Концепция личности К. К. Платонова
Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении
функции.
В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности.
1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение.
2. Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически,
и даже генетически обусловленных свойств личности».
Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.
3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.
К. К.Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических
процессов и функций.
Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура
в основном на индивидуально-психологическом уровне.
4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент).
|
Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки.
Таким образом, по мнению К. К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится
в основном только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом
взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться
музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур».
Направленность личности | Мировоззрение, личностные смыслы, стремления и др. | Социальная обусловленность |
Социальный опыт | ЗУН и привычки | Социально -биологическая база |
Индивидуальные особенности психики | Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, воли, чувств и др.) | Биосоциальная обусловленность |
Биопсихические свойства | Скорость, интенсивность психических процессов, пол, возраст, темперамент | Биологическая обусловленность |
Учёт личностных особенностей при работе с детьми
Педагогам в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей: Пол
Возраст (Уровень развития)
Характер
Темперамент
Способности
Интересы
Потребности
Возраст | Возрастные особенности детей по Д. Б. Эльконину |
0-1 год Младенчество | Непосредственное эмоциональное общение |
1-3 лет Раннее детство | Предметно-манипулятивная деятельность |
3-7 лет Дошкольный возраст | Игровая деятельность |
7-11 лет Младший школьный возраст | Учебно-познавательная деятельность |
11-15 лет Подростковый возраст | Интимно-личностное общение |
15-17 лет Ранняя юность | Учебно-профессиональная деятельность |
Характер (греч.) – чеканка, печать, отпечаток
|
Характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности, материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. В педагогической практике важно научиться распознавать характер при этом используя метод наблюдения, эксперимента, беседы.
Акцентуации характера по Личко и Шмишеку
1. Гипертимный тип (повышенный жизненный тонус, лидерство, оптимизм, легкомыслие)
2. Циклоидный (переменчивость настроения, малопредсказуемость, противоречивость)
3. Эмотивный (мягкость, добросердечие, эмоциональность, альтруизм)
4. Застревающий (высокая чувствительность, конфликтность, занудливость, принципиальность)
5. Педантичность (пунктуальность, неторопливость, частые проверки, добросовестность)
6. Тревожный (пугливый)
7. Демонстративный (эгоцентризм)
8. Возбудимый (неадекватные вспышки гнева, неуживчивость)
9. Дистимный (пессимизм, угрюмый, робость, самокритичность, исполнительность)
10. Экзальтированный (высокочувствительный, эмоциональный, влюбчивый, артистичный)
Педагогические условия работы с ребенком-сангвиником:
Работая с ним, нужно:
Основным подходом в обучении ребенка-сангвиника, является принцип, условно названный «Доверяй, но проверяй»
|
Педагогические условия работы с ребенком-холериком:
Работая с ним, нужно:
Учить сначала думать, а потом делать. Его нельзя ругать при других. Постоянное руководство и контроль.
Педагогические условия работы с ребенком-флегматиком:
Работая с ним, нужно:
Не требовать немедленных ответов, давать время на обдумывание и подготовку.
Отказываться от разнообразия заданий.
Педагогические условия работы с ребенком-меланхоликом:
Работая с ним, нужно:
Давать больше времени на подготовку и ответ. Осторожно оценивать неудачи.
При работе с ребёнком нужно всегда уметь различать его врождённые и приобретённые способности.
Врождённые способности (задатки) нужно развивать.
Приобретённые способности совершенствовать.
Занимаясь с ребёнком, учитель всегда должен учитывать его потребности и интересы.
Находить с ним общий язык
Стараться поддерживать его интересы
Выслушивать его потребности
Педагог должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика,
скорость его мышления, уровень музыкальных возможностей и соизмеряя с этим подбирать программу для ребенка и строить занятия.