора исторических наук Т. Шумовского. В своей книге «Сокровища мировой литературы» он пишет, что вдохновение посещает избранных: Бог приобщает их к себе, даруя счастье созидания вечных ценностей. Избранник вдохновения - пророк обнимает сердцем и словом все существующее: историю, природу, мир человеческого поведения и общественных отношений, место человека во Вселенной. Далее он говорит: «...Аравийский проповедник Мухаммад с полным основанием мог считать Коран - высшее чудо в его жизни, как он говорил - созданием Бога. Действительно, вдохновение, исходившее от верховного творческого начала, подсказывало ему новые и новые мысли, очищало и укрепляло его душу и это позволило смертному человеку оставить людям бессмертное - священную книгу Коран и вероучение ислама - Исцеления».\