Взаимоотношение духовного и телесного, проблема души и разума




Биологические и социальные характеристики человека нашли свое отражение в ряде философских терминов, имеющих достаточно долгую историю. Речь идет о таких терминах, как духовное, телесное, душа, разум, сознание, сознательное и бессознательное и ряде других. Дух, душа и тело — это идущие из античности термины, через которые определялось место человека в мироздании. Античный космос, по определению А. Ф. Лосева, имеет два уровня в мироздании. Первый — уровень материальных разрозненных вещей, лишенных жизни и индивидуальности, он соприкасается со вторым уровнем, уровнем Абсолютного ума (Духа). Посредником между ними выступает душа, которая, являясь частичкой Абсолютного ума (Духа), придает жизнь и индивидуальность материальному телу.

Дух, душа, тело и разум — термины религиозной и философской мысли, которые традиционно служили для раскрытия природы человеческого существа. Античная мысль рассматривает космос как триаду Абсолютного ума, души и тела. Абсолютный ум — вечен, неизменен, совершенен, но он лишен жизни, поскольку он — над жизнью. Тела живых существ, в том числе и человека, принадлежат уровню космоса, который состоит из косных, материальных вещей, лишенных жизни и индивидуальности. Но посредником между этими двумя уровнями космоса (Абсолютным умом и миром материальных вещей) выступает душа — она привносит в тела жизнь и индивидуальность. Человеческая душа, в отличие от душ других существ, имеет разумную часть, позволяющую человеку действовать рассудительно и преодолевать изначальную животную природу. Христианская религиозная философия понимает душу как носительницу образа Божия. Именно совершенствуя душу, человек может приблизиться к Богу. Разум управляет человеческими страстями, помогает человеку преодолеть греховность и существовать в согласии с другими людьми, блюсти окружающий природный мир и в конце концов стать подобием Бога.

Современная научная и философская мысль прибегает к терминам дух, душа, разум в основном в ретроспективном смысле. Но большинство современных научных концепций психики, социальной жизни, философские теории сознания восходят своими истоками к древним учениям о духе, душе, теле и разуме.

Человек, благодаря своей духовности, выделяется из окружающего мира и с помощью разума формирует свое отношение к нему на основе собственного внутреннего мира, что приводит к возникновению мировоззрения.

Мировоззрение — совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок, которые определяют отношение к действительности отдельной личности, социальной группы и общества в целом. Основываясь на определенном мировоззрении, человек определяет свое место в мироздании.

Можно выделить три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное.

Мифологическое мировоззрение сформировалось на заре человечества и просуществовало достаточно долго, определяя культурное развитие античного мира. Затем, сосуществуя с религиозным мировоззрением, оно в известной степени определило средневековую культуру Европы и даже сохранилось в эпоху индустриальной цивилизации в рамках субкультур различных социальных и этнических групп.

К особенностям мифологического мировоззрения относятся:

восприятие мира как единого живого существа;

одушевление всего существующего, в том числе материальных предметов;

единство человека со всем природным миром.

Религиозное мировоззрение традиционно рассматривается как сопутствующее мировым монотеистическим религиям (иудаизм, христианство, ислам), так как политеистическим религиям соответствует мифологическое мировоззрение, исходящее из обожествления множественности природных сил.

Основными чертами религиозного мировоззрения являются:

противопоставление природному миру сверхъестественного мира и выявление сверхъестественных причин для природных явлений;

формирование представлений о верховном существе (Боге), творце мира и человека;

понимание человека как существа, наиболее близкого Богу и имеющего особый статус по отношению ко всему природному миру.

Научное мировоззрение как особый вид мировоззрения начало формироваться в Новое время в Европе. Оно преодолело и отвергла религиозный и мифологический типы мировоззрения. Становление научного мировоззрения неразрывно связано с прогрессом естественно-научного знания и кризисом религиозной картины мира.

Основными чертами научного мировоззрения являются:

понимание естественных причин (физических, биологических и др.) существования природных явлений;

отрицание верховного творящего существа;

понимание человека как единственного носителя сознания, способного преобразовывать окружающий мир по своему усмотрению.

Тип мировоззрения определяет культурное развитие общества, функционирование социальных институтов и духовную жизнь личности.

Мировоззрение — это одновременно и результат активного взаимодействия человека с окружающим миром, и установка для дальнейшей сознательной деятельности.

Деятельность как способ бытия человека. Виды деятельности

Деятельность является основой человеческого бытия, формой выражения его сущности. Сложность человеческой природы наиболее полно раскрывается в многообразии форм и видов деятельности человека. Деятельность человека существенно отличается от поведения животных, которое характеризуется, прежде всего, приспособлением к миру, адаптацией к уже сложившейся окружающей среде. Деятельность же всегда предполагает сознательное изменение природного мира как среды обитания человека, а также совершенствование общественной системы, которая, по сути, является главным показателем плодотворности человеческой активности. Таким образом, в отличие от животного, поведение которого обусловлено исключительно бессознательным мотивом, человеческая деятельность имеет в своем основании сознательно сформулированную цель и план, способствующий ее достижению. При этом зачастую человек использует разнообразные вспомогательные средства, способствующие более полному и быстрому достижению цели.

Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов:

человека (или субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками;

операций целесообразной деятельности;

объектов, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций.

Все усилия человека завершаются результатом или продуктом деятельности. В научной сфере — это научные знания, открытия; в искусстве — это оригинальные художественные произведения; в политической сфере — это новые политические идеи, властные полномочия и т. п.

Таким образом, необходимо выделить следующие важнейшие характеристики понятия «деятельность»:

Деятельность есть специфическая человеческая форма отношения к миру, содержание которой составляет целенаправленное и целесообразное преобразование мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя.

В отличие от биологически мотивированного поведения в животном мире, деятельность предполагает свободное целеполагание, проектирование целей. Она всегда произвольна.

Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными программами. Эти программы не только реализуются в деятельности, но вырабатываются и изменяются в ней.

Деятельность способна к неограниченному саморазвитию. В этом обнаруживается ее принципиальная открытость и универсальность.

Первой и последней целью любой деятельности является удовлетворение той или иной потребности.

Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Современные ученые выдвигают несколько классификаций потребностей: по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); по объектам (материальные, духовные).

Удовлетворение потребностей осуществляется в рамках определенной сферы общественной жизни. Поэтому деятельность условно можно разделить на следующие виды: экономическая, социальная, политическая, духовная. Понятно, что по мере усложнения общественных отношений виды деятельности все более дифференцируются.

У первобытных людей вообще проблематично выделить виды деятельности, которые находятся в неразделенном единстве. В современном же мире спецификация деятельной активности людей достигает наивысшей степени. В плане организации их жизни это обеспечивает определенные преимущества. Принцип разделения труда, актуализирующийся в системе сотрудничества «узких» специалистов всех отраслей общественной деятельности, способствует повышению объективного качества достигаемых результатов.

Таким образом, разнообразие видов деятельности людей во многом обусловливает степень развитости общества.

От видов человеческой деятельности следует отличать ее формы. Многообразие форм деятельности обусловлено сложностью человеческой природы. В отличие от видов деятельности, каждая из которых связана с удовлетворением той или иной потребности, формы деятельности сопряжены с основными человеческими способностями. Известно много типологий способностей. Одна из таких типологий выделяет следующие способности: интеллектуальные, физические, коммуникативные, творческие. Вступая в различные соотношения, способности определяют следующие формы деятельности:

трудовую (труд);

познавательную (познание);

коммуникативную (общение);

творческую (творчество).

Трудовая деятельность (труд) является базовой формой человеческой деятельности. Все прочие ее формы обладают признаками «труда», отличающими человека от животного. Труд — процесс, в котором человек своей собственной активностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, целенаправленно воздействует на предметы природы и преобразует их. В процессе труда человек «вкладывает» в предмет свои физические и духовные силы, они переходят в предмет, превращаются в особые, порожденные трудом свойства предмета. Благодаря этому человек изменяет предмет, приспосабливает его к своим нуждам и потребностям. В то же время труду присущ и противоположный процесс: человек включает в состав своей деятельности, превращает в свои собственные знания и умения то, что до этого принадлежало предмету. А это предполагает опору на опыт предшествующих поколений, ибо природа предстает перед человеком как освоенная человеческим трудом, и он застает при включении в общественную жизнь сложившуюся систему производства, необходимые правила н приемы трудовой деятельности. Следовательно, труд носит общественный характер, т. е. является процессом, протекающим в обществе и при помощи средств, созданных обществом.

Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности идеальным образом в сознании человека. О нем более обстоятельный разговор впереди.

Общение — такая форма деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Духовное общение выполняет важные социальные функции: обмен информацией, передачу опыта, организацию людей для какой-либо деятельности. Никакая сфера деятельности людей не может быть осуществлена вне общения. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологические функции, то есть осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека.

Игра — форма физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации за рамками его актуальных социальных ролей. Игра трактуется как форма существования человеческой свободы, высшая страсть, самоценная деятельность. Игра классифицируется на игры состязания, игры подражания (театр), азартные игры, обучающие и деловые игры, игры человеческого воображения. Она создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей.

Игра имеет немалую ценность как элемент творческого поиска, она способствует построению возможных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных и философских систем, спонтанному самовыражению индивида.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: