Выявление динамики развития духовно-нравственной культуры личности школьника на уроке музыки




Понятие духовность рассматривается в научной литературе как высший уровень развития личности, при котором человеческое поведение мотивируется высшими общечеловеческими ценностями, а активность личности направляется на удовлетворение духовных потребностей; а так же как важнейший ресурс, позволяющий человеку организовать свои действия и поведение в соответствии со своей системой ценностных ориентаций и выстраивать позитивные взаимоотношения с обществом, другими людьми и с самим собой на высоком уровне морали и нравственности [3].

Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями [6]. На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система идеалов, норм, духовных ценностей, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.

Поддуховной культуройличности следует понимать систему личностно значимых свойств и качеств, связанных с ориентацией личности на духовные ценности человечества, такие, как мировоззренческо - философские илисмысложизненные ценности (жизнь,смерть, вечностьвремя, прошлое,настоящее, будущее, судьба, память, гуманизм, творчество, свободаи др.), нравственные ценности (добр, зло, человечность, милосерди е, справедливость, достоинство, верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестност ь, дружба, любовьи др.), эстетические ценности (гармония, красота, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое).

В нашем исследовании мы определяем духовную культуру школьника как значимое качество личности, формирующееся и развивающееся в процессе художественного общения с духовными ценностями, заключенными в произведениях музыкального искусства, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии.

В рамках нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ГУО «Начальная школа №65 г. Гомеля» в 4 классе. С целью выявления духовного развития детей нами был проведен урок на тему «Музыка церкви и костела. Библейские сюжеты».

Данный урок выстроен на методе пространственно-временных аналогий и взаимодействия различных видов искусств. Используя прием сопоставления музыки и эпохи, рассматривается музыкальный материал от средневековья до наших дней, анализируется и сравнивается между собой.

Используемые источники: Библия, СД диск «Святые лики», СД диск «Лувр» (интерактивная энциклопедия на русском языке), СД диск «Большая художественная энциклопедия», СД диск «Музеи Европы», СД диск «Земле русская» (песнопения Всенощного бдения и Божественной литургии), СД диск «Органная музыка И.С. Баха», СД диск «Энциклопедия классической музыки», аудиозапись лучших произведений Луи Армстронга.

На первом этапе эксперимента мы выявляли исходный уровень духовной культуры школьников. Диагностика проводилась в экспериментальной и контрольной группах. На основании анализа содержательной характеристики духовной культуры личности мы определили показатели сформированности исследуемого качества, согласно ранее выделенным компонентам духовной культуры (таблица 1).

 


Таблица 1. Компоненты и показатели оценки уровня развития духовной культуры школьников

Компоненты духовной культуры личности школьника Показатели оценки уровня развития духовной культуры школьника
Когнитивный Представление о духовных ценностях человеческой культуры; знание произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры; знание позитивных примеров и образцов действий и поступков из жизни великих людей (композиторов, исполнителей), соответствующих идеалам мировоззренческих, нравственных и эстетических ценностей
Ценностный Сформированная система духовных ценностей, толерантность, признание ценности другого человека; умение сочувствовать и сопереживать другому; умение чувствовать единство с миром и ответственность за него
Поведенческий Степень активности и заинтересованности школьника в полноценном общении с музыкальным искусством во всем многообразии видов, жанров и форм; самостоятельном использовании и приобретении знаний, мнений, позиций, идей в процессе музыкальной деятельности; стремление заниматься самостоятельной музыкально-творческой деятельностью; умение общаться с произведениями музыкального искусства

 

Указанные критерии обусловили выделение трех уровней развития духовной культуры школьников: высокий, средний, и низкий.

Высокий уровень характеризуется:

знанием произведений искусства, отражающих ценности духовной культуры, и их авторов шире программных требований, ребенок знаком с образцами не только классического, но и современного искусства;

наличием положительной установки на восприятие музыки;

− наличием представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;

− ярко выраженной способностью воспринимать душевное состояние другого человека и проявлять чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);

− умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям, выявлять качества музыки, характеризующие ее как художественную ценность;

− личной заинтересованностью и самостоятельностью в приобретении и использовании знаний и умений в учебной и досуговой музыкальной деятельности; устойчивым стремлением к полноценному общению с музыкальным искусством.

Средний уровень характеризуется:

− знанием произведений искусства, отражающих ценности духовной культуры, в объеме программных требований, ребенок знаком с отдельными образцами классического, а также современного искусства;

наличием положительной установки на восприятие музыки,

наличием отрывочных представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;

фрагментарным проявлением способности воспринимать душевное состояние другого человека и проявлять чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);

наличием способности различать «глубокое» и «поверхностное», «позитивное» и «негативное», «высокохудожественное» и «низкопробное» в музыке; фрагментарными проявлениями способности к аргументированной музыкальной оценке;

− неустойчивым стремлением к полноценному общению с музыкальным искусством, самостоятельному приобретению новых музыкальных знаний в учебной и досуговой деятельности.

Низкий уровень характеризуется:

отсутствием знаний произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры;

отсутствием положительной установки на восприятие музыки,

отсутствием представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;

не замечает и не реагирует на внешние проявления душевных переживаний другого человека; не проявляет чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);-

неумение выделить художественные достоинства музыкального произведения, музыка оценивается школьником преимущественно по критериям популярности, шлягерности, разрекламированности;-

отсутствие стремления к полноценному общению с музыкальным искусством (во всем многообразии жанров, видов и форм); полученные музыкальные знания остаются невостребованными в собственной деятельности.

Изучение исходного уровня исследуемого качества включило в себя предъявление школьникам двух анкет и теста.

Результаты количественной обработки полученных на констатирующем этапе эксперимента данных приведены в таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты оценки уровней развития духовной культуры школьников на констатирующем этапе эксперимента

Компоненты Уровни
  высокий средний низкий
  ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Когнитивный 17% 18% 48% 47% 35% 35%
Ценностный 29% 32% 37% 35% 34% 33%
Поведенческий 31% 30% 33% 35% 36% 35%

 

Основной целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась проверка эффективности применения художественного общения как педагогического средства в процессе формирования духовной культуры школьников.

На данном этапе нами был разработан урок «музыка церкви и костела. Библейские сюжеты».

Духовно-творческие ситуации были связаны с организацией двух основных типов художественного общения: внутреннего (диалог со вторым «Я», с композитором или героем произведения; с произведением музыкального искусства в целом, его смысловым содержанием) и внешнего (диалог о музыке и по поводу музыки с учителем, одноклассниками) диалогов. Содержанием духовно-творческих ситуаций стали задачи, факты, которые ставили школьника перед необходимостью понимать поступки или поведение героев произведения и давать ему нравственную оценку; обосновывать личную и социальную значимость действий и поступков героев; находить нравственно оправданную цель этих поступков.

В начале процесса организации художественного общения преобладали ситуации, направленные на развитие когнитивного и ценностного компонентов духовной культуры школьников. На данном этапе кульминация урока приходилась на вводную часть (завязка, введение в тему урока, постановка проблемы), основной целью которой было знакомство учащихся с библейскими сюжетами и духовной музыкой, отражающими ценности духовной культуры, изучение художественно-образного языка музыкального искусства (средства музыкальной выразительности) и организация взаимодействия учащихся с музыкальным произведением (художественного общения).

На уроках музыки активно использовались такие методы и приемы, как рассказ, инсценирование (проигрывание ситуации, изображенной в музыке), «вхождения» в музыку, прием сравнения.

Промежуточным результатом стало приобретение школьниками способности эмоционально откликаться, «читать» чувства, эмоции и отношения, заложенные автором в музыкальном произведении.

Заключительный третий этап эксперимента (контрольный) включил в себя повторный диагностический срез в экспериментальной и контрольной группе с целью выявления динамики развития духовной культуры школьников. Результаты измерения конечного уровня духовной культуры школьников в экспериментальной и контрольной группах показали, что такие показатели, как когнитивный, ценностный в экспериментальной группе заметно возросли (таблица 3).

 

Таблица 3. Результаты оценки уровней развития духовной культуры школьников на контрольном этапе эксперимента

Компоненты Уровни
    высокий средний низкий
    ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
1. Когнитивный 36% 28% 40% 40% 24% 32%
2. Ценностный 37% 28% 37% 44% 26% 28%
3. Поведенческий 35% 28% 40% 36% 25% 36%

 


Заключение

духовный музыка школьник нравственный

Проведённое исследование с целью изучения и выявления эффективности современной духовной музыки на духовно-нравственное воспитание младших подростков показало, что духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших и основных компонентов воспитания личности ребёнка. От того насколько духовно и нравственно воспитан ребёнок, зависит его отношение к жизни и окружающим его людям. И от того, на сколько духовно-нравственно воспитаны ученики будет отличаться качество исполнения музыки.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод, что урок музыки является по-настоящему воспитывающим, так как он развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим. Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление.

Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответствующая интерпретация позволяют сделать следующие выводы:

Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания детей.

Историко-педагогический анализ теоретических основ формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование духовной культуры школьников.

Психолого-педагогическими условиями формирования духовной культуры является использование следующих методов: этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций, а также соответствующих классных, внеклассных и внешкольных форм воспитания.

Проведенное исследование, сопоставительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют, что использование духовной музыки является эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей разных возрастов.

Подводя итоги курсовой работы можно сказать, что в целом духовная музыка дала положительные результаты в процессе духовно-нравственного воспитания младших подростков. Она помогла детям пересмотреть систему своих ценностей и расставить их в другом, более духовном порядке. Дети стали по-иному смотреть на те или иные жизненные ситуации, стали более позитивно относиться к жизни. С музыкальной стороны у детей появилось ещё большее осмысление и переживание музыки. Они стали ещё тоньше воспринимать музыкальные краски.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: