Федеральное агентство по образованию
Читинский институт (филиал)
Байкальского государственного университета
экономики и права
Кафедра мировой экономики
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по учебной работе
______________ Болтовская Л.А.
«______» ______________ 201_ г.
ЭкологиЯ
Программа дисциплины
для студентов 1 курса экономического факультета
очной формы обучения
Направления и профили подготовки:
Менеджмент: Менеджмент организации
Государственное и муниципальное управление
Торговое дело: Логистика и коммерция
Чита 2015
Экология: программа дисциплины для образовательного учреждения высшего профессионального образования для студентов 1 курса, обучающихся по направлениям бакалавриата Менеджмент (профильМенеджмент организации), Государственное и муниципальное управление, Торговое дело (профиль Логистика и коммерция).
Составитель: доцент кафедры мировой экономики,
к. б. н. Лобанова Наталья Леонидовна
Рецензент:
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры мировой экономики ЧИ БГУЭП
Протокол № _________ от «»__________________ 2015 года
Программа рассмотрена и утверждена к печати на заседании УМК ЧИ БГУЭП
Протокол № _________ от «»__________________ 2015 года
Организационно-методический раздел
Цель курса
Целью изучения дисциплины является формирование экологически ориентированного мышления и активной позиции в стремлении сохранить природу, получение научных знаний об основах устойчивого развития общества и природы, о правах и обязанностях граждан в отношении к окружающей природной среде.
1.2. Задачи курса:
|
Задачами дисциплины являются:дать теоретические основы экологических знаний и их прикладных аспектов; сформировать системный подход к системе «Человек - Природа – Экономика»; дать представление о закономерностях организации и функционировании биосферы, взаимодействия живых организмов со средой обитания и между собой; выработать адекватное представление о месте и роли человека в природе; ознакомить с принципами оценки степени антропогенного воздействия на природу и здоровье людей; ознакомить с прогнозами развития цивилизации и путями решения проблем глобального экологического кризиса; сформировать эколого-экономический подход к решению социально-экономических задач; ознакомиться с экологической политикой в международном, национальном и региональном масштабе, методами решения экологических проблем на различных уровнях; сформировать представление о системе государственного и муниципального управления в сфере охраны окружающей среды; составить представление об экологической безопасности и экологическом риске, изучить меры повышения экологической безопасности и снижения экологического риска в регионах России; воспитание экологических приоритетов, формирование экологической культуры.
Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
Курс является составной частью непрерывного междисциплинарного образования и воспитания, направлен на изучение основных достижений современной науки и воспитание материалистического мировоззрения.
Изучение курса базируется на знании основных положений естествознания, экономической теории, менеджмента, теории государственного управления, основ современных технологий, безопасности жизнедеятельности, правоведения.
|
Курс для студентов очной формы обучения в объеме 72 часов общей трудоемкости (в том числе 30 часов аудиторных занятий) читается на 1-м году обучения в 1 семестре.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса и компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Методы обучения и тренировки навыков: лекционные занятия, освоение методик, решение задач, самостоятельная работа. Изучение курса завершается экзаменом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ü знать: основные экологические понятия, структуру экосистем и биосферы, взаимодействие человека и среды, экологические принципы охраны природы и рационального природопользования, методы ресурсосбережения, организационно-правовые средства охраны окружающей среды;
ü уметь: применять полученные знания по экологии для изучения других дисциплин, выявить причинно-следственные связи влияния человека на природу, использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией, применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии; уметь оперировать экологическими знаниями в профессиональной деятельности;
ü владеть: основами нравственного и физически здорового образа жизни, владеть методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду, владеть экономическими методами регулирования природопользования.
|
Для профиля «Торговое дело: Логистика и коммерция» ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-12, ПК-1.
Уровневое описание признаков компетенции ОК-12:
Способность применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии, умением реализовать экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Имеет отличные предметные знания о взаимодействии человека и среды. Умеет оперировать экологическими знаниями в профессиональной деятельности, применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии. Владеет методами ресурсосбережения, организационно-правовыми средствам охраны окружающей среды, методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду и экономическими методами регулирования природопользования. Способен проанализировать практико-ориентированное задание, понимать проблемную ситуацию, работать целенаправленно, используя при рассмотрении предложенной ситуации хорошо развитое умение размышлять и рассуждать с использованием соответствующих связанных между собой форм представления информации. Может размышлять над выполненными действиями, формулировать и излагать свою интерпретацию и рассуждения. С пособен творчески (нестандартно) мыслить, использовать имеющуюся систему интегрированных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. Способен к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания о взаимодействии человека и среды, о природоохранных мероприятиях и ресурсосберегающих технологиях, об организационно-правовых средствах охраны окружающей среды. Умеет использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией. Знает экономические методами регулирования природопользования. Способен выполнять типовые задания, интерпретировать и использовать информацию, представленную в различных источниках, и рассуждать на этой основе; кратко описать свою интерпретацию, рассуждения и полученные результаты. В оспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Показывает знания основных экологических понятий, структуры экосистем и биосферы, экологических принципов охраны природы и рационального природопользования, методов ресурсосбережения. Может ответить на вопросы в знакомой ситуации, когда эти вопросы четко сформулированы и представлена вся необходимая информация, выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенной ситуации, выполнить действия, которые явно следуют из описания предложенной ситуации. |
Уровневое описание признаков компетенции ПК-1:
Способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественно-научных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Имеет отличные предметные знания. Умеет выявить причинно-следственные связи влияния человека на природу, оперировать экологическими знаниями в профессиональной деятельности. Умеет обоснованно и творчески применять основные положения научных знаний для анализа окружающей действительности, делать из этого анализа выводы и обобщения, а также активно использовать их в своей повседневной практической деятельности. Умеет выделять ключевые теоретические подходы, идеи и понятия в отдельных областях научного знания, оценивать их конструктивно-критически. Умеет самостоятельно и творчески работать с научно популярными программами и литературой; ориентироваться в широком спектре современных научных направлений, теорий и достижений. Способен проанализировать практико-ориентированное задание, понимать проблемную ситуацию, работать целенаправленно, используя при рассмотрении предложенной ситуации хорошо развитое умение размышлять и рассуждать с использованием соответствующих связанных между собой форм представления информации. Может размышлять над выполненными действиями, формулировать и излагать свою интерпретацию и рассуждения. С пособен творчески (нестандартно) мыслить, использовать имеющуюся систему интегрированных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. Способен к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания. Знаком с наиболее важными открытиями и достижениями в области естественных наук, с особенностями функционирования научного знания в современном информационно-техническом мире. Умеет по ключевым понятиям и положениям определять их суть и принадлежность к той или иной научной теории, научно-исследовательской программе или парадигме. Умеет оценивать возможности методов и форм научного познания и правильно применять их в своей учебной и научно-исследовательской работе Способен выполнять типовые задания, интерпретировать и использовать информацию, представленную в различных источниках, и рассуждать на этой основе; кратко описать свою интерпретацию, рассуждения и полученные результаты. В оспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Показывает знания основные экологические понятия, структуру экосистем и биосферы, взаимодействие человека и среды. Умеет использовать научный способ познания, научно обоснованный взгляд на явления окружающего мира. Умеет отличать способы научного и ненаучного освоения действительности. Может ответить на вопросы в знакомой ситуации, когда эти вопросы четко сформулированы и представлена вся необходимая информация, выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенной ситуации, выполнить действия, которые явно следуют из описания предложенной ситуации. |
Для профиля «Государственное и муниципальное управление» ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-4, ПК-4.
Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:
знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Имеет отличные предметные знания о взаимодействии человека и среды. Умеет выявить причинно-следственные связи влияния человека на природу, оперировать экологическими знаниями в профессиональной деятельности, применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии. Умеет обоснованно и творчески применять основные положения научных знаний для анализа окружающей действительности, делать из этого анализа выводы и обобщения, а также активно использовать их в своей повседневной практической деятельности. Умеет выделять ключевые теоретические подходы, идеи и понятия в отдельных областях научного знания, оценивать их конструктивно-критически. Умеет самостоятельно и творчески работать с научно популярными программами и литературой; ориентироваться в широком спектре современных научных направлений, теорий и достижений. Владеет методами ресурсосбережения, организационно-правовыми средствам охраны окружающей среды, методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду и экономическими методами регулирования природопользования. Способен проанализировать практико-ориентированное задание, оценить возможный риск появления опасных ситуаций, подобрать методы анализа экологических проблем и опасностей, предложить меры по их предотвращению и ликвидации их последствий. Способен понимать проблемную ситуацию, работать целенаправленно, используя при рассмотрении предложенной ситуации хорошо развитое умение размышлять и рассуждать с использованием соответствующих связанных между собой форм представления информации. Может размышлять над выполненными действиями, формулировать и излагать свою интерпретацию и рассуждения. С пособен творчески (нестандартно) мыслить, использовать имеющуюся систему интегрированных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. Способен к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания о взаимодействии человека и среды, о природоохранных мероприятиях и ресурсосберегающих технологиях, об организационно-правовых средствах охраны окружающей среды. Знаком с наиболее важными открытиями и достижениями в области естественных наук, с особенностями функционирования научного знания в современном информационно-техническом мире. Знает экономические методами регулирования природопользования. Умеет оценивать возможности методов и форм научного познания и правильно применять их в своей учебной и научно-исследовательской работе Умеет использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией. Способен выполнять типовые задания типовыми базовыми методами анализа социальных проблем и опасностей, интерпретировать и использовать информацию, представленную в различных источниках, и рассуждать на этой основе; кратко описать свою интерпретацию, рассуждения и полученные результаты. В оспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Показывает знания основных экологических понятий, структуры экосистем и биосферы, экологических принципов охраны природы и рационального природопользования, методов ресурсосбережения. Идентифицирует и воспроизводит основные понятия, может ответить на вопросы в знакомой ситуации, когда эти вопросы четко сформулированы и представлена вся необходимая информация, выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенной ситуации, выполнить действия, которые явно следуют из описания предложенной ситуации. |
Уровневое описание признаков компетенции ПК-4:
способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Имеет отличные предметные знания. Способен аргументировано и критически оценивать варианты управленческих решений с точки зрения экологической безопасности, обосновывать предложения по совершенствованию управленческих решений с учетом критериев экологической безопасности и возможных рисков. Способен проанализировать практико-ориентированное задание, подобрать методы решения, понимать проблемную ситуацию, работать целенаправленно, используя при рассмотрении предложенной ситуации хорошо развитое умение размышлять и рассуждать с использованием соответствующих связанных между собой форм представления информации. Может размышлять над выполненными действиями, формулировать и излагать свою интерпретацию и рассуждения. С пособен творчески (нестандартно) мыслить, использовать имеющуюся систему интегрированных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. Способен к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания. Знает основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Способен видеть варианты управленческих решений с учетом критериев экологической безопасности и возможных рисков. Способен выполнять типовые задания типовыми базовыми методами, интерпретировать и использовать информацию, представленную в различных источниках, и рассуждать на этой основе; кратко описать свою интерпретацию, рассуждения и полученные результаты. Воспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Показывает знание основных понятий, идентифицирует их и воспроизводит. Может ответить на вопросы в знакомой ситуации, когда эти вопросы четко сформулированы и представлена вся необходимая информация, выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенной ситуации, выполнить действия, которые явно следуют из описания предложенной ситуации. |
Для профиля «Менеджмент организаций» ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-12, ПК-1.
Уровневое описание признаков компетенции ОК-12:
Способность применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии, умением реализовать экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Имеет отличные предметные знания о взаимодействии человека и среды. Умеет оперировать экологическими знаниями в профессиональной деятельности, применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии. Владеет методами ресурсосбережения, организационно-правовыми средствам охраны окружающей среды, методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду и экономическими методами регулирования природопользования. Способен проанализировать практико-ориентированное задание, понимать проблемную ситуацию, работать целенаправленно, используя при рассмотрении предложенной ситуации хорошо развитое умение размышлять и рассуждать с использованием соответствующих связанных между собой форм представления информации. Может размышлять над выполненными действиями, формулировать и излагать свою интерпретацию и рассуждения. С пособен творчески (нестандартно) мыслить, использовать имеющуюся систему интегрированных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. Способен к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания о взаимодействии человека и среды, о природоохранных мероприятиях и ресурсосберегающих технологиях, об организационно-правовых средствах охраны окружающей среды. Умеет использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией. Знает экономические методами регулирования природопользования. Способен выполнять типовые задания, интерпретировать и использовать информацию, представленную в различных источниках, и рассуждать на этой основе; кратко описать свою интерпретацию, рассуждения и полученные результаты. В оспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Показывает знания основных экологических понятий, структуры экосистем и биосферы, экологических принципов охраны природы и рационального природопользования, методов ресурсосбережения. Может ответить на вопросы в знакомой ситуации, когда эти вопросы четко сформулированы и представлена вся необходимая информация, выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенной ситуации, выполнить действия, которые явно следуют из описания предложенной ситуации. |
Уровневое описание признаков компетенции ПК-1:
Способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественно-научных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Имеет отличные предметные знания. Умеет выявить причинно-следственные связи влияния человека на природу, оперировать экологическими знаниями в профессиональной деятельности. Умеет обоснованно и творчески применять основные положения научных знаний для анализа окружающей действительности, делать из этого анализа выводы и обобщения, а также активно использовать их в своей повседневной практической деятельности. Умеет выделять ключевые теоретические подходы, идеи и понятия в отдельных областях научного знания, оценивать их конструктивно-критически. Умеет самостоятельно и творчески работать с научно популярными программами и литературой; ориентироваться в широком спектре современных научных направлений, теорий и достижений. Способен проанализировать практико-ориентированное задание, понимать проблемную ситуацию, работать целенаправленно, используя при рассмотрении предложенной ситуации хорошо развитое умение размышлять и рассуждать с использованием соответствующих связанных между собой форм представления информации. Может размышлять над выполненными действиями, формулировать и излагать свою интерпретацию и рассуждения. С пособен творчески (нестандартно) мыслить, использовать имеющуюся систему интегрированных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. Способен к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания. Знаком с наиболее важными открытиями и достижениями в области естественных наук, с особенностями функционирования научного знания в современном информационно-техническом мире. Умеет по ключевым понятиям и положениям определять их суть и принадлежность к той или иной научной теории, научно-исследовательской программе или парадигме. Умеет оценивать возможности методов и форм научного познания и правильно применять их в своей учебной и научно-исследовательской работе Способен выполнять типовые задания, интерпретировать и использовать информацию, представленную в различных источниках, и рассуждать на этой основе; кратко описать свою интерпретацию, рассуждения и полученные результаты. В оспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Показывает знания основные экологические понятия, структуру экосистем и биосферы, взаимодействие человека и среды. Умеет использовать научный способ познания, научно обоснованный взгляд на явления окружающего мира. Умеет отличать способы научного и ненаучного освоения действительности. Может ответить на вопросы в знакомой ситуации, когда эти вопросы четко сформулированы и представлена вся необходимая информация, выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенной ситуации, выполнить действия, которые явно следуют из описания предложенной ситуации. |
Планы практических занятий
Занятие 1