Работа по оформлению документации




 

Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию.

Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руководитель использует диагностические методы исследования учащихся и всего коллектива, он должен составить документ – характеристику школьника.

Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника представляет собой:

Характеристика

ученика________ класса________ школы________ города________

1. Общие сведения о школьнике:

- возраст, физическое развитие, состояние здоровья;

- условия жизни и быта в семье, состав семьи, занятия родителей;

- наиболее важные факты биографии, которые могли повлиять на развитие учащегося.

2. Направленность личности:

- общая направленность личности (личная, общественная, деловая);

- нравственное развитие ученика, взгляды и убеждения, стремления, мечты.

3. Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы:

- волевые черты характера;

- проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.

4. Способности и особенности познавательной деятельности:

- учение и деятельности;

- особенности восприятия внимания школьника, наблюдательность;

- развитие образного и абстрактного мышления.

5. Педагогические выводы и рекомендации.

6. Анализ семейных взаимоотношений. (Примечание 4.).

Кроме составления характеристики конкретного школьника, классный руководитель составляет характеристику всего класса:

- сколько отличников;

- кто входит в актив класса;

- сколько детей в основной группе, а сколько в специальной;

- есть ли дети из неполных семей;

- общая оценка класса (сильный, средний, слабый).

Также в обязанность классного руководителя входит проверка дневников учащихся.

Схема изучения дневников учащихся:

1. Внешний вид дневников (правильность заполнения паспорта и других реквизитов дневников, культура ведения дневника, чистота и аккуратность, грамотность записей в дневниках.).

2. Полнота записей домашних заданий у всех учащихся по всем предметам.

3. Оперативность выставления оценок в дневнике учащихся за письменные работы, устные ответы.

4. Соответствие оценок в классном журнале и в дневниках учащихся.

5. Учет и регистрация в дневниках пропусков занятий и опозданий учащихся. (16, с. 27.).

Следующий документ, с которым работает классный руководитель - это классный журнал.

Схема изучения классного журнала:

- внешнее оформление, культура и правильность ведения журнала. Заполнение всех реквизитов журнала;

- выполнение практической части программы: экскурсии, предметные уроки, творческие, лабораторно-практические работы, демонстрации, опыты и т.п.

- система письменных работ и выставления оценок;

- учет посещаемости уроков, занятий;

- объем, характер, дифференциация домашних заданий;

- система проверки знаний учащихся (текущий учет знаний, умений, навыков; тематический учет, накопляемость оценок; контроль за знаниями неуспевающих, второгодников);

- правильность оформлений записей в журнале о пройденном на уроке.

Основной же задачей классного руководителя является составление плана воспитательной работы. Он содержит следующие пункты:

1. Характеристика класса.

2. Воспитательные задачи на определенный период, соответствующие возрасту и характеристике данного класса.

3. Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице).

4. Работа с учителями-предметниками, работающими в классе, со школьным психологом, возможно с социальным педагогом.

5. Работа с родителями учащихся.


Заключение

 

И так, мы проследили основные направления работы классного руководителя и доказали как велика его роль в жизни каждого ученика. От эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.

Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем.

В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают, воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следует и изменение системы работы.

Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений.

Многие классные руководители говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными и для многих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.

Возникший вакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классного руководителя. Причем внимания требуют не только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни.

Но есть одна очень важная проблема – это низкая заработная плата учителей, что снижает стремление учителей к реализации своих целей.

Несмотря на это хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Таким образом, не все классные руководители пессимистически относятся к своей деятельности, и многие являются для своих учеников как бы приемными родителями.


Список литературы

 

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.

2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984. – 271 с.

3. Вульфов Б.З. делать маленькое дело с большой любовью // Социальный работник. – 1992. – № 1.

4. Ганекин Ш.И. Классный наставник и его воспитательная работа // Классный руководитель: сборник статей. – 1939. – 109 с.

5. Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с.

6. Документация школы № 32 г. Пензы.

7. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.

8. Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области // Ярославский педагогический вестник. – 1997. – № 3.

9. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980. – 117 с.

10. Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.

11. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.

12. Литаварова Н. Внученко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителей и родителей и основные пути их разрешения // Воспитание школьников. – 2003. – № 1.

13. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.

14. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Соч. Том VI. – М., 1982. – 280 с.

15. Минтоян П.Ф. Потребительское поведение семьи. – М., 1990. – 140 с.

16. Педагогическая практика. Методические рекомендации для студентов и преподавателей. Вып. 2. – Пенза: ПГПУ, 2000. – 46 с.

17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов. – М., 2000. Кн. 2. Процесс воспитания. – 340 с.

18. Рожков М.И. и др. Индивидуальный стиль деятельности учителя: Диагностика и формирование. Методические рекомендации. – Ярославль, 1995. – 280 с.

19. Рожков М.И. и др. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2001. – 256 с.

20. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – № 7.

21. Тимофеева И. Школьный консилиум // Воспитание школьников. – 2002. – № 2.

22. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с.

23. Шереги Ф.Э. Хорчева В.Г. Сериков В.В. Социология образования. – М., 1997. – 330 с.

24. Шандин В.В. Методические рекомендации по проведению родительских собраний // Воспитание школьников. – 2002. – № 9.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: