СЛОВАРЬ
Человек - СУБЪЕКТ общественно исторической деятельности и культуры.
Индивид – ЕДИНИЧНЫЙ представитель человеческого рода.
Индивидуальность – НЕПОВТОРИМЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ, СВОЕОБРАЗНЫЕ свойства человека, определяющие его характер, интеллект, потребности, способности.
Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ чертами, свойствами, качественными, которые он реализует В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Человек = БиоПсихоСоциальное существо
ü Биологическое:
· Принадлежит к высшим млекопитающим, особого вида homo sapiens.
· Обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.
· Имеет скелет.
· Биологические инстинкты жестко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
ü Социальное:
· Неразрывная связь с обществом. Становление человека происходит лишь при вступлении в общественные отношения.
· Социальная сущность проявляется через такие свойства как: способность и готовность к общественному полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность.
ü Психологическое:
· Психологическое – это совокупность сознания и бессознания внутри душевных процессов (ощущение, восприятие, чувства, воля, память, рассудок и т.д.)
! Биологическое и социальное в человеке тесно взаимосвязано и определяет его психическое развитие, а также своеобразие человеческой личности.
Человек и Животное.
Отличия: Общие черты:
Сознание Целесообразная деятельность
Мышление Биологические существа
Целеполагание Первичные потребности
Преобразовательная деятельность Обладают эмоциями
Прямохождение Инстинкт самосохранения
|
Членораздельная речь Присваивающая форма деятельности
Деятельность человека | Поведение животных. |
1. Преобразующая деятельность (создание искусственных средств существования). | 1. Приспособительный характер через мутационные изменения |
2. Изготовление орудий труда. | 2. Использование различных природных предметов |
3. Продуктивность, творчество, созидательность | 3. Потребительский характер. |
4. Целеполагание | 4. Подчинение инстинктам |
5. Трудовые сообщества между людьми | 5. Совместное поведение |
Деятельность человека
- способ отношения человека к внешнему миру, состоящий из преображения и подчинения его целям человека.
![]() | ![]() | ||
Материальная = практическаяДуховная = идеальная
(преобразование природы и общества) (преобразование сознания)
- познавательная
Материально- - прогностическая
Производственная - ценностно-ориентировочная
= трудовая
Социально-преобразовательная
(реформы)
Структура деятельности
мотив цель средства действия результат
(условие (осознанный (то с помощью (процессы (конечный продукт
вызывающие образ чего достигается направленные деятельности)
активность результата) результат) на реализацию
субъекта) цели)
Субъект – ТОТ, КТО осуществляет деятельность
Объект – ТО, НА ЧТО направлена деятельность
Виды деятельности человека:
· Творческая:
· Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно новое никогда ранее не существующее.
· Творчество может выступать как вид самостоятельной деятельности, так и может выступать как компонент какой-либо деятельности
|
· Характерно только для человека!
· Трудовая:
· Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата
· Сознательно поставленная цель
· Использование специальных орудий и предметов труда
· Обязательное достижение результата.
· Обязательный уровень квалификации.
· Практическая полезность
· Преобразование внешней среды
· Игровая:
· Игра - вид деятельности, имитирующий реальные действия, целью которых является развлечение и отдых, заполнение досуга.
· Условный характер
· Воображаемая обстановка
· Использование символов и специальных знаков.
· Способна развивать воображение, фантазию
· Не имеет чётко очерченной цели и достижения результата.
· Наличие определенных правил
· Общение:
· Общение - вид деятельности, при котором происходит обмен информацией между субъектами.
· Наличие определенных норм и правил
· Общение не может быть индивидуальным
· ВИДЫобщения:
Ø Между реальными субъектами
Ø Между субъектом и иллюзорным партнёром
Ø Между субъектом и воображаемым партнёром
Ø Между воображаемыми партнёрами.
· Учение (познание):
· Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.
· Осуществляется в определённых учреждениях.
· Может приобретать побочный результат
· Может носить характер самообразования
· Возможно использование приобретённых знаний в нестандартных ситуациях.
Потребности человека
– нужда человека в чём-либо.
|
ü Классическое разделение:
· Биологические (физиологические, естественные, первичные, органические, витальные): в еде, пище, воде, тепловом режиме, жилище, движении, санитарно гигиеническом благополучии; инстинкт самосохранения.
· Социальные: потребность в общение, общей деятельности, общем признании, самореализации, самопознании, включении в различные социальные группы.
· Духовные (идеальные): потребность в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного, осознание своего места в мире.
ü По А. МАСЛОУ:
ВТОРИЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ
(ПРИОБРЕТЁННЫЕ) (самопознание,
выражение,
реализация)
![]() |
ПРЕСТИЖНЫЕ
(самоуважение, уважение, признание
со стороны других, достижение успеха,
карьерный рост)
![]() |
Социальные
( общение, забота, участие в совместной деятельности)
![]() |
ЭКЗЕСТЕНЦИАЛЬНЫЕ
(самосохранение, безопасность, комфорт, гарантия в будущем дне)
![]() |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
Первичные (врождённые)
Способности
– индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Уровни развития способностей:
a) Одарённость
b) Талант – совокупность способностей, позволяющих получить особый, уникальный продукт деятельности.
c) Гениальность – высшая ступень развития таланта.
Особенности задатки способности
Не превратятся, если нет
таких факторов как:
· Генетическая предрасположенность
· Социальное окружение
· Собственно желание индивида
Социализация
– процесс усвоения индивидом социального опыта и культурных норм, накопленные обществом в целом и необходимые ему для успешного функционирования в обществе.
Этапы:
a) Начальный (в семье)
b) Средний (в школе)
c) Завершающий (работа и т.д.)
Агенты социализации Институты социализации
ПервичныеВторичные Первичные Вторичные
Первичная социализация – осуществляется в сфере межличностных отношений.
Вторичная социализация – осуществляется в сфере общественных и социальных отношениях.
Функции социализации:
ü Обучение культурным нормам и образцовому поведению
ü Контроль за усвоением норм и одобрение повеления через поощрение или наказ.
Самопознание
– изучение личностью собственных психических и физиологических особенностей.
Методы:
- Анализ собственной деятельности
- Самонаблюдение
- Познание себя путём познания других
- Самооценка (отношение к собственному образу)
Рефлексия – процесс размышления индивида о происхождении в его сознании.
! В процессе самопознания формируется;я – концепция» - представление человека о самом себе.