Цели и задачи курсового проектирования
Курсовое проектирование проводится с целью закрепления знаний, полу-ченных при изучении дисциплины «Основы технологии машиностроения» и развития навыков самостоятельного решения технологических задач при проектировании технологических процессов изготовления деталей.
Курсовой проект дает возможность определить степень усвоения студентом учебного материала и умение применять знания, полученные при прохождении учебной и производственной практик, а также подготовить его к выполнению дипломного проекта и дальнейшей работе.
Во время проектирования студент должен показать умение пользоваться справочной литературой, нормативами, компьютерными технологиями, а также использовать новейшие достижения науки и техники в области технологии машиностроения. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы при выполнении курсового проекта были внесены предложения по усовершенствованию существующей технологии изготовления, оснастки и организации производства деталей машин. Поэтому при работе над курсовым проектом студент должен изучить прогрессивные направления в технологии машиностроения и на основе всестороннего анализа существующих технологических процессов изготовления дать свои предложения по совершенствованию технологии изготовления выбранной детали.
Работа над проектом должна вестись студентом самостоятельно и систематически. Принятые решения согласовываются с руководителем проекта на консультациях, которые обычно проводятся один раз в неделю. На консультации студент получает от руководителя проектирования конкретные замечания, указания и вносит все необходимые поправки и уточнения в чертежи и пояснительную записку.
Свои предварительные разработки студенты представляют руководителю в электронном или распечатанном виде и после утверждения руководителем могут оформлять их окончательно по частям или в целом.
При выдаче задания на проектирование руководитель проекта доводит до студентов график выполнения проекта и дату защиты. Соблюдение графика работы над курсовым проектом учитывается на текущих аттестациях, результаты которых влияют на конечную оценку проекта.
В качестве объекта проектирования выбираются детали, процесс обработки которых включает 6…8 технологических операций механи-ческой обработки (20…25 технологических переходов), а конструкция содержит разнообразные поверхности и элементы, такие, как отверстия, шпоночные пазы, шлицы, резьбы, зубья, и требует применения специальной оснастки, разрабатываемой или существенно модернизируемой в курсовом проекте. Требования к точности и качеству части поверхностей должны быть высокими (6, 7 квалитеты, Rа = 0,4... 1,25).
Задание на проектирование
Каждому студенту выдается задание на проектирование, которое содержит следующие данные:
- формулировку темы курсового проекта с конкретным указанием заданной для проектирования детали;
- годовую программу выпуска;
- формулировку специального вопроса;
- состав графической части;
- сроки выдачи задания и защиты курсового проекта.
Форма бланка задания приведена в табл. П.1.2.
В процессе прохождения производственной практики на предприятиях студенты должны:
- ознакомиться с технологическими процессами обработки анало-гичных или похожих деталей;
- ознакомиться с оборудованием, станочными и контрольными прис-пособлениями и инструментальной оснасткой;
- провести анализ фактической точности и производительности технологических операций;
- продумать вопросы модернизации технологических процессов и конструкций оснастки.
Содержание курсового проекта
Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части.
Пояснительная записка имеет следующую структуру:
– титульный лист;
– задание на проектирование;
– содержание;
– введение;
– основную часть;
– заключение;
– список использованных источников;
– приложения
Основная часть пояснительной записки включает:
1. Введение.
2. Анализ исходных данных для разработки технологического процесса (описание служебного назначения детали и технических требований, предъявляемых к ней, состав и свойства материала).
3. Отработка конструкции детали на технологичность.
4. Определение типа производства данной детали.
5. Выбор вида и метода изготовления исходной заготовки.
6. Выбор технологических баз.
7. Составление технологического маршрута обработки детали.
8. Расчет припусков на обработку и предельных размеров заготовки по технологическим переходам (для двух поверхностей припуски определяют расчетно-аналитическим методом, для остальных - табличным).
9. Разработка рабочего чертежа исходной заготовки и расчет коэффициента использования материала.
10. Разработка технологических операций.
10.1. Уточнение последовательности переходов в операциях.
10.2. Выбор средств технологического оснащения (оборудования, приспсоб-лений, режущих, измерительных и вспомогательных инструментов).
10.3. Расчет и назначение режимов резания (примеры аналитического и табличного методов определения режимов резания, сводные ведомости расчетных значений режимов резания, сводная ведомость корректировки режимов резания).
10. Нормирование технологического процесса (расчеты основного, штучного и штучно-калькуляционного времени, сводные ведомости нормирования технологического процесса).
11. Оформление технологической документации (титульный лист, маршрутная и операционная карты, карты эскизов).
12. Разработка конструкции приспособления для механической обработки заготовки.
12.1. Разработка схемы базирования заготовки, описание конструкции приспособления, выбор нормализованных элементов приспособления с указанием их назначения, конструктивных особенностей, материала, посадок и термообработки.
12.2. Силовой расчет приспособления.
12.3. Спецификация к сборочному чертежу приспособления.
Объем пояснительной записки - 35...40 страниц печатного текста.
Графическая часть имеет следующее тематическое содержание листов:
- рабочие чертежи детали и заготовки – 0,5…1 лист;
- схемы технологических наладок изготовления детали - 1 лист;
- сборочный чертеж станочного приспособления - 1 лист.
Пояснительная записка оформляется в соответствии с общими требо-ваниями к текстовым документам по ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-96.[8, 9]
Нумерация страниц сквозная от титульного листа до последней страницы, включая приложения. На титульном листе номер страницы не ставится.
Разделы записки излагаются согласно заданию на проектирование. Все разделы, таблицы, схемы и рисунки должны нумероваться в пределах глав, например «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела). Таблицы, рисунки и схемы должны иметь краткие пояснительные надписи. Ссылки на литературные источники указываются в квадратных скобках в виде номера источника из списка литературы, приведенного в записке.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Пояснительная записка
Общие положения
Структура пояснительной записки должна обеспечивать максимальную доступность информации, содержащейся в проекте.
Оформленная пояснительная записка должна иметь следующие составные части: титульный лист; задание; содержание; введение; основную часть; список использованных источников; приложения.
Титульный лист оформляется на бланках, выдаваемых кафедрой.
Задание на проектирование содержит название курсового проекта, исходные данные для проектирования и сроки выполнения.
Содержание указывает точное название всех разделов и подразделов пояснительной записки с их нумерацией и номером страницы, с которой они начинаются.