ВВЕДЕНИЕ
Цель работы: Воспитание смелости и решительности у учащихся младшей школы с помощью специально подобранных физических и психологических упражнений.
Задачи работы:
1. Изучить литературные источники с целью выявления средств, методов и условий воспитания смелости и решительности у учащихся 7-8 лет.
2. Определить исходный уровень смелости и решительности у учащихся 7 – 8 лет в экспериментальной и контрольной группах.
3. Разработать содержание занятий для развития смелости и решительности у учащихся 7 – 8 лет, с помощью физических и психологических упражнений.
4. Проверить эффективность разработанного содержания занятия для развития смелости и решительности, с помощью физических и психологических упражнений.
Объект исследования: воспитание смелости и решительности у учащихся младшей школы.
Предмет исследования: воспитаниесмелости и решительности в ходе учебных занятий по физической культуре.
Гипотеза: Предполагается, что комплексы специально подобранных физических и психологических упражнений, с использованием аутогенной тренировки, позволят воспитать смелость и решительность учащихся 7 – 8 лет.
Методы исследования: тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.
МЕТОДЫИ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИ
Цель, задачи и методы исследования
Целью исследования являетсявоспитания смелости и решительности у учащихся младшей школы с помощью специально подобранных физических и психологических упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники с целью выявления средств, методов и условий воспитания смелости и решительности у учащихся 7-8 лет.
|
2. Определить исходный уровень смелости и решительности у детей 7-8 лет в контрольной и экспериментальной группах.
3. Разработать содержание занятий для развития смелости и решительности у детей 7-8 лет, с помощью физических и психологических упражнений.
4. Проверить эффективность разработанного содержания занятия для развития смелости и решительности с помощью физических и психологических упражнений.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1) Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы
2) Педагогическое наблюдение
3) Педагогический эксперимент
4) Тестирование
5) Математическая обработка данных
В нем приняли участие контрольная (10 человек) и экспериментальная (10 человек) группы. Контрольная и экспериментальная группы занималась по школьной программе, но в экспериментальной группе в отличие от контрольной группы ученики занимались по экспериментальному плану с включением упражнений на смелость и решительность. План занятий по физической культуре приводится в приложение 1. Всего было проведено 9 учебных занятий по физической культуре (по 3 занятия в неделю через день) по 45 минут.
На первом этапе проводился анализ специальной литературы по изучаемому вопросу. Анализ литературы позволил рассмотреть средства, методы и условия воспитания волевых качеств.
Второй этап заключался в тестировании исходного уровня физической и психологической подготовленности учащихся.
Тест 1. Учащийся долженпройти погимнастической скамьи с закрытыми глазами за минимальное количество времени. Размеры скамьи: длина 4 метра, высота 30 см, ширина 23 см. И.П. - стоя на скамье, руки в стороны, глаза закрыты. По команде «Марш!» ученик начинает движение по скамье. Страховка: вдоль скамьи положены гимнастические маты.
|
Тест 2. Учащийся долженвыполнить прыжок в глубину с гимнастической скамьи на мат с закрытыми глазами. Размеры скамьи: длина 4 метра, высота 30 см, ширина 23 см. И.П. - стоя на скамье, руки в сторону, глаза закрыты. По команде «Марш!» ученик выполняет прыжок приземляясь одновременно на обе ноги. Преподаватель засекает время с момента команды «Марш» до окончания прыжка.
Тест 3. Учащийся должен выполнить за 10 секунд максимальное количество прыжков на месте с поворотом вокруг своей оси на 180 градусов с закрытыми глазами.
Таблица 2
Критерии оценки
№ п/п | Тест | Оценка | ||
«5» | «4» | «3» | ||
«Перемещение по гимнастической скамьи», сек | ||||
«Прыжок в глубину», сек | ||||
«Прыжков на месте», кол-во раз |
Тест 4. Опрос на смелость (Е.П. Ильин и Е.К.Фещенко)
1. Боитесь ли Вы оставаться один дома?
2. Боитесь ли Вы темноты?
3. Боитесь ли Вы незнакомых людей?
4. Можете ли Вы перепрыгнуть через планку, установленную на высоте 50см?
5. Можете ли Вы выступить перед классом?
6. Хотели бы Вы хоть раз прыгнуть с парашютом?
7. Боитесь ли Вы высоты?
8. Можете ли Вы подойти к незнакомому человеку и заговорить с ним?
9. Боитесь ли Вы аттракционов?
10. Боитесь ли Вы стоять на балконе?
11. Боитесь ли Вы темноты?
12. Страшно ли Вам при просмотре фильмов ужасов?
13. Боитесь ли Вы животных?
14. Боитесь ли Вы грозы?
15. Боитесь ли Вы уколов?
Ключ к ответам: По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15.
Результаты теста:
До 6 баллов включительно– низкий уровень смелости.
От 7 до 11 баллов – уровень смелости средний.
От 12 и выше – вы смелый человек и ничего не боитесь.