Этапы процесса коммуникаций




· Зарождение идеи

· Кодирование и выбор канала

· Передача

· Декодирование

Зарождение идеи

Ключевая роль в процессе коммуникации у отправителя. Она заключается в формировании идеи и отбора информации, предназначенной для передачи другому или другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации себя (кто я?) в рамках данного процесса и формулировании значения или смысла того, почему и что нужно передать другому участнику. Далее отправитель кодирует свою идею.

Кодирование и выбор канала

Кодирование — это трансформирование передаваемого сообщения в послание или сигнал, который может быть передан.

Прежде чем начать передавать идею отправитель должен с помощью символов (слов, интонации или жестов) закодировать её. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Также отправитель должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Обмен информацией будет не эффективен, если канал связи не соответствует зародившейся идее. Желательно, чтобы выбор средства передачи сообщения не ограничивался одним каналом. Конечно, процесс передачи информации при этом усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Однако передача информации, например, с использованием средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.

 

Передача

На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Как только началась передача послания или сигнала, коммуникационный процесс выходит из-под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное сообщение назад вернуть уже нельзя.

С момента передачи информации заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания её значения. Канал передает послание на приемник. Если в канале в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается не состоявшимся. Того, кому было адресовано послание называют получателем. Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации для того, чтобы процесс состоялся. Роль получателя заключается не только в фиксации получения послания, но и в декодировании этого послания в понятное и приемлемое для него значение.

Декодирование

Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Оно включает восприятие (факт получения) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

Однако есть причины, по которым получатель может придать сообщению несколько иной смысл, чем тот, который вложил отправитель.

Обратная связь и помехи

Перед тем как обсуждать различные препятствия на пути обмена информацией, необходимо усвоить две важные концепции — обратной связи и помех.

Обратная связь

При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Обратная связь — это реакция на услышанное, увиденное или прочитанное.

При обратной связи информация отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Двухсторонний обмен информацией более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.

Шум

Обратная связь повышает ваши шансы на эффективный обмен информацией. Она позволяет обеим сторонам подавлять шум. Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Источниками шума, вносящего изменения в передаваемый сигнал, могут быть язык, различия в восприятии, из-за которых изменяется смысл при кодировании и декодировании.

Определенные шумы присутствуют всегда. И поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Обычно нам удается преодолеть шум и передать наше сообщение. Однако высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена.

 

25.

 

27.Согласно Кодекса Республики Казахстан от 18.09.2009г. 193-IV “ О здоровье народа и системе здравоохранения“

Граждане Республики Казахстан имеют право:

· ·Получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с перечнем утвержденным Правительством Республики Казахстан;

· · Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными или льготными лекарственными средствами и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне в соответствии с перечнем утверждаемым уполномоченным органом;

· ·Свободный выбор медицинской организации, качественную и своевременную медицинскую помощь;

· ·Достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностым ценностям;

· ·Информацию о состоянии своего здоровья, результатах обследования, о профилактике, диагностике и методах реабилитации;

· ·Безвозмездное получение от государственных органов, организаций и лечащего врача в пределах их компетенции достоверной информации о методах профилактики, диагностики, лечения заболевания и медицинской реабилитации, клинических исследованиях, факторах, влияющих на здоровье, включая состояние окружающей среды, условия труда, быта и отдыха, здоровом питании и безопасности пищевых продуктов, в том числе заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы;

· ·Дополнительные медицинские услуги сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет собственных средств, средств организаций, системы добровольного страхования и иных незапрещенных источников;

· ·Отказ от получения медицинской помощи за исключением случаев состояния пациентов не позволяющем выразить свою волю (шоковое состояние, коматозное состояние), страдающих заболеваниями предоставляющими опастность для окружающих, страдающих тяжелымии психическими расстройствами;

· ·Не разглашение конфиденциальных сведений, состовляющих враченбную тайну, кроме особо оговоренных случаев;

· ·Религиозные службы, отражающие религиозные и духовные убеждения пациентов;

· ·Возмещение вреда, причиненного здоровью неправильным назначением и применением медицинскими работниками лекарственных средств, изделий медицинского назначений и медицинской техники;

· ·Обжалование действий (бездействия) медицинских и фармацевтических работников в организацию здравоохранения, вышестоящий орган и (или) в судебном порядке;

· ·Ходатайство о привлечении независимых экспертов в случае несогласия с выводами государственной медицинской экспертизы.

 

Согласно Кодекса Республики Казахстан от 18.09.2009г. 193-IV “ О здоровье народа и системе здравоохранения“

Граждане Республики Казахстан обязаны:

· ·Заботиться о сохранение своего здоровья

· · Принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;

· ·Проходить профилактические и медицинские осмотры в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравохранения;

· ·Проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт;

· ·Сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания. После дапчи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;

· ·Соблюдать режимы правила внутреннего распорядка, бережно относиться к имуществу медицинской организации, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи;

· ·Информировать медицинский персонал о своем заболевании при инфекционных заболеваниях и заболевания представляющих опастность для окружающих;

· ·Не совершать дейс­твий, нарушающих права других пациентов.

 

Статья 91. Права пациентов

· 1. Помимо прав, указанных в статье 88 настоящего Кодекса, пациент обладает следующими правами на:

· 1) достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям;

· 2) медицинскую помощь в очередности, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;

· Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 06.04.15 г. № 299-V ( см. стар. ред. )

· 3) выбор, замену врача или медицинской организации, в том числе иностранного врача, осуществляющего деятельность в организациях здравоохранения Республики Казахстан, предоставляющих медицинскую помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

· Пункт дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 06.04.15 г. № 299-V

· 3-1) оповещение о том, что в медицинской организации ведутся аудио- и (или) видеонаблюдение и запись;

· 4) поддержку со стороны семьи, родственников и друзей, а также служителей религиозных объединений;

· 5) облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий;

· 6) получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума;

· 7) иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

· В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.12.15 г. № 433-V (см. стар. ред)

· 2. Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, об оказываемых услугах, стоимости платных услуг, порядке их предоставления с учетом доступности для лиц с нарушениями зрения и (или) слуха. Информация о правах пациента должна быть размещена в местах наглядной агитации медицинских организаций.

· При поступлении в медицинскую организацию пациенту должны быть представлены сведения об именах и о профессиональном статусе тех, кто будет оказывать ему медицинские услуги, а также о правилах внутреннего распорядка медицинской организации.

· Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 06.04.15 г. № 299-V ( см. стар. ред. )

· 3. Медицинская помощь должна предоставляться после получения информированного устного или письменного добровольного согласия пациента. Письменное добровольное согласие пациента при инвазивных вмешательствах составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом.

· 4. При получении медицинской помощи пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, включая данные о возможном риске и преимуществах предлагаемых и альтернативных методов лечения, сведения о возможных последствиях отказа от лечения, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую организацию.

· 5. Пациент может назначить лицо, которому следует сообщить информацию о состоянии его здоровья. Отказ пациента от получения информации оформляется письменно и включается в медицинскую документацию.

· 6. Информация может быть скрыта от пациента лишь в тех случаях, если есть веские основания полагать, что предоставление медицинской информации не только не принесет пользы, но причинит пациенту серьезный вред. В этом случае данная информация сообщается супругу (супруге) пациента, его близким родственникам или законным представителям.

· 7. Пациенты, получающие медицинскую помощь в условиях клинических баз организаций образования в области здравоохранения, имеют право отказаться от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц при проведении лечебно-диагностических процедур.

· 8. Защита прав пациентов осуществляется органами, организациями здравоохранения, а также общественными объединениями в пределах их компетенции.

· См.: Информационное письмо Карагандинского областного суда от 28 мая 2014 года № 4 «О некоторых вопросах применения ст. 56 ГПК, связанных с обращением в суд общественных объединений по защите прав потребителей в защиту прав других лиц»

· 9. При получении медицинской помощи пациент имеет право на исчерпывающую информацию о назначаемом лекарственном средстве.

· 10. Граждане, вступающие в брак, имеют право на медицинское и медико-генетическое обследование.

 

Статья 92. Обязанности пациентов

· 1. Помимо обязанностей, указанных в статье 90 настоящего Кодекса, пациент обязан:

· 1) принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;

· 2) проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт;

· 3) сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания, после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;

· 4) соблюдать правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу медицинской организации, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи;

· 5) своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на них;

· 6) не совершать действий, нарушающих права других пациентов;

· 7) выполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан;

· Пункт дополнен подпунктом 8 в соответствии с Законом РК от 06.04.15 г. № 299-V

· 8) выполнять все предписания, назначенные при получении медицинской и лекарственной помощи на амбулаторном уровне, согласно договору, заключенному с медицинской организацией.

· 2. Обязанности пациентов, указанные в подпунктах 2) - 4) пункта 1 настоящей статьи, распространяются на родителей или иных лиц, непосредственно осуществляющих в стационаре уход за больным ребенком.

 

· Статья 93. Право на отказ от медицинской помощи

· 1. Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от медицинской помощи, за исключением случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.

· 2. При отказе от медицинской помощи пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия.

· 3. Отказ от медицинской помощи с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинских документах и подписывается пациентом либо его законным представителем, а также медицинским работником.

· В случае отказа от подписания пациентом либо его законным представителем отказа от медицинской помощи осуществляется соответствующая запись об этом в медицинской документации и подписывается медицинским работником.

· 4. При отказе законных представителей несовершеннолетнего либо недееспособного лица от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, медицинская организация вправе обратиться в орган опеки и попечительства и (или) в суд для защиты их интересов.

·

·

 

Права лечащего врача

· право на занятие медицинской деятельностью (фармацевтической деятельностью, частной медицинской практикой, целительством) в установленном порядке;

· право на работу по трудовому договору (право на обеспечение условий и объёма деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; право на переподготовку и на совершенствование профессиональных знаний; право на защиту своей профессиональной чести и достоинства);

· право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

· право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

· право на обязательное страхование в случае работы, связанное с угрозой жизни и здоровью;

· право на беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

· право выдачи листка нетрудоспособности сроком до 15 дней;

· право отказа от наблюдения и лечения пациента, не соблюдающего предписания и правила внутреннего распорядка ЛПУ (если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих и согласовано с соответствующим должностным лицом);

· право на создание профессиональных ассоциаций и иных общественных объединений для защиты своих прав

Обязанности лечащего врача

· удовлетворение необходимым требованиям для осуществления медицинской деятельности (специальное образование, соответствующие диплом, звание, сертификат специалиста, лицензия);

· добросовестное исполнение своих служебных обязанностей (оказание пациентам медицинской помощи соответствующего объёма и качества);

· соблюдение врачебной тайны (конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных врачом при обследовании и лечении пациента).

Ответственность лечащего врача

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей влечёт для врача в зависимости от тяжести последствий и степени вины:

· дисциплинарную,

· административную,

· уголовную ответственность.

Дополнительно для лица может устанавливаться гражданско-правовая ответственность (например, возмещение расходов пациента при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества: расходов, понесённых на восстановление нарушенного здоровья; расходов по утрате заработка в связи с временной потерей трудоспособности; возмещение морального вреда).

29. Статья 95. Врачебная тайна

1. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и (или) лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

3. С согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим физическим и (или) юридическим лицам в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, использования этих сведений в учебном процессе и иных целях.

4. Представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих случаях:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.04.15 г. № 299-V (см. стар. ред.)

2) при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе при донорстве крови и ее компонентов;

3) по запросу органов дознания и предварительного следствия, прокурора, адвоката и (или) суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства;

4) при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или недееспособному лицу для информирования его законных представителей;

5) при наличии оснований полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных деяний.

Пункт 4 дополняется подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 09.04.16 г. № 501-V (вводится в действие с 1 января 2018 года)

Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 06.04.15 г. № 299-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V (см. стар. ред.)

5. Не допускаются без разрешения физических лиц (пациентов) сбор и обработка персональных данных, касающихся их частной жизни, для формирования электронных информационных ресурсов, содержащих персональные данные физических лиц (пациентов), кроме случаев, связанных с донорством крови и ее компонентов.

Не допускается подключение электронных информационных ресурсов, содержащих персональные данные физических лиц (пациентов), к сетям телекоммуникаций, связывающим их с другими базами данных, без разрешения физических лиц (пациентов) при использовании персональных данных, касающихся их частной жизни, кроме случаев, связанных с донорством крови и ее компонентов, а также запросами правоохранительных, специальных государственных и иных органов по предоставлению информации в форме электронного документа, составляющей врачебную тайну, о состоянии на диспансерных учетах лиц, страдающих опасными для общества расстройствами и заболеваниями, включая стойкие нарушения психики, алкогольную, наркотическую и иные виды зависимости, склонность к совершению агрессии и насильственных действий.

За незаконный сбор и обработку персональных данных, касающихся частной жизни физических лиц (пациентов), должностные лица несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

 

31-32-33 есть в учебнике.

34. Проблему психологической адаптации к дистрессу хронической болезни можно рассматривать в контексте исследований совладающего поведения как формы психической активности, направленной на преодоление дистресса хронической болезни и овладение ситуацией. Способы совладания (проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные) являются средствами саморегуляции. «Соотнесение категорий деятельностного подхода и саморегуляции [50] предполагает, на наш взгляд, как преодоление упрощенной трактовки копинга только как поведения, так и прояснение связей его с показателями интеллектуально-личностного потенциала человека. Ресурсы, актуализируемые в стилях и стратегиях совладания, представляют динамическое единство когнитивных и личностных возможностей человека в выборе им направленности и способов действий» [25, с. 47].

В данной главе рассматриваются основные подходы к совладающему поведению, а также представления о саморегуляции в отечественной психологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: