Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими (повысить «неметаболическую» силу), увеличивают мобильность суставов.
Это способствует повышению координации движений, увеличивает работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает, как уже говорилось выше, профилактику травматизма.
Поскольку при растягивающих упражнениях улучшается кровообращение мышц, данный вид упражнений является эффективным средством, ускоряющим процессы восстановления после объемных и скоростно-силовых нагрузок, за счет удаления из организма продуктов метаболического обмена (шлаков).
Раздел 8. Элементы спортивных игр
Необходимо включать в разработку программы элементы спортивных игр.
Выполнение элементарных движений:
-подачи и передачи мяча в волейболе;
- отбивание мяча кулаком, коленями, здоровой ногой в футболе
- метание мяча на дальность и меткость и др.
Тематический план
№ п/п | Темы | Количество занятий по программе | Описание примерного содержания занятий |
Раздел 1. Диагностика | |||
Обследование физического развития и физической подготовленности | |||
Раздел 2. Введение | |||
2.1.Техника Безопасности. Здоровый образ жизни. | Теоретические основы В процессе занятий | ||
Раздел 3. Профилактика заболеваний и травм рук | |||
3.1. Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса. 3.2. Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом 3.3. Упражнения на согласованность работы рук и ног. 3.4. Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса. | Следить за тонусом мускулатуры. Упражнения с отягощениями. | ||
Дыхательные упражнения. | Дыхательные упражнения и релаксация | ||
Упражнения на координацию | Упражнения на равновесие и меткость | ||
Упражнения на мышцы брюшного пресса | Выполнение упражнений на мышцы всех отделов брюшного пресса | ||
Упражнения на гибкость | Выполнение различных упражнений на растяжение мышц и связок | ||
Элементы спортивных игр | Выполнение подачи и передачи мяча. Отбивание мяча руками, коленями, стопами | ||
Диагностика | |||
Обследование физического развития и физической подготовленности | |||
ВСЕГО 15 занятий |
|
Список использованных источников
1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М., 1992.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: «Медицина», 1974.
4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990.
5. Загуменнов, Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2008. - № 6.
6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2001.
7. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2004.
|
8. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.
9. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
10. Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. – М.: Медицина, 1982.
11. Немов Р.С. Психология: Кн. 2. - М., 1997.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1991. 22. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М., 2002.
13. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007.
14. Практическая психология для преподавателей / Сост. М.К. Тушкина и др. - М., 1997.
15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
16. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание второе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
17. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. - М., 2001.
18. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997. 1. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
Приложение № 1
Способы проверки знаний, умений и навыков
У детей от 4-5 лет.
№ п/п | Вопросы диагностики | Методика диагностирования | Характеристика умений: |
1. | Мышечная сила кисти | Цель:измерить мышечную силу кистей рук с помощью ручного механического динамометра. ********* Перед обследованием необходимо познакомить детей с прибором динамометром и рассказать, как им пользоваться. Во время тестирования ребенок принимает исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Инструктор ФК, дает указание взять в руки динамометр, при этом рука ребенка опущена и немного отведена в сторону. Затем инструктор использует игровой прием и предлагает ребенку поднять «сетку картошки» - сильно сжать прибор. Делается по две попытки каждой рукой, между попытками даются 1-2 минуты отдыха. Результаты измерений фиксируются с точностью до 0,1 кг. | Мальчики: правая рука -2,3 – 6,9 левая рука -1,8 – 5,8 Девочки: правая рука -1,5 – 3, 0 левая рука -1,1 – 3,3 |
2. | Силовая выносливость мышц. | Цель:Оценить силовую выносливость мышц шеи. ******** Ребенок принимает исходное положение, лежа на спине, руки лежат вдоль туловища, подбородок прижат к груди. Инструктор дает указание приподнять голову от пола на 4 – 5 см и удерживать до усталости (в секундах). Цель: Оценить силовую выносливость мышц живота. *********** Ребенок принимает исходное положение, лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Инструктор дает указание поднять прямые ноги вверх под углом 45* и удерживать до усталости (в секундах), колени не сгибать, носки ног тянуть от себя. Цель:Оценить силовую выносливость мышц спины. *********** Ребенок принимает исходное положение, лежа на животе, руки вытянуты вперед. Инструктор дает указание приподнять над полом прямые руки, ноги и голову. Руки в локтях не сгибать, голова между рук, носки ног тянуть. Удерживать это положение до усталости (в секундах). | Шея 35 секунд Живот 30 секунд Спина 35 секунд Мальчики: 3,3 – 5,1 Девочки: 5,2 – 8,1 Мальчики и девочки: 16 – 60 Мальчики и девочки: 12-30 |
3. | Проверка координации - справа; - слева. | Цель:выявить координационные возможности ребенка при удержании равновесия. *********** Ребенок принимает исходное положение, основная стойка, руки на поясе. Инструктор дает указание согнуть в колене левую ногу (и наоборот) и пытается при этом сохранить равновесие. Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. | |
4. | Функциональная проба Проба Штанге | Ребенок принимает исходное положение, сидя на стуле, руки на коленях. Инструктор делает указание сделать максимальный вдох и выдох, затем вновь глубокий вдох, закрывает рот и зажимает пальцами нос, задерживая дыхание на предельно возможное время, которое определяется по секундомеру. | |
5. | Функциональная проба Проба Генчи | Ребенок принимает исходное положение, сидя на стуле, руки на коленях. Инструктор делает указание сделать вдох, затем выдох и задерживает дыхание. |
|