Технологическая карта урока




Предмет: Обучение грамоте (русский язык, письмо)

Класс: 1

УМК «Школа России»

Тема: Письмо заглавной буквы Д Тип урока: урок систематизации знаний
Цель: создание условий для развития навыка письма заглавной буквы Д; письмо предложений, содержащих слова с заглавной буквой Д.
Планируемые результаты
Предметные: Знать элементы заглавной буквы Д. Понимать различия между звуками и буквой, их обозначающей. Уметь писать слова и предложения, содержащие слова с заглавной буквой Д. Анализировать слого – звуковые схемы слов. Синтезировать читатьпредложения и списывать их. Оценить значимость изучения буквы Д для формирования навыков грамотного письма. Метапредметные: Регулятивные: формулировать учебную цель урока совместно с учителем; проговаривать последовательность своих действий; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные: осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; грамотно оформлять свои мысли в устной форме. Личностные Устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?). Понимать значимость обучения, развивать мотивацию к обучению.
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир
Основные понятия: заглавная и строчная буквы, звуки/буквы, слого – звуковая схема, слог, соединение.
Методы, технологии: словесные (беседа, объяснение), наглядные (иллюстрация), практические (упражнение)
Ресурсы урока:
Для учителя: Для учащихся:
Ход урока:
Этап урока Действия учителя Действия учащихся
Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок письма. Проверьте, пожалуйста, лежат ли у вас на партах прописи и пеналы. И, если вы готовы к уроку, то можете сесть: сначала тихо сядут девочки, затем ещё тише – мальчики. Здороваются с учителем, проверяют свою готовность к уроку. Садятся за парты.
Мотивация к деятельности, актуализация, целеполагание Катя, не очень удачные слово дым, чтобы выводить на тему «Заглавная буква Д» М.б., задать еще один вопрос: Если предложение начинается со слов дым и дерево, как их напишем? После того, как дети отгадают две загадки, задать этот вопрос. Добавила загадку, где в отгадке есть звук [д’] - Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку. Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом, Но нигде-нигде меня Не бывает без огня. (Дым) - Что же это такое? - Правильно! Это – дым. - Назовите первый звук в слове дым. Дайте характеристику звука. - Послушайте еще одну загадку. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. - Что это? Назовите первый звук. Расскажите о звуке [д’]. - Какой буквой обозначаются звуки [д], [д’]? - Вы правы! А как вы думаете, что мы сегодня будем делать с этой буквой? А зачем? - Действительно, тема нашего урока это заглавная буква Д. Мы будем стараться совершенствовать свои умения писать буквы, слова с этими буквами, закреплять знания письма предложений. Отвечают по поднятой руке: - Это – дым. - В этом слове первая буква Д. - Она обозначает звук [д’]. - Звук [д’] согласный, мягкий, звонкий. - Мы будем писать эту букву, чтобы научиться делать это лучше и красивее.
Работа в прописи - Для этого откройте свои прописи на страницах 18 – 19. - Для развития мышц пальцев и руки, наверху этих страниц у нас даны рисунки. (Включаю презентацию, слайд №1.) - Скажите, на что они похожи? - Правильно. Они, и правда, похожи на дымок. - Наша загадка подходит к рисункам? - Прежде, чем мы обведём их, давайте вспомним правила письма: как мы должны сидеть? Как должна лежать пропись? А кто покажет своим одноклассникам, как нужно держать ручку? - Молодцы! Возьмите свои ручки и приступите к обводке: сначала проведите линию по контуру, а затем продолжите её самостоятельно. Не забывайте о своей осанке! - Что вы видите над рисунками? (Элементы букв) - Элементы каких букв написаны? - Какие из этих элементов являются элементами заглавной буквы Д? - Какие слова пишем с заглавной буквы? Приведите примеры слов, которые напишем с заглавной буквы Д? - В каком еще случае слово напишем с заглавной буквы Д? - Назовите элементы строчной буквы д. (Презентация, слайд №2.) - Есть ли одинаковые элементы у строчной и заглавной буквы д? - Обведите элементы этих букв. Ведите руку в направлении, указанном стрелочками. Не забывайте о правилах, которые мы повторили. - А теперь, когда наша рука подготовилась к письму, вспомним написание строчной и заглавной букв Дд. Сейчас я стану на минутку волшебником. На доске покажу написание письменной заглавной буквы, но писать буду не мелом, а водой. - Вы должны слушать меня очень внимательно и быстро работать, а почему, увидите чуть позже. Повторяйте за мной написание букв в воздухе. (Объясняю написание заглавной буквы Д: «Ставлю точку чуть ниже вспомогательной строки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю влево – пишу укороченную петлю, веду до нижней рабочей строки, затем веду вверх – пишу полуовал, до верхней рабочей строки, закругляю до середины вспомогательной строки.»). - Давайте ещё раз все вместе повторим: я на доске, а вы в воздухе. (Объясняю написание заглавной буквы Д: «Ставлю точку чуть ниже вспомогательной строки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю влево – пишу укороченную петлю, веду до нижней рабочей строки, затем веду вверх – пишу полуовал, до верхней рабочей строки, закругляю до середины вспомогательной строки.»). - Запишем заглавную букву в прописях на странице 19. Сначала обведем образец, а потом напишем еще 3 таких же. - Когда закончите письмо, дайте мне об этом знать. - Молодцы! Пока вы писали буквы в прописях, посмотрите, что произошло с буквой на доске? - Да она исчезла, потому что вода испарилась. Это происходит из – за того, что молекулам, маленьким частичкам воды, становится слишком жарко на доске и для того, чтобы охладиться, они улетают наверх в виде пара. - Теперь вспомним написание строчной буквы д (Объясняю написание строчной буквы д: «Ставлю точку чуть ниже верхней рабочей строки, пишу овал, довожу до верхней рабочей строки и пишу вниз прямую наклонную удлиненную линию с петлей внизу.»). - Возьмите свои ручки так, как вам уже показал одноклассник. Пропишем эту букву в воздухе. (Объясняю написание строчной буквы д: «Ставлю точку чуть ниже верхней рабочей строки, пишу овал, довожу до верхней рабочей строки и пишу вниз прямую наклонную удлиненную линию с петлей внизу»). - Замечательно!Обводим строчную букву д по контуру и дописываем до конца строки. - Обратите внимание на первую строчку на странице 18. Что на ней написано? - Как это называется? - Да, это - соединение заглавной и строчной букв д. Какое оно? - И правда, верхнее! Заглавная буква Д будто тянется к строчной. Обведите, пожалуйста, это соединение. Затем пропишите еще 3. Вы - в прописях, а я - на доске. Не забывайте делать отступы, старайтесь выполнять работу красиво. - Так как вы не первый урок изучаете эту букву, я хочу проверить, как вы усвоили написание соединений. Для этого мы немного поиграем. Я буду показывать вам слоги, а вашей задачей будет правильно их записать на двух последних строчках страницы 19. - Кто не понял задание? - Будьте внимательны! (Показываю карточки Да, Ду, Ди, до, ды, проверяю работу, проходя по рядам, выписываю на доску ошибочные варианты.). - Посмотрите на доску. Как вы думаете, почему я так записала эти слоги? - Совершенно верно! Это – ошибочные варианты. - А что в них неправильного? - Так писать нельзя. Старайтесь больше не допускать этих ошибок. - А какой слог, на ваш взгляд лишний? Докажите. - Правильно! Первый звук в слоге ди мягкий. Открывают прописи, работают в них, отвечают на вопросы по ходу урока: - Рисунки в прописи похожи на дым. - Да! Вспоминают правила письма. Выполняют обводку. Рассматривают элементы строчной и прописной буквы Д. - С большой буквы пишутся различные названия, а также начало предложения. Обводят элементы букв, затем прописывают их сначала в воздухе, а потом – в прописях. Наблюдают за испарением воды. Прописывают соединение строчной и заглавной букв Д, предварительно обсудив его с учителем. Принимают участие в игре: записывают слоги. Выделяют лишний, обосновывают своё мнение по поднятой руке.
Физ. минутка - Вы отлично справились с моим заданием, поэтому я предлагаю вам немножко размяться. Встаньте, пожалуйста, тихонько задвиньте свои стульчики и выйдите в проход. Повторяйте движения за мной: Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.) Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. - Спасибо, ребята! Можете садиться. Продолжим нашу работу. Встают, задвигают стулья, выполняют физ. минутку вместе с учителем.
Работа в прописи - Посмотрите на доску. Что написано на доске? Прочитайте их про себя. (Мальчик гнал коров на пру… В руке у него был пру…) - Что вы заметили? Что не так? - Какое слово должно быть в первом предложении? Что такое пруд? - А во втором предложении? Что такое прут? (Вывешиваю картинки на доску.) - Произнесите последний звук в первом и втором слове. Эти звуки разные или одинаковые? - А последние буквы в словах будут разными или одинаковыми? - Как же нам правильно записать слова? Что надо сделать? - Нужно представить, будто этих предметов не один, а – много. - Посмотрите, в прописи дан образец. Слева написано проверочное слово «пруды», а справа слово, которое нужно проверить. - Прочитайте следующее слово. Давайте вместе его произнесём. - Да, правильно – плод. - Сколько слогов в этом слове? Как узнали? - А сколько согласных звуков в слове? Назовите их. - Какие они? - Каким цветом в схеме раскрасим согласные? - Да. Возьмите синие карандаши и закрасьте схему. - Рядом со схемой запишите то слово, к которому мы только что оформили схему. - Теперь самостоятельно поработайте со словом «плоты»: раскрасьте схему и запишите слово. - Посмотрите на доску – вот, что должно было у вас получиться в прописях. - Давайте вернёмся к нашим предложениям. Какая же буква должна быть написана в первом предложении? А во втором? Как вы это узнали? -Да, вы представили, что говорится не об одном предмете, а о нескольких. - Давайте уточним, чтобы правильно написать звонкую или глухую согласную на конце слова, надо … (Подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.) - Сегодня мы уже говорили о случаях, когда надо писать прописную букву. Напомните еще раз. - Правильно! Посмотрите на карту. (Включаю проектор, слайд №3.) - Что мы видим? - Найдите и прочитайте названия рек. - Как написаны названия на карте? - Название каких рек начинается с буквы Д? (Показываю реки на карте.) - Прочитайте, что написано у нас в прописи на 18 странице. - Реки. Нам надо написать названия рек. Как их напишете? - Какое соединение у букв д и о? А у букв о и н? Правильно! - А кто может назвать мне соединения в слове Днепр? - Замечательно! Пропишите эти слова по 1 разу. Не забываем о наклоне. - Теперь обратимся к предложению ниже. Кто его прочитает? - Сколько слов в предложении? Где в них можно допустить ошибку? - Запишем его под диктовку. А как это – под диктовку? М.б., лучше диктовать Вам? Каждое слово по слогам: прочитали слово, записали, проверили. - Под диктовку, то есть медленно и по слогам. Кто из вас готов диктовать и писать? (Под диктовку 1 ученика записываю предложение.) - Отлично! - А какие города вы знаете? (Выключаю проектор.) - Замечательно!Прочитаем, названия каких городов есть в прописях. - Дубна и Дмитров, города Московской области. Обведите слово «города». - На что указывает нам черта? - Какой слог ударный? - Правильно! (Включаю презентацию, слайд №4.) - В Ленинградской области тоже есть много сел, деревень и городов. Вы можете видеть их на карте. Их создали руки человека: не только строители, архитекторы, проектировщики, но и люди других профессий. Они трудятся, чтобы города росли и развивались для нашего благополучия. Их работу важно ценить и уважать. Давайте прочитаем пословицу о труде в прописях. - Как бы вы объяснили, о чём она? - Эта пословица говорит о том, что без приложения каких – либо усилий, человек никогда не сможет достичь своей цели. - А какие еще пословицы о труде вы знаете? - Прекрасно! - Посмотрите снова в пропись: предложение записано печатными буквами. Нам нужно записать предложение письменными буквами на свободной строке. - Просчитайте сколько слов в предложении. Назовите первое слово, второе … - Как нужно записать первое слово в предложении? Что нужно поставить в конце? - Кому непонятна задача? - Приступайте к записи. - Вот какое предложение у вас должно было получиться, проверьте себя. (Показываю эталон.) Катя, последнее предложение тоже нужно будет продиктовать и записать на доске Читают предложения. Отвечают на вопросы учителя: - В этих предложениях слова записаны не до конца. - В первом предложении говорится о пруде, то есть о небольшом водоёме. А во втором – о пруте, то есть о тонкой веточке. - Слышится звук [т]. - Нужно изменить слово так, чтобы звук был отчётливо слышен. Читают слова в прописи, проводят слого – буквенный разбор. После формулирования и разбора правила вставляют нужные буквы в исходные предложения. Вспоминают случаи, в которых следует писать прописную букву. Оговаривают их. - Мы видим географическую карту. - Объекты на карте имеют своё название. - Названия пишутся с заглавной буквы. - Двина, Дунай, Десна, Дубна и т.д. - У букв д и о верхнее соединение, у букв о и н – тоже верхнее. 1 ученик называет все соединения в слове «Днепр». Прописывают названия рек. Затем читают предложение, выделяют трудные места и записывают под диктовку одноклассника. Перечисляют известные им названия городов. Обводят слово «города». - Черта указывает на ударение в этом слове. - Ударный слог «да». Слушают речь учителя. Читают пословицу о труде, объясняют её значение своими словами. Вспоминают другие пословицы о труде: - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - Сделал дело – гуляй смело. - Как потопаешь, так и полопаешь и так далее. - В этой пословице 4 слова. - Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце – ставится точка. Самостоятельно записывают предложение, сверяют его с эталоном.
Рефлексия - Наш урок подходит к концу, вы сегодня тоже, как настоящие работники, потрудились. Какой же вы труд выполняли? - Чем вы занимались? - Что было трудного в этой работе? А интересного? - Чем это занятие может вам помочь в дальнейшем? - Замечательно! Я тоже считаю, что навыки, которые мы сегодня отрабатывали, обязательно помогут вам красиво и правильно писать, что теперь вы, ребята, никогда не допустите ошибок с буквой Д. - В завершении урока я хотела бы попросить вас закрыть глаза и вспомнить приятные моменты нашего урока. Мне было очень приятно, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны. - Я хочу, чтобы все, кто считают, что работали хорошо – улыбнулись мне, а те, кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. - Большое спасибо за урок, ребята. Желаю вам успехов и приобретения новых знаний. Урок окончен! Отвечают на вопросы учителя: - Мы занимались письмом букв, слогов, слов и предложений. - Этот урок может помочь нам научиться лучше писать. Оценивают свою работу на уроке, закрыв глаза.
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: