Языковое средство | Определение приёма | Примеры |
звуковые | ||
Аллитерация | Повторение в тексте согласных звуков | Знакомым ш умом ш оро х и х вер ши н Меня приветствовал. (А.Пушкин) |
Ассонанс | Повторение в тексте гласных звуков | Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных, Вхож у ль во многол ю дный храм… (А.Пушкин) |
лексические | ||
Аллегория | Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ | Аллегорическое изображение войны 1812 г. в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». |
Гипербола | Художественное преувеличение | Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов) |
Ирония | Употребление в смысле, противоположном прямому; насмешка | Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (об Осле) (И.Крылов) |
Лексический повтор | повторение в тексте одного и того же слова (словосочетания) | Слово всегда было путеводной звездой человечества. В слове сокрыта та самая великая энергия, известная на Земле, - энергия человеческого духа. Словом создавалась культура, словом ковалась вера, ковались идеалы… (Ф.Абрамов) |
Литота | Художественное преуменьшение | …И уж листик с древом шумит. Поют птички. (в стихотворении В.Тредиаковского) |
Метафора | Перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого явления, хорошо известного на основании сходства | Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием. (М.Шолохов) |
Метонимия | Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений | Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там... (Н.Гоголь) |
Окказиона- лизмы | Индивидуальные авторские словообразования | … В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов) |
Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы | Луна хохотала, как клоун. (С.Есенин) |
Перифраз (а) | Замена слова (словосочетания) описательным оборотом | Унылая пора! Очей очарованье! (об осени) (А.Пушкин) |
Сарказм | Высшая степень проявления иронии | Всё стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» наполнено сарказмом |
Синекдоха | Обозначение целого через его часть | …И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. (М.Лермонтов) |
Сравнение | Сопоставление явлений или понятий с целью выделить особо важный признак | Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево. (И.Тургенев) |
Эпитет | Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. | Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? (М.Лермонтов) |
синтаксические | ||
Анафора | Повторение слов, словосочетаний в начале предложений | Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья… (М.Лермонтов) |
Антитеза | контраст, противопоставление явлений и понятий | Я царь – я раб, я червь – я Бог! ( Г.Державин) |
Градация | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости | Они, эти овощи, действительно были синие, вернее сказать – тёмно-лиловые, почти чёрные, глянцевитые, какие-то кожаные. (В.Катаев) |
Именительный темы | Использование именительного падежа, определяющего тему, в начале текста | Пушкин… Это светлое имя сопровождает нас всю жизнь. |
Инверсия | Нарушение прямого порядка слов | По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит… (А.Пушкин) |
Композиционный стык | Повторение в начале нового предложения слов, заключающих предыдущее | На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков) |
Многосоюзие | Намеренное использование повторяющихся союзов | Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В.Инбер) |
Оксюморон (оксиморон) | Сочетание противоположных по значению слов | И невозможное возможно, Дорога долгая легка. (А.Блок) |
Парцелляция | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки | Сердце сжимается от радости. Непонятной Необъяснимой. И прекрасной. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия | Какие радости в чужбине? Они в родных краях… ( К.Батюшков) Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин) |
Ряды, парное соединение однородных членов | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста | Устройство школьного здания и территория вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей. |
Синтаксический параллелизм | Сходное, параллельное построение фраз, строк | Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет его душа. (С.Соловейчик) |
Умолчание | Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять | Что со мною? Отец…Мазепа… (А.Пушкин) |
Эпифора | Повторение слов, словосочетаний в конце предложений | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) |