Виды групповых решений:
1) незаметное решение — решение, принятое в результате хаотичной дискуссии в результате неспособности далее обсуждать вопрос;
2) авторитетное решение—решение принимается одним человеком, на которого группа возложила ответственность за это решение;
3) решение, принимаемое меньшинством, — решение, принятое маленькой группировкой, пришедшей к общему мнению, которое принимает большинство;
4) компромисс — решение, принятое в результате договоренности о взаимных уступках, которое полностью не удовлетворяет ни одну из сторон;
5) решение, принимаемое большинством, — решение, принятое в результате голосования;
6) единогласное решение — решение, с которым согласны все участники. Оно наблюдается при непроблемной ситуации, принятии формального решения;
7) согласованное решение — решение, принятое на основе предварительной работы команды. Методы принятия группового решения:
1) открытое общение;
2) ролевая игра — каждый из участников выполняет предписанную ему роль, в результате игры рождается наиболее приемлемое решение;
3) групповая дискуссия — обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников.
Этапы групповой дискуссии:
1) формулировка проблемной ситуации;
2) высказывание идей;
3) обсуждение решений;
4) принятие решения;
5) разработка программы и плана действий.
Разновидности групповой дискуссии:
1) метод «мозгового штурма »—проходит в несколько этапов. На первом этапе идет изложение проблемы, при этом всех участников просят свободно излагать свои идеи по решению проблемы вне зависимости от того, насколько они реальны. Главная задача состоит в том, чтобы прозвучало как можно больше идей. Критика своих и чужих идей запрещается. На следующем этапе идеи комбинируются, видоизменяются. На последнем этапе идет отбор и оценка идей;
|
2) метод синектики также проводится в несколько этапов. На первом этапе выделяются «синекторы» (затравщики) дискуссии, которые отстаивают противоположные мнения и начинают дискуссию, в которую постепенно включаются и другие члены группы. В ходе дискуссии отбрасываются крайности и принимается решение, удовлетворяющее всех;
3) «консенсус »— путем открытого обсуждения исходных индивидуальных вариантов вырабатывается единое групповое;
4) «диалектическая » — обсуждаются не варианты, а факторы, определяющие их;
5) «диктатура » — обсуждение заканчивается выбором участника, чье мнение и становится мнением группы;
6) метод Дельфи — многократное анонимное и изолированное высказывание и обсуждение мнений в письменной форме. За несколько раундов обычно удается прийти к общему решению;
7) «коллективная » методика — усреднение результата, что исключает все индивидуальные влияния. Дает наименьшую точность.
Негативные эффекты при принятии решений в группе:
1) эффект «социальной фасилитации» — затруднение в выполнении сложных действий в присутствии наблюдателей при улучшении простых;.
2) эффекты «социальной лености» и «распределения ответственности» — снижение эффективности в принятии групповых решений при ослаблении связи между собственными усилиями и результатами и «размывании» ответственности;
3) эффект «конформизма» — влияние восприятия окружающих на восприятие индивидуума;
|
4) эффект «группового мышления», или эффект «группового духа», — принятие неверных решений, основанных на чувстве превосходства и неуязвимости группы. Наблюдается в хорошо сплоченной группе в результате ее изоляции от альтернативного источника информации, удачности предыдущих решений, чувства защищенности и высокого уровня неопределенности, одобрения индивидуальных мнений членами группы.
ГРУППОВАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ
Групповая совместимость —это способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.
Совместимость — одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности.
Критерии оценки совместимости:
1) результаты совместной деятельности;
2) эмоционально-энергетические затраты участников деятельности;
3) удовлетворенность участников этой деятельностью.
В основе совместимости лежат личностные качества, составляющие группу индивидов:
1. физиологические: половозрастные и др.;
2. психофизиологические: различие темпераментов и биологических потребностей;
3. собственно психологические: личностный характер и мотивы поведения;
4. социально-психологические: ценности, интересы, ролевые ожидания.
Уровень психологической совместимости определяется как сходством каких-либо одних качеств членов коллектива, так и различием других. В итоге это приводит к взаимодополняемости при совместном решении задач, так что конкретная производственная группа представляет собою определенную целостность.
|
Уровни совместимости:
1) социально-психологический—общность целей, мотивов деятельности, единство в понимании задач и т.д.
2) психологический — общность на уровне характеров (общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т.д.). Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции;
3) психофизиологический—общность на уровне темпераментов.
Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.
На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:
1) индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;
2) индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;
3) приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;
4) коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой. В основе психологической совместимости лежат особенности темперамента чяенов группы. Темперамент—это присущие человеку ограждения устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.
Типы темпераментов:
1) холерик обладает легко возбудимой нервной системой, для которой характерно преобладание возбуждения над торможением;
2) сангвиник характеризуется наличием сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы;
3) флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой;
4) меланхолик обладает слабой нервной системой.
Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости в эффективности.
Механизмы психологической совместимости:
1) подобие качеств взаимодействующих работников — необходимо при длительном сотрудничестве в стрессовом состоянии (экипажи самолетов, судов);
2) взаимодополнение качеств — необходимо при творческой работе;
3) контрастность свойств и качеств — используется при ярко выраженной устремленности к общей коллективной цели;
Гомеостазис — саморегулирование системы, обеспечивающее поддержание равновесия с помощью обмена информацией; перераспределение ролей и функций, имеющее целью устойчивость и эффективность групповой деятельности. Наблюдается в высоко мотивированных, сплоченных коллективах и проявляется в гибкой реакции на ситуацию.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
Социально-психологический климат группы — характер взаимоотношений между людьми, состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности.
Социально-психологический климат—это динамичное образование, которое сочетает в себе эмоциональные, интеллектуальные и ценностные установки, отношения, настроения, мнения и чувства членов группы. Динамика социально-психологического климата проявляется и в процессе группообразования, когда идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений, и в условиях функционирования группы, когда происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов. Одним из факторов, способствующих этой динамике, является «климатическое возмущение», т.е. естественное колебание эмоционального состояния в коллективе, периодические подъемы и спады настроения у его членов, которые происходят в течение дня или более длительного временного периода под действием внешних и внутренних факторов.
Факторы, влияющие на социально-психологический климат, условно разделяются на:
1) факторы макросреды, под которыми понимают большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация:
а) особенности общественно-экономического устройства страны (специфика данного этапа ее развития, которая отражается на деятельности различных социальных институтов, степень демократизации общества, особенности государственного регулирования экономики, уровень занятости и безработицы, состояние социальной защиты и т.д.);
б) уровень развития материального и духовного производства и культуры общества в целом;
в) состояние общественного сознания;
г) влияние управленческих воздействий различных министерств и ведомства, концернов, акционерных обществ, в систему которых входит то или иное предприятие или учреждение;
д) многообразные партнерские связи е другими организациями;
е) связи с потребителями продукции данной организации;
2) факторы микросреды предприятия, учреждения — это «поле» повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. Именно на данном уровне те или иные воздействия макросреды обретают для каждой группы свою определенность, связь с реалиями жизненной практики:
а) состояние материально-вещной среды (характер выполняемых людьми трудовых операций, состояние оборудования, качество заготовок или исходного сырья);
б) особенности организации труда (сменность, ритмичность, степень взаимозаменяемости работников, уровень оперативно-хозяйственной самостоятельности первичной группы (например, бригады));
в) санитарно-гигиенические условия труда (температура, влажность, освещенность, шум, вибрация и т.д.);
г) условия, образ и качество жизни членов группы;
д) официальная организационная структура (тип организации (государственная или коммерческая, закрытая или открытая и т.д.), стиль руководства, характер деятельности (совместно-индивидуальный, совместно-последовательный, совместно-взаимодействующий);
е) неофициальная организационная структура — характер взаимоотношений между членами группы (наличие или отсутствие сотрудничества, взаимопомощи, товарищеских контактов, доброжелательности, конфликтов и ссор, обусловленных индивидуальными психологическими особенностями членов группы, уровнем их психологической совместимости;
ж) степень взаимодействия формальной и неформальной организационных структур (чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат группы).
Практический блок
2. Выбрать один из динамических процессов и составить 3 вопроса.
Отдельным документом в формате WORD скопировать шаблон таблицы. В правом верхнем углу написать свою Ф. И.
Составить вопросы и записать их в таблицу. Документ отправить в папку.
https://drive.google.com/drive/folders/1hPaYTBWSGn7jqA4W9eek86EzpM3OmZ-s?usp=sharing
Тема: Динамические процессы, происходящие в малой группе. | ||
Процесс | СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ; ГРУППОВАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ; ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ; ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ, ГРУППОВОЕ МЫШЛЕНИЕ; КОНФОРМИЗМ И ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ | |
Виды вопросов | Вопрос | |
Репродуктивный | ||
Поисковый | ||
Проблемный |