Проблема человека в истории философии




Задание

Изучить теоретический материал, выполнить задания, ответить на вопросы

1. Каковы основные подходы к проблеме человека в истории философии?

2. Как соотносятся биологическое и социальное начало в человеке?

3. Перечислите основные виды деятельности?

4. В чем суть творчества?

5. Почему человека волнует проблема смысла жизни?

6. Какова структура личности?

7. Назовите основные категории бытия человека

8. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»?

9. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым?

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

10. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? — Дайте развернутый ответ.

11. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?

12. В чём смысл жизни человека?

 

Критерии оценивания

(1 – 7 вопросы оцениваются 2 баллами; 8 – 12 – 3 баллами)

Итого – 29 баллов

«3» - 17 – 21 балл

«4» - 22 – 25 баллов

«5» - 26 – 29 баллов

 

Обратная связь с преподавателем Красильниковой Е.А. по электронной почте elenakrasilnikova@myrambler.ru

 

Сущность и смысл существования человека

Проблема человека в истории философии

В первобытном обществе человек учился отделять себя от природы и от других людей. Начали формироваться личностные качества каждого индивида, осмысление противоположностей «человек — мир», а после возникновения религии — «человек — бог».

Первые греческие философы воспринимали человека как часть природы, как микрокосм — миниатюрную копию огромного космоса. В человеке есть в миниатюре все силы и проявления макрокосма, то есть окружающей нас Вселенной. Но осмыслить мир человека оказалось не так просто. Материалистическое учение об атомах мало могло дать для понимания общественного развития и отношений между людьми. Софисты, Сократ и Платон впервые начали обсуждать специфические человеческие, социальные явления — интересы и ценности человека, логику движения мысли. Крупнейшему софисту Протагору принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей». Все события в природе и обществе можно, по его мнению, оценить в специфическом ракурсе — сопоставить их с ценностями и интересами человека. Платон и Аристотель разрабатали первые в европейской философии развернутые учения об обществе и государстве.

Античная религия признавала только одно принципиальное различие между богом и человеком — люди смертны, а боги бессмертны. Люди могут вступать в контакт со сверхъественными силами — разговаривать с богами, помогать им, вступать с ними в сговор, обманывать (как Прометей, согласно легенде укравший у богов огонь). Непреодолимой пропасти между богом и человеком нет. При желании боги даже способны наделить человека бессмертием.

Другой взгляд на человека формировался в христианстве. Как известно, в Средние века в Европе христианство превратилось в господствующую официальную идеологию. Оно рассматривала человека как слабое, греховное существо, которое должно посвятить всю жизнь спасению своей души и служению богу. Бог считался всемогущим — не может быть и речи о торге, споре или заключении с ним союза, его бесполезно пытаться обмануть. Бог все знает и все может, человек же в состоянии только умолять его и стремиться исполнять божественные предписания. До конца познать бога человек не в силах. Ислам тоже рассматривал человека как раба бога. Чего бы ни достиг человек, он всегда остается слабым и ничтожным по сравнению с богом.

В эпоху Возрождения (XIV — XVI века) в Европе сформировалась новая, раннебуржуазная идеология, получившая название гуманизм. Гуманистическое мировоззрение во многом воспроизводит античное понимание человека: он несет в себе огромные возможности, в нем есть прекрасное, возвышенное и героическое, сближающее человека с богом. Создатели гуманистической идеологии (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо и др.) считали изучение человека, его внутреннего мира, чувств и эмоций, реальных земных проблем человеческого бытия главной задачей науки и искусства. Красота и величие человека гениально воспеты в произведениях живописцев и скульпторов этой эпохи, таких как «титаны Возрождения» Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти. В эпоху Возрождения начали исследовать строение человеческого организма, что открыло путь к современному естественно-научному знанию о человеке. Появились более глубокие, постепенно освобождающиеся от религиозных догм концепции общества, был создан утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), разрабатывалась идеология тоталитарных, диктаторский режимов (Н. Макиавелли).

В Новое время (ХVII — XVIII века) развитие естествознания, медицины и некоторых наук об обществе позволили создать более широкое и свободное от религии материалистическое учение о человеке. Согласно Ф. Бэкону и Р. Декарту, человеческий разум способен понять сущность мироздания. В это время начала формироваться научная медицина, появились элементы психологических знаний, этика и эстетика, политическая экономия, возникли буржуазные концепции личности, общества и государства, теория естественного права. Специфика естествознания ХVII — ХVIII веков обусловила механистический взгляд на человеческий организм: его пытались объяснить как сложнейшее механическое приспособление, в котором по законам физики движутся атомы и молекулы. Французский материалист Ж.О. де Ламетри писал о людях в своей работе «Человек-машина»: «...гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, сколько бы они не претендовали на то, чтобы быть выше животных, в сущности являются животными и ползающими в вертикальном положении машинами. Эти машины отличаются замечательным инстинктом, из которого посредством воспитания образуется ум, всегда находящийся в мозговой ткани...». Постепенно наука начала осознавать, что объяснить весь мир, а тем более человека и общество законами механики не удастся.

Идеалистическая философия (Беркли, Юм, Кант) выражала сомнение в бесконечных познавательных возможностях человека. С точки зрения Канта наше познание по своей природе конечно и ограниченно — мы не можем познать вещь в себе. На рубеже ХVIII — XIX веков с критикой идей Канта выступил Гегель. Он считал человеческое познание достоверным и истинным. Человек для Гегеля — необходимая, высшая ступень развития Вселенной. Однако человек — прежде всего дух. Он порожден лежащей в основе мира нематериальной силой — мировым духом.

Концепции Гегеля противостояло учение о человеке в материалистической философии XVIII — XIX веков (французских материалистов, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского). Они считали, что главное в человеке — не духовная сущность, а то, что он «материальное существо», «часть природы», подчиненная ее законам. Следующий шаг вперед сделал Карл Маркс, обосновавший понятие социальной формы материи. Общество — новая ступень развития Вселенной, опирающаяся на природу и ее законы. Но сущность общества выражена в новых, только ему свойственных материальных социальных закономерностях. Их невозможно свести ни к природным, ни к духовным. Маркс рассматривал человека как высшую ступень развития материи — существо, способное к универсальной трудовой деятельности. Человек может существовать только перестраивая, преобразуя в процессе труда более простые формы материи и тем самым постоянно воспроизводя необходимые для себя условия жизни. В этой преобразовательной деятельности формируется человеческая личность, развиваются ее способности и создаются потребительные стоимости, удовлетворяющие человеческие потребности. С точки зрения марксизма высшая ступень развития общества создаст возможности для гармоничного, всестороннего развития личности, реализации всего творческого потенциала (способностей) каждого человека. Маркс впервые подвел конкретное экономическое основание под гуманистические идеи эпохи Возрождения: новая общественно-экономическая формация должна возникнуть как закономерный результат естественно-исторического процесса развития материального производства и общества в целом.

На рубеже XIX — XX веков появились несколько новых конкретно-научных концепций природы человека и общества, которые вскоре получили философское осмысление. Это теория возникновения человека, русский космизм, учения З. Фрейда и И.П. Павлова о сознании и психической деятельности.

Теорию возникновения и биологической эволюции человека начал разрабатывать Ч. Дарвин. Опираясь на нее, Ф. Энгельс сформулировал трудовую теорию антропосоциогенеза — учение о социальных закономерностях развития первобытного общества (являющихся высшими, более сложными по отношению к закономерностям биологическим).

Зигмунд Фрейд построил свою концепцию человека на исследовании психической деятельности, прежде всего бессознательных слоев психики и сексуальных инстинктов. Явная переоценка австрийским ученым влияния сексуальных влечений на развитие цивилизации была скорректирована его последователями — неофрейдистами. И. П. Павлов подошел к изучению сознания и психики как бы с другой стороны — он создал учение об условных рефлексах. Русский физиолог анализировал не содержание мысли, психических процессов, как Фрейд, а механизмы функционирования материального носителя мысли и всей психической деятельности — нервной системы животных и человека. Павлов и Фрейд создали две конкурирующие научные школы, разными методами изучавшие высшую нервную деятельность и психику. В конечном счете эти два подхода смогли дополнить друг друга и внести свой специфический вклад в целостное учение о человеке.

Уникальная российская научная школа, изучавшая связь человека с окружающей его природой и Вселенной в целом, получила название русский космизм.

К русскому космизму принадлежали мыслители, имевшие разные научные интересы и мировоззренческие ориентации. Наиболее известные из них — утопист Н. Ф. Федоров (1828 — 1903), священник и религиозный философ П. А. Флоренский (1882 — 1943), Н. А. Бердяев, создатель ракетодинамики и астронавтики К. Э. Циолковский (1857 — 1935), основоположник геохимии, биогеохимии и теории биосферы В. И. Вернадский (1863 — 1945). Главная мысль, объединившая этих ученых в одно направление, — это идея активной эволюции, то есть необходимости нового, сознательного этапа развития мира.

Практически все философские концепции XIX — ХХ веков считают проблему человека, общества, человеческого познания центральной проблемой современной философии.

Природа человека, смысл его жизни издавна служили поводом для серьезных теоретических дискуссий. Человек как особый феномен давно является объектом рассмотрения многих гуманитарных наук, в частности философии, экономики, психологии, социологии и др. Однако каждый человек даже в рамках своей повседневной жизни сталкивается с необходимостью отвечать перед собой и другими на многие вопросы, связанные с глубинными основами собственного бытия. Это вопросы о самоценности, свободе и ответственности, смерти, своем месте в общественной жизни и др. Очевидно, что, приобщаясь к мировому философскому, социально-политическому и культурному опыту осмысления этих проблем, мы открываем что-то существенно важное и для своей собственной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: