Москва
Рабочая программа модуля составлена в соответствии с ФГОС ВО по
44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Разработчики:
ГАОУ ВО МГПУ доцент Двойнин Алексей Михайлович
Эксперты:
ГАОУ ВО МГПУ профессор Ларионова Людмила Игнатьевна
Рабочая программа модуля одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования
Протокол № ____ от «_____» _______________ 20___ г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
Рабочая программа модуля утверждена ученым советом института педагогики и психологии образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
Общая характеристика модуля
1.1. Цель модуля: формирование у студентов умений и навыков научно-исследовательской работы в области психолого-педагогического образования.
1.2. Задачи модуля:
· Сформировать у студентов представления о специфике научного исследования: его принципах, нормах и эталонах.
· Обучить студентов технологии планирования, организации, проведения и оформления результатов научного исследования в области психологии и педагогики.
· Сформировать положительное отношение к научному подходу к объяснению явлений окружающего мира, в частности, к психологическим и педагогическим феноменам.
· Способствовать становлению у студента научной картины и профессионального сознания, а также мотивации к исследовательской активности.
|
· Сформировать у студентов умения и навыки самостоятельной математической обработки результатов научного исследования
· Обучить студентов принципам и технологиям коммуникации в современном научном сообществе.
· Способствовать овладению студентами принципами и технологией организации и проведения психологического эксперимента
· Способствовать овладению студентами иностранного языка в рамках профессиональной деятельности.
1.3. Общая трудоемкость модуля - 17 зачетных единиц.
1.4. Вид профессиональной деятельности обучающихся: научно-исследовательская деятельность; психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
2. Планируемые результаты освоения модуля:
Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат обучения по завершению освоения модуля.
Трудовое действие | Наименование компетенции ФГОС ВО, необходимой для выполнения трудового действия | Планируемые результаты освоения модуля |
Обобщенная трудовая функция 3.1. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» | ||
Трудовая функция 3.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение | ||
3.1.1. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2) | Знает: теоретические обоснования применения методов в психологических и педагогических исследованиях; Умеет: определять необходимость и достаточность применения качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях; Владеет:навыками использования качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях. |
Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3) | Знает:методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; Умеет:применять методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; Владеет:навыками анализа результатов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов. | |
Трудовая функция 3.1.3. Развивающая деятельность | ||
3.1.3. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | Способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) | Знает:правила оформления устной и письменной речи на русском и иностранном языках; основные требования, правила межличностной и межкультурной коммуникации, называет семантические и формально-грамматические законы речи, особенности языка как системы и речи как ее реализации; осознаёт особенности устной и письменной речи в коммуникации, взаимосвязь речи с участниками общения и ситуацией; Умеет:использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на русском и иностранном языках; подготовить и изложить публичную речь, вести дискуссию; участвовать в межличностной и межкультурной коммуникации; строит высказывание в виде повествования, описания, рассуждения, переформулирует высказывание в случае непонимания собеседником; анализирует устную и письменную речь с точки зрения ее соответствия правилам межличностной, межкультурной коммуникации; связно и логически непротиворечиво выстроить содержательный ответ; демонстрирует умение установить и поддерживать коммуникативный контакт, проявляя терпимость к иным взглядам и точкам зрения; Владеет:культурой межличностного и межнационального общения в устной, письменной речи на русском и иностранном языках; способностью оценивать соответствие устных и письменных высказываний на русском и иностранном языках задачам межличностной и межнациональной коммуникации; успешно применяет речевые средства русского и иностранного языка для достижения цели общения; адекватно интерпретирует услышанное, с учетом ситуации общения, личностных, национальных особенностей собеседника; делает обоснованные выводы при оценке эффективности процесса коммуникации; обобщает результаты деятельности в построении конкретного речевого произведения в устной или письменной форме; адекватность используемых средств устной, письменной речи на русском и иностранном языках задачам межличностного, межкультурного взаимодействия; аргументирует свою позицию |
Способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6) | Знает:основы и особенности организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; Умеет: организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды Владеет: опытом организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. | |
Способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9); | Знает:основы социокультурной психологии, социальной психологии развития, языковые аспекты межкультурного взаимодействия; Умеет:организовать коммуникацию и взаимодействия в поликультурной среде на принципах межкультурной толерантности, анализировать причины межкультурных конфликтов и разрабатывать способы решения и профилактики межкультурных конфликтов; Владеет:иностранным языком в пределах достаточных для профессиональной деятельности в поликультурной среде, способностью реализовывать стратегии бесконфликтного поведения. | |
Способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10); | Знает: основы междисциплинарного и межведомственного взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач; принципы профессиональной коммуникации. Умеет: принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач; Владеет: навыками профессионального взаимодействия. | |
Способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23) | Знает: основные способы сбора и обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; Умеет: собирать и обрабатывать информацию, результаты психологических наблюдений и диагностики; Владеет: опытом сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. | |
1.3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2) | Знает: теоретические обоснования применения методов в психологических и педагогических исследованиях; Умеет: определять необходимость и достаточность применения качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях; Владеет:навыками использования качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях. |
Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3) | Знает:методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; Умеет:применять методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; Владеет:навыками анализа результатов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов. | |
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13) | Знает: содержание информационной и библиографической культуры педагога; сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; современные информационно-коммуникационные методики и технологии; современные технологии информационной безопасности и основы их применения; Умеет: собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий необходимую информацию для формирования суждений по проблемам развития и безопасности современного информационного общества; использовать современные информационно-коммуникационные технологии, технологии защиты информации для решения профессиональных задач; Владеет: информационной и библиографической культурой; способами реализации современных информационно-коммуникационных технологий для решения стандартных педагогических задач на основе информационной и библиографической культуры с учетом основных требований информационной безопасности; способностью оценивать опасности и угрозы, возникающие в процессе развития современного информационного общества; целесообразность использования конкретных технологий защиты информации на практике. | |
Способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23) | Знает: основные способы сбора и обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; Умеет: собирать и обрабатывать информацию, результаты психологических наблюдений и диагностики; Владеет: опытом сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. | |
Способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-24) | Знает: основы рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий; объясняет понятие «рефлексия»; понимает и объясняет механизм рефлексии своих профессиональных действий; имеет представление о сущности рефлексии как механизма самоанализа; ориентируется в структуре профессиональной деятельности; Умеет:рефлексировать свою профессиональную деятельность; использовать технологии рефлексивного анализа способов и результатов своих профессиональных действий; оценивает и сопоставляет свои поступки и действия с действиями и поступками других людей; анализирует способы и результаты своих профессиональных действий использовать конструктивные модели рефлексивного анализа; Владеет: опытом рефлексии своей профессиональной деятельности; способностью к оцениванию своих профессиональных действий; умением анализировать результаты собственной деятельности. |
2. Структура модуля:
|