Особенности поместной формы землевладения




Дворянство и его роль в государственной политике во второй половине XVI в.

 


Введение

поместный дворянство опричнина землевладелец

Дворянство зарождается, как военно-служилое сословие, примерно в XII в. Дворяне составляли основу дружины крупного боярина или двор князя. Само определение «дворянин» означало человека, приближенного ко двору, свободного, пользующегося доверием и исполняющего определенные функции, чаще всего военного или гражданского назначения.

Длительное время дворяне составляли низшую прослойку феодалов. Их положение определялось их земельным положением. Дворянство в основном получало земельные владения исключительно за службу и на период несения службы, у дворянства долгое время не было никаких рычагов влияния на власть. Их положение и статус в обществе начинают меняться в период централизации русских земель вокруг Московского княжества, а затем в период правления Ивана Грозного.

Наиболее интересным периодом в становлении дворянства можно считать конец XV-XVI вв. Это не только процесс собирания русских земель, это также политика опричнины Ивана Грозного, а также завершение закрепощения крестьян.

В данной работе были использованы «Лебедевская летопись», содержащая сведения о правлении Ивана Грозного, начиная с его воцарения и реформ Избранной Рады, и до периода опричнины. В XXIX томе ПСРЛ под редакцией М.Н. Тихомирова также изданы Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича, Александро-Невская летопись. Еще один источник относится к концу XVI в., это Указная грамота Федора Ивановича о введении в России сыска беглых крестьян, что знаменовало окончательное закрепощение.

Исследования, которые привлекались в данной работе, можно разделить на две группы. В первую группу можно отнести исследования о правлении Ивана Грозного и его политике опричнины. Это работы Р.Г. Скрынникова, монография из серии «Жизнь замечательных людей» Б.Н. Флоря «Иван Грозный» и статьи О. Кропотова. Рассматриваются основные направления внутренней и внешней политики Ивана Грозного и как эта политика отражалась на положении отдельных сословных групп российского общества, в том числе российского служилого дворянства. Вторую группу исследований образуют работы, непосредственно касающиеся положения дворянства и их земельных владений. В.О. Ключевский подробно изучал формирование дворянства и взаимосвязь между земельным наделом и налагаемым ими служебными обязанностями. А.В. Чернов изучал историю Поместного приказа, который ведал земельными владениями в российском государстве. А.А. Тесля обратился к законодательным актам по земельной собственности боярства и дворянства, в том числе XVI в.

Целью данной работы будет рассмотрение особенностей поместной формы землевладения дворянства, влияния опричнины на положение дворянства в России, ее последствиям, а также законодательству 80-90-х годов XVI в. отразившему интересы дворянского сословия.


Особенности поместной формы землевладения

Поместное землевладение формировалось в России, как разновидность земельного владения, в конце XV - начале XVIII в. Однако, изначально поместное землевладение имело существенные отличия от вотчинного землевладения. Если вотчины имели наследственный характер, передавались в роду из поколения в поколение, могли быть отчуждаемы, продаваться, отдаваться в залог, дариться, то поместье такими привилегиями не пользовалось.

Поместье выдавалось за несение государственной службы и только на период этой службы, поместье не могло передаваться по наследству (вплоть до Петра I). Служба могла также носить различный характер: военный или гражданский. Как отмечал В.О. Ключевский, поместье - это «участок казённой или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, то есть как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца».

Можно говорить о том, что параллельно шел процесс формирования дворянского служилого сословия и формирование поместной формы землевладения. Эти процессы были тесно взаимосвязаны. Дворянство относилось к классу феодалов, но в отличие от боярства, не имело множества привилегий получаемых по признакам происхождения или родства, дворянство формировалось как служилое сословие, из приближенных к князьям вольных людей, несущих службу. Например, В.О. Ключевский так описывает данный процесс становления дворянского сословия: «Мы видели, что при дворе удельного князя было два рода слуг: 1) слуги вольные, военные, 2) слуги дворные, дворцовые, называвшиеся еще «слугами над дворским». Слуги вольные составляли боевую дружину князя и служили ему по договору. Обязательства, какие они на себя принимали, не простирались на их вотчины: служебные отношения слуг вольных были совершенно обособлены от отношений поземельных. Слуга вольный мог покинуть князя, которому он служил, и перейти на службу к другому князю, не теряя своих владельческих прав на вотчину, находившуюся в покинутом княжестве… Слуги под дворским, дворецким, составляли хозяйственную службу князя. Эта служба, напротив, обыкновенно обусловливалась землевладением. Слуги дворные были ключники, тиуны, разные дворцовые приказчики, псари, конюхи, садовники, бортники и другие ремесленники и рабочие люди. Они резко отличались от слуг вольных, военных, и князья в договорах обязывались не принимать их, как и черных людей, т.е. крестьян, в военную службу. Одни из этих слуг дворных были лично свободные люди, другие принадлежали к холопам князя. Тем и другим удельный князь за их службу или для обеспечения исправного ее отбывания давал участки земли в пользование».

С началом процесса централизации русских земель вокруг Московского княжества процесс формирования поместного землевладения ускорился. Московским князьям было необходимо укреплять собственные позиции в присоединяемых удельных княжествах, поэтому часть земель в этих княжествах шла в раздачу дворянам, состоящим на службе у московского князя. Оформляется система поместного землевладения, правила несения службы, правила пожалования новыми землями, правила испомещения (пользования землями на период несения службы).

Государство и великий князь были заинтересованы в том, чтобы земельные владения находились у служилых людей на определенных основаниях. Прежде всего, у государства не было средств для содержания войска. Каждый воин, несущий службу в пользу государства, должен был на собственные средства приобретать вооружение и коней, а так как они стоили очень дорого, то служилое дворянство должно было иметь земельные владения в качестве источника этих средств. Великий князь из своего земельного фонда раздавал земельные пожалования. Особенно много пожалований было в период присоединения к Московскому княжеству новгородских земель и Тверского княжества. Земли отдавались исключительно как поместья, так как наследственные владения могли позднее быть утрачены (измельчались, дарились, передавались монастырям и т.д.), иными словами они выходили из владений государя. Земля, отданная в поместье, не меняла формально своего верховного собственника великого князя всея Руси; менялся лишь адресат повинностей. Правительство же, отдавая черную землю помещику, а не вотчиннику, могло не страшиться, что она перейдет затем к монастырю.

Особое внимание вопросам отчуждения вотчин уделял судебник 1550 г., который упрощал процедуру купли-продажи вотчины и разрешал отчуждение родовых земель без согласия родичей. И, хотя законодательно было закреплено право выкупа родовых земель, процесс «оскудения» родовых владений шел в России достаточно быстрыми темпами. Фактически правительство заинтересованное в поместном землевладении и укреплении служилого дворянства, проводило иную политику в вотчинном землевладении.

Размеры поместий были неодинаковы. Чтобы иметь представление о поместном землевладении после взятия Казани в России были созданы списки служилых людей по их рангам, размерам владений, количества десятин пашни, а также количества крестьян, в соответствии с его земельными владениями определялось количество людей, с которыми помещик обязывался являться на службу в случае необходимости (примерно 1556 г.).

Для того, чтобы в данной сфере соблюдался порядок был создан Поместный приказ. В его обязанности входили вопросы феодального землевладения. Приказ оформился в середине XVI в. «Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом, так как оформлял отводы земель служилым людям в соответствии с установленным Разрядом объемом их поместных окладов. В компетенцию Поместного приказа входила и регистрация всех изменений как в поместном, так и в вотчинном землевладении. Приказ имел также функции судебного учреждения по земельным делам. Сферой деятельности Поместного приказа были центральные уезды государства. Ведал проведением описаний земли и переписей населения на подведомственной ему территории».

Такой учет и контроль были крайне необходимы, так как по количеству земли, даваемой во владение служилому человеку, можно было определить и степень его обязательств перед государством.

Как отмечал В.О. Ключевский, который занимался данным вопросом, «служебные обязанности служилого человека падали не только на его поместье, но и на вотчину, следовательно, служба была не поместная, а поземельная. В половине XVI в. была точно определена самая мера службы с земли, т.е. тяжесть ратной повинности, падавшей на служилого человека по его земле. По закону 20 сентября 1555 г. с каждых 100 четей доброй, угожей пашни в воле, т.е. со 150 десятин доброй пахотной земли, должен был являться в поход один ратник «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход - с двумя конями. Землевладельцы, у которых было больше 100 четвертей пашни в поместьях и вотчинах, выводили с собой в поход или выставляли, если не шли сами, соразмерное пашне количество вооруженных дворовых людей. Поместные оклады или наделы назначались «по отечеству и по службе», по родовитости служилого лица и по качеству его службы, а потому были очень разнообразны.

Притом новику, начинавшему службу, обыкновенно давали не весь оклад сразу, а только часть его, делая потом прибавки по службе. Поэтому оклады отличались от дач. Размеры тех и других определялись различными условиями. Оклады были прямо пропорциональны чинам: чем выше чин служилого человека, тем крупнее его поместный оклад. Размер дачи обусловливался размером вотчины и продолжительностью службы; дачи были обратно пропорциональны вотчинам: чем значительнее была вотчина у служилого человека, тем меньше его поместная дача, ибо поместье было, собственно, подспорьем или заменой вотчины. Наконец, и к окладу и к даче делались придачи по продолжительности и исправности службы. Все эти условия схематически можно выразить так: оклад - по чину, дача - по вотчине и служебному возрасту, придача и к окладу и к даче - по количеству и качеству службы».

Подтверждением исследований В.О. Ключевского может служить и Лебедевская летопись, в которой за 1556 г. можно найти отрывок «О рассмотрении государском», где четко говорится о решении царя в вопросах поместного землевладения и несения службы: «Которые вельможи и всякие воини многими землями службою оскудеша, не против государева жалования и в своих вотчин служба их. Государь же уровнение творяше: в поместьях землемерие учини им, комуждо достоино что, так и устроил, преизлишки же роздели неимущим. А с вотчин и с поместиа уложенную службу учини же: сто ста четвертеи добрые угожие земли на кони и в доспехе полном, а в далнои поход о дву конь.

И хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложенные люди дает денежное жалование, а кто землю держит, а службы с нее не платят, на тех, на самых имати денги за люди: а хто дает люди лишние перед землею через уложенные люди, и тем от государя болшое жалование самим, а людем их перед уложенными в полтретья давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинству и служба бы царьская безо лжи была и без греха в правду, и подлинные тому розряды у царских чиноначальников, у приказных людей».

Господство государственной собственности стало одним из главных факторов объединения страны в условиях, когда русские земли были разобщены экономически.

Принцип государственного регулирования дворянского землевладения не приостановил процесс дробления имений. Казна обязалась обеспечить помещиков и их потомков землями, что сулило им благоденствие во всем обозримом будущем.

Дворянство верило в защищенность собственных интересов со стороны государства. Несостоятельность их надежд стала ясна уже к концу XVI в. Фонд свободных земель был исчерпан, а дробление поместий породило острый кризис служилого дворянства. На данный процесс наложила отпечаток и политика опричнины, проводимая в государстве с 1564 г.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: