Один сценарий: баланс сил и ЕС




В мировой политике усилилось влияние России и Китая. Сейчас слишком низка вероятность формирования миропорядка, угодного Западу. Учитывая это, З.Бжезинский пишет о возникновении серьезной потребности в сотрудничестве США-Россия-Китай (см.: предыдущий источник).

Но вряд ли это возможно, потому что идет процесс углубления поляризации мировой власти, о котором было указано выше. На Западе знают, что в истории могут быть альтернативы. Не все может происходить по их меркам.

В этом контексте не следует забывать о том, что демократия возникла и развивалась в рамках одного многонационального государства. Трансформация ее в систему международных отношений – процесс сложный. Специалисты отмечают, что ближайший к этому понятию на международной арене термин – «баланс сил» (см.: Рейн Мюллерсон. Европейский союз: быть или не быть? / «Валдай», 17 февраля 2017 г.). Следовательно, для применения этой концепции ЕС должен избрать путь федерализации. Элита стремится к этому, но европейцы не принимают его. Тем самым возникает серьезное противоречие – ЕС не может найти баланс между моделью интеграции и демократизацией.

Звучат мнения о том, что мир трансформируется в новый баланс сил. И здесь не видно места для ЕС. В основном говорят о США, России и Китае. Но такая ситуация не означает высказывания конкретного мнения относительно краха проекта ЕС. Возможно, что страны Европы найдут в себе силы и выработают модель интеграции в соответствии с требованиями XXI века.

Таким образом, в конце 2016 – начале 2017 года ЕС характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это – нарушение целостности ЕС. Центробежные факторы внутри различных государств в рамках организации вышли на новый уровень. В качестве примера можно привести и «Brexit». В то же время речь идет и о возможности «Frexit» и т.п. Во-вторых, меняется сложившийся годами в отношениях между Европой и США статус-кво. Этот аспект с приходом Д.Трампа еще более актуализировался. В-третьих, резкое меняется на континенте миграционный баланс. Ожидается, что его социально-политические последствия могут быть гораздо тяжелее.

На фоне этих признаков вновь актуализировал вопрос безопасности и ряд событий, произошедших в Европе в 2016 году. Парижский террор, новогоднее насилие в Кёльне, теракт летом в Ницце, теракт в Берлине потрясли Европу. В ответ на это официальные лица ЕС подбросили идею создания единой европейской армии. Но в ее реализации пока не могут преодолеть препятствия, вызванные многочисленными проблемами, отмеченными нами выше.

А сквозь призму глобальной геополитической динамики «Россию следует рассматривать как на соседа Европы», но этот сосед никогда не примет европейских ценностей (см.: Walter Russell Mead, «Washington and Brussels: Rethinking Relations with Moscow?», in Aldo Ferrari (ed.), Putin’s Russia: Really Back? (Milan, Ledi Publishing for ISPI, 2016), p. 46). Это значит, что вместе с Китаем Россия «разрабатывает альтернативу западному пониманию управления миром» (см.: Bobo Lo, Frontiers New and Old: Russia’s Policy in Central Asia, IFRI Russia / NIS Centre, Russie. Nei. Visions №.82, January 2015, p. 9).

Все это учтено в глобальной стратегии ЕС, принятой 28 июня 2016 года. В ней особо отмечается, что «мир и стабильность уже не реальны», но «ЕС сохранит свою целостность» (см.: Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy, June 2016, p. 33).

Заключение

Из проведенного выше анализа видно, что на данном этапе для Европейского Союза реальный сценарий заключается в сохранении целостности. Неопределенность в судьбу ЕС вносят как внутриорганизационные политические, финансово-экономические, управленческие кризисы, так и разработка на глобальном уровне альтернативных моделей мирового порядка. Специалисты не рассматривают сценарий его стремительного развития. Основной вопрос связан с поиском путей сохранения организации. Вступление «Старого света» в 2017 год с такими реалиями может открыть путь к серьезным изменениям в мировой политике в целом.

Причиной, по которой мощная организация, к которой питали большие надежды с момента ее возникновения, оказалась в такой ситуации, являются как геополитические события, происходящие в мировом масштабе, так и различного рода тенденции в рамках ЕС. Иными словами, сделанные выводы не случайны. Вот уже на протяжении многих лет крупные государства Запада строят свою внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с двойными стандартами. И это обязательно должно было вызвать через определенное время негативные последствия. Именно это сейчас мы и наблюдаем. В этом контексте важны следующие два вывода.

Во-первых, в ЕС все большую поддержку общества получают те, кто отдает предпочтение национальному радикальному политическому курсу. Этот процесс может политически расколоть Европу. Так, возможны революционные процессы после выхода Великобритании из состава ЕС. Некоторые европейские эксперты обвиняют в этих процессах США. Это делает важным для ЕС второй вывод.

Во-вторых, формат сотрудничества США-Россия-Китай может поставить ЕС в затруднительное положение в масштабе мировой политики. Брюссель может отойти на задний план. Если США будут продолжать курс на поддержание зависимости Европы от Америки, то мы вновь будем наблюдать давление последней на Германию и Францию. Значит, в ближайшие годы в этом направлении могут произойти интересные события.

Все это свидетельствует о том, что, несмотря на все варианты, у Европейского Союза нет конкретного сценария развития даже на ближайшую перспективу. А предположения свидетельствует в основном о наличии неопределенности.

ПЕРЕКРЕСТОК УКРАИНСКИХ ПРОБЛЕМ

Характеризуя ситуацию относительно Украины, следует учитывать следующие основные факторы:

· сохраняется противостояние между США, НАТО, ЕС и Россией за влияние на постсоветском пространстве и в Черноморском регионе, которое сопровождается усилением их военно-политической активности вокруг нашего государства;

· возрастает авторитаризм российской власти, усиливается активность и агрессивность внешней политики России;

· активизируются усилия Турции, Польши и Румынии, пытающихся укрепить свои региональные позиции;

· усиливаются националистические настроения у населения некоторых соседних с Украиной стран, таких как Венгрия и Румыния;

· остаются в «замороженном» состоянии конфликты в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии, сохраняется нестабильность на Северном Кавказе Российской Федерации, а также активизируются курдские экстремисты в Турции.

Все эти факты и обстоятельства свидетельствуют об усложняющейся ситуации вокруг Украины, которая остается на пересечении интересов Запада (США/НАТО и ЕС) и Востока (Российской Федерации) и испытывает при этом активное целенаправленное давление с обеих сторон, стремящихся вовлечь ее в сферу своего влияния. Причиной этому служит мощный экономический, ресурсный, демографический и военный потенциал нашей страны, который вызывает повышенный интерес вышеперечисленных центров силы в плане его возможного использования в собственных геополитических целях.

В стратегическом отношении это касается:

· стремления Российской Федерации установить полный контроль над Украиной, являющейся одной из основных предпосылок достижения стратегических целей по восстановлению роли России как крупного мирового государства в виде (на данном этапе) лидера так называемого Евразийского союза;

· намерений США/НАТО и ЕС не допустить реализации таких намерений Российской Федерации, которая объективно остается их главным геополитическим соперником. Одновременно европейские страны пытаются сделать из Украины некую буферную зону между своей территорией и Россией.

В таких условиях отсутствие четкой и последовательной внешней и внутренней политики Украины, а также фактическое разделение украинского общества на две части — западную и восточную — создают предпосылки для полного раскола нашей страны и, как следствие, потери ею государственности. Об этом ярко свидетельствует беспрецедентное усиление российского давления на Украину (политического, экономического и информационного) в тот момент, когда Запад полностью сосредоточился на решении собственных проблем, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом. И вдобавок наблюдается фактическая сдача Украины Соединенными Штатами и странами-членами НАТО и ЕС, которые, поддержав в свое время курс европейской и евроатлантической интеграции нашего государства, позже, по сути, его реализацию заблокировали.

В итоге Украина так и не смогла реализовать свой мощный потенциал и занять достойное место в мире, превратившись в нестабильную «серую зону» между Западом и Востоком. При этом, с обретением своей независимости, Украина лишь теряла:

· ядерное оружие — третий по объему ядерный потенциал в мире, который в свое время служил основой безопасности Украинского государства;

· население — около 7 миллионов украинского населения, а это 13 % граждан страны (почти как во времена Голодомора или Второй мировой войны);

· высокотехнологическую промышленность — основу мощных передовых производств бывшего Советского Союза;

· жизненно важные территории — богатые нефтегазоносные месторождения на шельфе Черного моря в районе острова Змеиный;

· украинское культурное и информационное пространство — частично или полностью перешедшее под влияние Российской Федерации;

· контроль над собственными основными экономическими активами — энергетическая инфраструктура, металлургическая промышленность, ядерная энергетика, судно- и авиастроительные отрасли, оборонно-промышленный комплекс.

Безальтернативный ориентир — национальные интересы Украины

Украине удалось бы этого избежать, избери она тот путь своего становления, который, преследуя по-настоящему собственные, национальные интересы, без колебаний избрали другие постсоветские и постсоциалистические страны.

Характерным примером в этом вопросе могут служить Россия, Польша и Румыния, на протяжении последних лет определившие следующие свои цели:

· Российская Федерация — возродить страну как крупное мировое государство, начиная с обеспечения своих ведущих позиций на постсоветском пространстве;

· Польша — вывести страну в лидеры Центрально-Восточной Европы и стать главной опорой США и НАТО в регионе;

· Румыния — занять лидирующие позиции в Юго-Восточной Европе и на Востоке Балканского полуострова, а также получить роль проводника интересов США, НАТО и ЕС в Черноморском регионе.

Благодаря целенаправленным усилиям в достижении вышеупомянутого, Россия, Польша и Румыния фактически уже сумели реализовать свои национальные интересы или создать стойкие предпосылки для их реализации. Чего никак нельзя сказать об Украине, которая, напротив, приближается к той черте, переступив которую, теряет независимость, а с ней и государственность.

Вывод из этого однозначен: возрождение Украины и ее достойное место в мире возможны лишь при концентрации основных усилий на достижении стратегической цели — преобразование ее в мощное унитарное государство — регионального лидера, способного гарантировать безопасность и высокий социальный уровень жизни своих граждан.

Именно это, а не призрачный выбор между Западом или Востоком, должны стать единственной объединяющей идеей для украинского общества. Все остальные идеи или проекты неизбежно приведут к расколу и распаду Украины, о чем не раз свидетельствовала украинская история.

Сегодня, по сути, Украина получает очередной (возможно, и последний) шанс в своей истории, переживая своеобразный перелом, который можно преодолеть в пользу своей государственности лишь на основе приведенных выше подходов. Исходя из современных реалий, эти шаги должны быть следующие:

в сфере внутренней политики — обеспечение стабильности, демократического развития и правового порядка в стране, как основных предпосылок для налаживания эффективной работы всех органов государственной власти, а также достижение согласия в обществе и уверенности всех слоев населения в перспективах положительного развития Украинского государства.

Указанное возможно с достижением консенсуса между всеми политическими силами Украины на основе базового принципа патриотизма и сохранения украинской государственности, с обеспечением безусловной и безоговорочной действенности украинского законодательства. (Здесь первоочередное значение приобретает решительная борьба с коррупцией, сепаратизмом, попытками федерализации Украины, политическим экстремизмом и любыми другими проявлениями антиукраинской деятельности);

в сфере внешней политики — выход Украины из «серой зоны» между Западом и Востоком и становление государства как самостоятельного субъекта международных отношений, способного отстаивать собственные национальные интересы. Прежде всего это требует:

сбалансированного развития отношений с США/НАТО/ЕС и Россией/СНГ, вместе с последовательным продолжением процессов европейской интеграции Украины;

активного сотрудничества с США и НАТО, а также подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и последовательного наращивания сотрудничества с Европейским Союзом в рамках программы «Восточное партнерство»;

равноправного и взаимовыгодного взаимодействия с Россией в политической, экономической сферах и, естественно, в сфере безопасности, но без вхождения в подконтрольные Москве интеграционные объединения в рамках СНГ;

придание практического содержания работе группы ГУАМ, с сохранением ведущей роли нашего государства в ее составе, а также активизации участия Украины в работе других международных и региональных организациях;

оказание активной поддержки украинской диаспоре с целью сохранения ее самоидентичности и создание дополнительных каналов для продвижения украинских интересов в других странах;

в экономической и социальной сфере — преобразование Украины в экономически развитую самодостаточную страну, интегрированную в мировую экономику и европейскую энергетическую и транспортную системы, способную гарантировать собственную экономическую (в первую очередь, энергетическую) безопасность и достойное благосостояние украинских граждан. Для этого необходимо:

принять срочные меры по диверсификации источников и путей получения энергоносителей, которые на данном этапе приобретают первоочередное значение и достигаются путем сооружения терминала по приему сжиженного природного газа, интеграцией украинской газотранспортной системы в европейскую трубопроводную сеть, более широким использованием альтернативных видов энергии (прежде всего сланцевого газа, биотоплива, ветровой и солнечной энергии); использованием энергосберегающих технологий;

улучшить инвестиционной климат в Украине, повысив прозрачность украинской финансово-экономической системы. В контексте взаимодействия с иностранными инвесторами сделать приоритетным получение современных технологий, которые повысят конкурентоспособность украинской продукции на внутреннем и внешнем рынках. Вместе с тем в пределах указанной деятельности избегать установления иностранного контроля над ключевыми областями украинской экономики;

реконструировать и развивать транспортную инфраструктуру Украины с целью более широкого использования ее в системе международных транспортных коридоров. В этом контексте отдельное внимание целесообразно уделить развитию коммерческой инфраструктуры севастопольских бухт, которые обеспечат наилучшие условия портовой деятельности во всем Черном море;

создать необходимые условия для беспрепятственного сотрудничества с Международным валютным фондом и другими мировыми финансовыми учреждениями с целью получения внешнего кредитования и преодоления отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса;

в сфере безопасности — гарантирование суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства и его населения, а также обретение Украиной роли одного из гарантов стабильности в Юго-Восточной Европе и Черноморско-Кавказском регионе. В связи с этим целесообразно:

последовательно продолжать реформирование оборонительной составляющей государства, исходя из наличия и потенциальных угроз военной безопасности Украины;

обеспечивать способность Вооруженных Сил Украины защищать страну от вероятных внешних агрессий, прежде всего за счет создания/усиления компонентов: сдерживания вероятных противников, прикрытия государственных границ, оперативного реагирования (аэромобильных войск и сил специального назначения); стратегической и оперативно-тактической разведки;

оптимизировать систему базирования ВС Украины с сосредоточением основных группировок войск на наиболее угрожающих направлениях, прежде всего в Крыму;

активизировать мероприятия по техническому переоснащению Вооруженных Сил уделив первоочередное внимание разработке/модернизации ракетных систем оперативно-тактического назначения, средств ПВО, высокоточного оружия, самолетов ударной и транспортной авиации, а также вертолетов разного назначения, систем залпового огня, противотанковых систем, новых образцов бронетанковой техники, автоматизированных систем управления и связи, средств разведки — с привлечением, прежде всего, научно-производственного потенциала Украины и в кооперации со странами Запада и использованием кооперации с Россией в военно-технической сфере;

пересмотреть стратегию и тактику боевого применения ВС Украины с учетом опыта современных войн и вооруженных конфликтов, в частности, с предоставлением приоритетности мобильной обороне и действиям сил специального назначения;

обеспечить совместимость принципов действия ВС Украины, систем управления и связи, а также вооружения и военной техники с вооруженными силами стран НАТО и ЕС;

активизировать усилия Украины в урегулировании конфликтов в Приднестровье и на Южном Кавказе, а также в международных миротворческих и стабилизационных операциях в других регионах мира;

наполнить реальным содержанием обязательства Украины относительно отправки украинских военных подразделений в состав Сил реагирования НАТО;

достичь договоренности с США, НАТО и Россией относительно включения украинских станций предупреждения о ракетном нападении в американскую систему ПРО в Европе;

расширить участие в операции «Черноморская гармония» по контролю судоходства в Черном море, а также в других мероприятиях регионального взаимодействия по борьбе с терроризмом, пиратством, международной организованной преступностью, нелегальной миграцией и незаконной транспортировкой оружия и наркотиков.

В плане практической реализации приведенных выше мероприятий жизненно важное значение для Украины имеет организация активной и наступательной информационной кампании по отстаиванию собственных интересов и противодействию внешнему информационному влиянию. Ибо пренебрежение этим вопросом и стало одной из основных причин возникновения внутренних и внешних проблем для Украины, особо обострившихся в последнее время.

Исходя из выше перечисленного, необходимо обратить внимание на сложность, динамичность и непредсказуемость военно-политических и экономических процессов, происходящих в мире и сказывающихся на безопасности и интересах Украины. Сейчас, к сожалению, в большинстве своем все эти процессы не способствуют улучшению обстановки вокруг нашего государства, а наоборот – создают новые вызовы и угрозы как мировой и региональной стабильности, так и непосредственно Украине, которая фактически находится в центре геополитического противостояния между Западом и Востоком с их цивилизационными ценностями, политико-экономическими и военными системами.

В этой, по сути, решающей для Украины ситуации, определяющей ее дальнейшую судьбу как независимой страны, главные усилия всех неравнодушных к будущему нашего государства граждан должны сосредотачиваться на консолидации украинской нации вокруг единой национальной идеи. Как уже отмечалось, такой идеей должно стать укрепление и развитие Украины как мощного регионального государства, способного уверенно отстаивать собственные интересы и обеспечивать свою безопасность. Это, в свою очередь, требует безусловного соблюдения базовых принципов украинской государственности, в частности, — сохранение единства национальной самоидентификации украинской нации и нерушимости наших границ, недопущение федерализации страны и попыток придать государственный статус другим языкам, запрет двойного гражданства, а также предотвращение утраты украинских духовных и культурных ценностей под влиянием внешних сил.

ЕВРОПА (дополнительно)

Европа бурлит: все больший политический вес приобретают правые (в рядах которых нарастают антиамериканские настроения), выступающие за традиционные ценности, против диктата руководящих органов ЕС.

В обозримом будущем аморфность Европы как самостоятельного глобального политического игрока будет только возрастать, все призрачней будут перспективы строительства «единой» Европы. Брексит, конституционный референдум в Италии, на котором итальянцы сказали «нет» расширению полномочий европейской бюрократии и ограничению суверенитета страны, другие подобные события – это только первые «толчки» под фундаментом ЕС.

Дональд Трамп, по-видимому, все же попытается реализовать попытку Барака Обамы и свой предвыборный лозунг о смещении акцента американской политики из Европы в АТР и более активном сдерживании Китая. Обаме это, в общем-то, не удалось в силу ограниченности американских ресурсов, необходимости акцентирования внимания на европейских проблемах, попыток европейцев сдержать уход США из Старого Света криками о «российской угрозе».

Уходя из Европы, США поручают в определенной степени ЕС и европейским членам НАТО следить за Россией и «порядком» на континенте. Трамп уже потребовал от них увеличения военных бюджетов и пригрозил возможными ответными мерами. Призыв был услышан. Объявили о наращивании оборонных расходов страны Балтии, Норвегия, Дания и др.

Германия, почувствовав, по-видимому, возможность сыграть свою игру в Европе и в мировой политике, намерена увеличить военный бюджет к 2020 г. до 39 млрд. евро. В июле 2016 г. опубликована новая редакция «Белой книги бундесвера», обосновывающая необходимость повышения международной ответственности ФРГ. Мы видели попытку Германии под видом ЕС экономически присоединить Украину, чему воспрепятствовали США, поставив во главе этой бывшей советской республики своего президента Порошенко и отстранив немецких «кандидатов» Тимошенко и Кличко. По меньшей мере с 2013 г. в Германии ведется активная пиар-кампания по перевоспитанию общества в духе позитивного восприятия военных интервенций.

Вызывает беспокойство набирающая обороты в Европе деятельность по ускорению интеграции стран в военной области, реализации представленной в июне 2016 г. «Глобальной стратегии ЕС», призванной обеспечить Евросоюзу большую автономность в оборонной сфере. Главной целью общей политики в сфере безопасности и обороны (ОПБО) провозглашено развитие возможностей ЕС по более эффективному и быстрому проведению операций за рубежом, реагированию на внешние конфликты и кризисы. ОПБО должна стать «европейской опорой» НАТО. Администрация Трампа, по-видимому, не только продолжит, но и ускорит «разделение труда» между НАТО и ЕС. Кое-кто полагает даже, что в будущем Североатлантический союз будет обеспечивать защиту территории Альянса, а ЕС возьмет на себя ответственность за безопасность и проведение операций в соседних регионах. О единой армии речь пока не идет, но ее создание не исключается в отдаленной перспективе некоторыми европейскими экспертами после завершения формирования оборонного союза. «Активистами» оборонной интеграции выступают Германия, Франция, Италия и Испания.

США наверняка никогда не дадут Европе стать полностью самостоятельной в вопросах обороны. Они позволят европейцам увеличить военные расходы, начать проводить самостоятельные и более активно участвовать в совместных операциях, но всегда будут держать «руку на пульсе». Как известно, Соединенные Штаты разрешили европейцам создать некоторые общеевропейские командные структуры, но реальных сил в подчинении у них нет. Для проведения каких-либо операций ЕС должен просить необходимые подразделения у НАТО. Так что новая волна разговоров об общеевропейской армии, по-видимому, закончится ничем.

В условиях частичного ухода США из Европы в АТР, проводники американских интересов в Европе, такие как Польша, страны Балтии и некоторые другие, будут продолжать искусственно нагнетать напряженность на континенте. В рамках программы «Восточное партнерство», наиболее активным проводником которой является Польша, продолжатся усилия по отделению таких бывших советских республик, как Украина, Белоруссия, Армения, Молдова от России и созданию на их основе буферной зоны, некой «стены», отделяющей Россию от Западной Европы.

В зону российско-американского, российско-натовского противостояния превратилась Прибалтика. В то же время речь не идет о стремлении спровоцировать Россию на военный конфликт. Главная цель – зафиксировать существующий высокий уровень конфронтации между Москвой и прибалтийскими государствами, причем истерию нагнетают в основном последние, чтобы не ослабевал над ними натовский «зонтик» и они не оказались наедине с Россией. Надуманность угрозы понимают многие в Евросоюзе и НАТО. Так, например, министр иностранных дел Германии Штайнмайер уже заявлял, что не стоит «бряцать оружием» на восточных границах Альянса.

Страны Балтии будут всячески противиться диалогу Россия – НАТО, ставить его развитие в прямую зависимость от получения убедительных гарантий собственной безопасности. Так, например, в ежегодном «Отчете об угрозах национальной безопасности», опубликованном литовским Департаментом госбезопасности 30 марта 2016 г., подчеркивается, что борьба против терроризма и с миграционным кризисом «будет иметь негативные последствия для Литвы, так как из-за нее снизится внимание к ситуации в сфере безопасности в Восточной Европе и возрастет готовность к сотрудничеству с РФ».

Новой ареной противостояния Запада и России может стать Белоруссия, считают некоторые западные специалисты. Процессы, идущие вокруг этой республики, во многом подобны украинским. Запад показывает властям Белоруссии, что при разрыве отношений с Россией они смогут рассчитывать на поддержку МВФ, а также европейскую и американскую помощь. Не исключено, что в попытке оторвать Белоруссию от России Европейский союз предложит ей ассоциацию так же, как Украине. В 2015 г. Запад изменил политику в отношении Белоруссии, учитывая непростое экономическое положение страны, стал делать ставку не на смену власти (во время последних президентских выборов даже намека не было на майдан в Минске), а на ее подкуп и ссору с Москвой.

По-видимому, произойдет некоторое снижение напряженности вокруг Приднестровья в связи с избранием президентом Молдовы лидера Партии социалистов Игоря Додона, но ждать серьезных изменений не следует. Молдова и Украина почти перекрыли границы Приднестровья. ПМР и дислоцирующаяся там российская военная группировка фактически находятся в блокаде. Молдова официально провозгласила курс на интеграцию с ЕС. Движение в указанном направлении может обострить ситуацию как в самой Приднестровской Молдавской Республике, так и в регионе в целом. Как известно, чтобы стать членом ЕС, надо сначала присоединиться к НАТО. Все бывшие социалистические государства сначала заставляли вступать в НАТО, а уж потом разрешали стать членом ЕС. Одно время ЕС намеревался приостановить прием новых членов, на что резко негативно отреагировало руководство НАТО. В конце концов решение ЕС было пересмотрено, и параллельное расширение НАТО и ЕС продолжилось.

Что касается Украины, то нестабильность здесь будет наблюдаться еще очень долго и прежде всего из-за социально-экономической ситуации в стране. Большой войны на юго-востоке, скорее всего, ожидать не следует, но боестолкновения, по-видимому, продолжатся. Поток мигрантов из Украины в Европу будет нарастать. США, вероятно, попытаются поручить «присмотр» за Украиной прежде всего своим европейским союзникам. Они должны будут сохранить ее вне зоны российского влияния, в качестве инструмента геополитического сдерживания России. Вообще, надо отметить, что Украина мало интересует сейчас Соединенные Штаты. Если посмотреть материалы слушаний в Конгрессе, то Китай – вот основная головная боль для Вашингтона.

По-видимому, в скором времени произойдет смена президента и правительства на Украине, не устраивающих покровителей в США и Европе, об этом все больше пишут международные СМИ. Совершенно ясно, что полноправным членом Европейского союза Украина в обозримом будущем не станет. Движение Киева в сторону Запада, естественно, вызовет дополнительную внутреннюю напряженность, а также ответную реакцию со стороны России, приведет к росту напряженности в Европе и мире. Так что ждать скорого приема Украины в НАТО и Европейский Союз не приходится.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: