Отражение интересов дворянства в законодательстве 80-90-х гг. XVI в.




На протяжении всего XVI в. в законодательных актах, принимаемых на Земских соборах, просматривается политика в интересах служилого дворянства, как основы государственной власти.

Так, в 1557 г. Иван Грозный принял решение, по которому в случае передачи вотчины монастырям за помин души наследники получали право выкупа, если же монастыри не заинтересованные в продаже искусственно завышали ее стоимость, наследники получали право приглашать со стороны оценщиков, главная цель данного закона была в приостановлении оскудения землями вотчинников.

К началу 80-х гг. XVI в. положение в стране резко ухудшилось. В ходе Ливонской войны, разорений, вызванных опричниной, сокращением посевных площадей и неурожайными годами (голод и чума 1569-1571 гг.), постоянного повышения налогового бремени на податное население экономика страны находилась в плачевном состоянии. Как уже отмечалось выше, разорвав земельные связи боярства с родовыми вотчинами, правительство Ивана Грозного подорвало и хозяйственную стабильность дворянства. Как отмечал Р.Г. Скрынников, «в годы опричнины княжеское землевладение пережило подлинную катастрофу, которая привела к неслыханному обогащению монастырей, прибравших к рукам земли опальных. «Дворовое» правительство не хотело допустить возврата земель к старым землевладельцам и с этой целью воспретило вотчинникам выкупать у церкви родовые земли. Подобная уступка духовенству носила преимущественно декларативный характер, поскольку она не распространялась на самую ценную категорию земель - княжеские вотчины, на которые претендовала казна. Антимонастырские меры, провозглашенные «дворовым» правительством, в конечном счете должны были способствовать расширению поместного фонда земель и тем самым поддержанию скудеющего дворянства».

Несколько соборов 1573, 1580 и 1581 гг. проводят решения, которые существенно ограничивают имущественные права монастырей. К этому времени Иван Грозный слишком мало считался с авторитетом церкви, он успел нарушить слишком много заповедей, чтобы сохранять или придерживаться интересов церкви.

А.А. Тесля, изучавший земельные отношения в правление Ивана Грозного, отметил, что «собор 1573 года запретил отказывать вотчины многоземельным монастырям, собор же 1580 года запретил все способы увеличения вотчин, кроме исключительно пожалования, дозволенного исключительно малоземельным и безземельным монастырям. Собор 1580 г. запрещал покупать и принимать вотчины в заклад, не запрещая в целом их передачу «на помин души». При этом Собор 1580 года постановил земли, отданные на помин души, возвратить родне завещателя, а монастыри вознаградить деньгами, если же родных не осталось, то земли полагалось отобрать в казну и опять же выдать денежное вознаграждение».

Фактически решения соборов возвращали значительные земельные владения в государственную казну, что могло способствовать новым земельным пожалованиям в пользу служилого дворянства.

Дальнейшая политика государства, уже после смерти Ивана IV, и при вступлении на престол его сына Федора Ивановича, так или иначе пыталась компенсировать в законах интересы дворянства, главной опоры власти.

Так как фактическое правление страной в 1584-1598 гг. находилось в руках шурина Федора Ивановича Бориса Годунова, то многие законы 80-90-х годов разрабатывались и принимались с его подачи. В 1584 г. была проведена перепись земель, чтобы в государстве были полные сведения о земельном фонде. Далее следуют законы, закрепляющие крестьян к земле, пока еще не личности владельца.

Далее следует говорить о введении в государственном масштабе «заповедных лет». Впервые о введении заповедных лет, как временной меры, предусматривающей запрет перехода крестьян от одного хозяина к другому, следует говорить еще в правление Ивана Грозного.

Они вводились в 1581 г., одновременно с переписью земель, чтобы оценить последствия опричнины для экономического развития страны. В 1592-1593 гг. заповедные лета вводятся по всему государству. Крестьянский выход был запрещен, юридически оформлялось крепостное право. Государство решало проблему обеспечения феодалов рабочими руками.

В 1597 г. принимается еще один указ о сыске беглых крестьян и возвращении их прежним хозяевам.

Обратимся к тексту источника: «Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году [до 1597 г.] за пять лет, - и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и митрополичим, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сел приказщиком и служкам давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил».

Как видим, возврату подлежали крестьяне с семьями, при этом не имело значения место, где живет крестьянин, изымались крестьяне и от новых бояр и помещиков, и от церковных владык. Главное было установить новый порядок владения крестьянами, чтобы обеспечить помещикам равные возможности на крестьянский труд и содержание собственных земельных владений.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство 80-90-х гг. стремилось закрепить экономическое положение служилого дворянства, так как обеспечивало закрепление за ними крестьян, основной рабочей силы.

 


Заключение

Главной особенностью поместной формы землевладения в России был ее ненаследственный статус. В отличие от боярства, где вотчинные владения могли передаваться по наследству из поколения в поколение, поместья дворяне получали только за несение службы и на период несения службы. В XVI в. статус дворянских поместий постепенно приближается к статусу вотчины, так как в интересах укрепления русского войска, где основу составляло служилое дворянство, царь разрешает передавать поместье наследникам при условии продолжения несения службы. Служилое дворянство полностью зависело от государственной политики. Оно было заинтересовано в завоевательных походах, так как в результате государство приобретало значительный земельный фонд и могло даровать новые поместья. По поместью выстраивались и служебные обязанности дворян.

Большой удар по дворянскому землевладению нанесла политика опричнины, так как с территории опричнины выселялись не только родовитые бояре, но и дворяне, не вошедшие в опричнину. Только для дворян это было значительным ударом, в отличие от боярства они не владели вотчинами в других землях. По итогам опричнины было подорвано экономически и российское дворянство, что сказалось на боеспособности российских войск в ходе Ливонской войны.

После отмены опричнины государство пытается возместить урон, причиненный дворянству, компенсировав земельные потери, законодательными актами, закрепляющими к земле крестьян, а затем введением урочных и заповедных лет (запрет ухода от хозяина и розыск беглых крестьян с последующим возвратом хозяину).

Таким образом, дворянство в XV-XVI вв. значительно укрепляет свой социальный статус в обществе, как опора государственной власти.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: