Общая характеристика биографических методов




БМ-это собирательное название способов исследования,диагностики,коррекции,планирования жизненного пути личности.Метод синтетического описания человека,как личности и субъекта деятельности. Он реализует ведущие принципы развития и историзма и реализуется в дифференциальной психологии личности и в исторической психологгии.Первые научные разработки относятся к 1 трети 20 века,работы австро-американской психолога Шарлотта Бюлер Источники.биографической информ.1.Сам изучаемой человек,знающие его люди.продукты его деятельности,историчнские и лит.,материалы зафиксированные события личной жизни человека,или сопуствующей ей социальных событий.(кино,фото,аудио. Итд)Данные о месте жительстве.Месте и характере проф.деят. или досуга.Личные вещи,источник сведений в первую очередь определяет специфику применяемого БМ. Изучение прод.деят. можест осущ.как чисто описательно так и с привлечением количественно-качественных методов обработки и интерпретации данных.Метод контент-анализа достаточно явл. Эффективным(творчество,публицистика,посты)

 

18.Психологическая автобиография. собирательное наименование большой группы способов получения биограф.

Информ.от самого изучаемого чел.Примеры методов.1.Устное или пис.повествование своей жизни.

Автопортрет,управляемая фантазия,Методика Е.Ю.Коржовой.в 1994.Автор учитывает след.критерии.анализа данных. формальные хар-ки продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего,значимость событий их желательность,степень влияния на ход жизни,время их антиципации и ретроспекции. содержательные хар-ки – тип и вид значимых событий их оригинальность,популярность их.Сила-слабость,преобладание личностных,ситуативных.

 

19 Психобиография. метод псих анализа личности,базирующиеся на биогрф.информ.Разработан в рамках фрейдизма и в некотрой степени игнорирует общественно-историческую обусловленность личности.Ему присуще биологизация псих.явлений и психологизация социальных,свойственны классическому психоанализу.впервые метод применен при описании личности США през.Вильсона.В настоящее время в США президенты и др. зарубежные политики обследуются этим методом с привлечением данных в когнитивной психологии. Главная идея соц.когнитивизма-заключ.в объяснении мотивов поведения личности её потребностью в установлении и поддержании сбалансированности своей когнитивной структуры т.е. связано и не противоречивой картиной мира в своем сознании.В советской псих. Этот метод не включался в состав БМ,а не противопоставлялся ему как неприемлемый методологический из-за слабой акцентуации соц.фактора,в становлении и развитиии личности.

 

20 Каузометрия. Предназанчен для исследования субъективной картины жизненного пути и псих. времени личности.Был предложен в 1982 году Е.И. Головаха А,А Кроник.С его помощью описанию поддаются не только прошлые описания чел.,но и предпологающие будущее этапы в форме интервью проводится 6 этапов.1.Биограф. разминка.2.формирование списка значимых событий.3.Их дотировка.4. причинный анализ отношений между этими событиями.5. Целевой анализ,обратный 4 анализу.Обозначение сфер принадлежностисобытий. Итоги интервью изображаются в виде каузограммы-графика событий и свзи меду ними.Это дает наглядное представление о мотвационном статусе событий,их локализации в календарном и псих.времени,роли в жизни чел.о структуре связи между событиями.Все это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути о масштабности, осмысленности,реализации,замыслов о стиле жизни,удовлетвореености,прошлым и настоящим и будущем

 

21 Формализованная биографическая анкета.

Конкретизация большой группы методов, объединенных под общим названием –«Биограф опррсиники.»Анкета Логинова Н.В. 1.Данные жизненного пути,2.ступпени социализации,(вуз.сад,школа)3. Среда развития.4.Интересы и любиммые занятия в разные периоды жизни(фильмы,театры итд)5. Состояние здоровья (перенесённые заболевания)

 

 

22.Понятие психологического измерения. Основные процедуры. Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать и как компонент целостной процедуры эксперимента. Как самостоятельный метод измерение служит для выявления индивидуальных различий в поведении субъектов и отражения ими окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения и структуры индивидуального опыта.Измерение в процедуре эксперимента рассматривается как метод регистрации состояния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.На основе теории измерения строятся психологические тесты

В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. В основе различения лежит объект измерения.1. Измерение особенностей поведения людей, определение различий между людьми с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения к определенному типу. Психологическое измерение заключается в измерении испытуемых.2. Измерение как задача испытуемого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т. п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. Психологическое измерение в этом случае является измерением стимулов. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект.3. Совместное измерение стимулов и испытуемых. При этом предполагается, что «стимулы» и «испытуемые» могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации.Внешне процедура психологического измерения испытуемых ничем не отличается от процедуры психологического эксперимента. Однако при проведении психологического эксперимента исследователя интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического измерения является лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков.Психологическое измерение стимулов является задачей, которую испытуемый решает в ходе психологического эксперимента.

23. Виды психологических измерений. Методы пс. измерений могут быть классифицированы по различным основаниям: Процедуре сбора «сырых» данных;Предмету измерения;Виду используемой шкалыТипу шкалируемого материала

Моделям шкалированияЧислу мерностей (одномерные – многомерные)

Мощности метода сбора данных (мощные и слабые)

Типу ответа индивидаКакими они являются: детерминистскими или вероятностными. Метод ранжирования. Все объекты предоставляются испытуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака.

Метод парных сравнений. Объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлений равно числу сочетаний). Испытуемый оценивает сходство – различие между членами пар. Метод абсолютной оценки. Стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимулам в единицах предложенной шкалы.

Метод выбора. Индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и т. д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию. По предмету измерения все методики делятся на а) методики шкалирования объектов; б) методики шкалирования индивидов и в) методики совместного шкалирования объектов и индивидов. Методики шкалирования объектов (стимулов, высказываний и др.) встраиваются в контекст экспериментальной или измерительной процедуры. По своей сути они представляют собой экспериментальную задачу испытуемого. Исследователь использует эту задачу для выявления поведения испытуемого.

При субъективном шкалировании (шкалирование индивидов) испытуемый выполняет функции измерительного прибора, а экспериментатор мало интересуется особенностями измеряемых испытуемым объектов и исследует самого испытуемого.

Модели совместного шкалирования делятся на два вида: детерминистические, вероятностные. Суть моделей в том, что и объекты и индивиды, которые высказывают соображения об объектах, «отображаются» на одну шкалу на основании обработки данных поведенческого измерения либо субъективного шкалирования.

Детерминистические модели: метод развертывания Т.Кумбса исходит из предположения, что объекты и индивиды могут быть размещены на шкале одномерного признака. Индивид может предпочитать один объект другому. Существует «идеальная точка» индивида – субъективный эталон. Индивид предпочитает тот стимул, который ближе к субъективному эталону.

 

 

24. Тип эмпирических данных: «L»-данные. «L»-данные (life record data).Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, например: успеваемость, дисциплина и т.д., а также путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых.L»-данные также часто используются как внешний критерий, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных с помощью других методик. Однако такое использование «L»-данных не совсем правильно, так как внешние оценки не являются достаточно достоверной мерой поведения. Ибо возникают искажения, связанные с субъективными особенностями личности самого эксперта.

Для повышения надежности «L »-данных существуют следующие требования:

оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;эксперт должен знать оцениваемого испытуемого достаточно продолжительное время;необходимо не менее 8-10 экспертов на одного оцениваемого;

оценивание испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте за один раз, вместо оценивания одного испытуемого сразу по всему комплексу характеристик.

 

25. Тип эмпирических данных: «Q»-данные. «Q»-данные. Изучение личности с помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчетов, анкет, шкал самооценок состояний и т. д.

Наиболее широко используются:Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI);

шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Б. Кэттелла (16 PF);

тест Гилфорда-Циммермана для исследования темперамента (GZIS);

личностный опросник Айзенка и др.Q»-данные также подвержены действию инструментальных искажений. Причины искажения «Q»-данных носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения связаны с незнанием собственной личности, возникающим по следующим основным причинам:

низкий интеллектуальный и культурный уровень испытуемых;

отсутствие навыков интроспекции и специальных знаний;использование неверных эталонов (испытуемые обычно сравнивают себя с близким окружением, а не со всей популяцией).Различная мотивация испытуемых может также служить источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности (дисимуляция), либо подчеркиванием своих дефектов (аггравация и симуляция). Причем мотивационные искажения могут иметь как сознательный, так и бессознательный характер.

 

 

26. Тип эмпирических данных: «T»-данные. «T»-данные. Данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без обращения к самооценкам или экспертам.Повышение объективности методов может достигаться следующими тактическими приемами, способами:Маскировка истинной цели исследования. Цель исследования не сообщается, сообщается другая ложная цель (пример: ТАТ, Popшах).Неожиданная постановка задачи, «внезапность».

Неопределенность, нечеткость целей тестирования (при проверке самостоятельности, настойчивости испытуемого).Отвлечение внимания (отвлекающие и основные задания).Создание эмоциональной ситуации. Постановка в неловкую ситуацию. Пример: в тесте, измеряющем подозрительность, испытуемого ставят в угол спиной к экспериментатору, и он должен назвать моменты, в которые он считает, что экспериментатор смотрит на него.Эмоциональное содержание тестов. Содержание тестов может быть неэтичным, смешным, уродливым, поэтичным и т. д.Автоматизированные реакции. Почерк, манеры, экспрессивные движения.«Непроизвольные» индикаторы. Понятие разработано в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина – электрофизиологические, биохимические, вегетативные изменения, сопровождающие психические процессы.

«Фоновые» индикаторы – показатели физиологического и физического статусов организма, коррелирующие с особенностями личности человека (рост, вес, костно-мышечная масса, др. показатели размера и пропорций тела)

 

27. Методы сбора эмпирических данных. Основные группы методов психодиагностики. В соответствии с обозначенными выше типами психологических данных, существуют и специальные методы и методики их сбора. К основным группам методов психологической диагностики (психологического измерения) можно отнести следующие:1) психофизиологические методы — методы измерения функциональных показателей, использования психофизиологических индикаторов психических явлений;2) обсервационные методы — методы наблюдения и самонаблюдения;3) праксиметрические методы, основанные на анализе продуктов деятельности;4) субъективно-оценочные, основанные на анализе ответов испытуемых на вопросы и суждения опросников, анализе выборов альтернативных суждений, выборов градаций шкал и т.п.;5) проективные, связанные с анализом особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции;6) ассоциативные, основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Цветоассоциативные методы, связанные с анализом выборов цветов по степени приятности и по ассоциации с

28. Сильные и слабые стороны опросников. Опросники – стандартизованный измерительный метод, иначе – стандартизованный самоотчет. В настоящее время, вероятно, это наиболее часто используемый в психологических исследованиях метод. Преимущество опросников, снабженных вспомогательными шкалами, состоит в том, что многие из них позволяют получать количественные оценки, по которым можно сопоставлять уровень выраженности интересуемого психического качества у отдельного индивида с его распространенностью и выраженностью в популяции. Еще одну достаточно распространенную исследовательскую установку в отношении применения опросников для исследования личности можно выразить тезисом: «Неосознаваемые и недостаточно осознаваемые явления внутреннего мира личности лучше всего исследовать с помощью проективных тестов». При этом дается примерно такое обоснование этого тезиса, что в опросниках представляется, как правило, ситуация выбора из нескольких альтернатив – например, выбора из нескольких вариантов ответа на один вопрос, сформулированный в словесной форме, – в результате у человека влияние вытесняемых мыслей, неосознаваемых желаний, стремлений и т. п. блокируется. Однако данное объяснение не подкрепляется пока ни обоснованными теоретическими моделями, ни эмпирическими данными исследований. Другой аспект связан с «прозрачностью» опросников, которая якобы подталкивает испытуемых в своих ответах ориентироваться на «социальную желательность» определяемого личностного качества. Без сомнения, последний феномен проявляется часто, причем нередко неосознанно. Но нет оснований оценивать этот аспект однозначно отрицательно, как и считать, что сравнение с другими методическими подходами не в пользу опросников. Во-первых, прозрачность разных опросников весьма различна. Во-вторых, в той или иной степени она свойственна не только им, но и другим методам, в том числе и многим проективным. В-третьих, неверно считать, что социальная желательность возникает и влияет на поведение только в ситуации тестирования.. Стремление же испытуемого скорректировать ответы, подгоняя их под желаемый эталон, например в ситуациях конкурсного отбора, действительно не редкость. Но, во-первых, любому диагносту, имеющему практический опыт, известно, что это чаще делается неумело, без чувства меры, и обнаружить такие попытки нетрудно либо анализируя результаты самого опросника, либо дополнительными к опроснику приемами. Во-вторых, проявления такого рода мотивационных искажений имеют несомненную диагностическую ценность.

 

29. Психотерапевтические методы - общая характеристика. Психотерапевтические методы – это специальные приемы воздействия на сознание человека с целью оказания ему помощи в разрешении его психологических проблем. Отнесение этих методов в разряд эмпирических обосновано тем, что они самым непосредственным образом реализуют главную черту этой группы способов психологического исследования (и обследования) – контакт с изучаемым объектом (обратившимся за помощью человеком) и сбор психологической информации о нем. Традиционно психотерапию трактуют как лечение больного, осуществляемое в процессе его контактов с врачом.

Условно психотерапия делится на клиническую и личностную. Первая направлена в основном на ликвидацию или смягчение симптомов болезни. Это преимущественно область медицины и медицинской психологии. Личностная психотерапия ориентирована на содействие пациенту (клиенту) в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Здесь заключены интересы и общей, и социальной психологии. Психотерапевтическое воздействие может осуществляться в трех формах: индивидуальной, групповой и коллективной. Такое размежевание способов психического воздействия на клиента (пациента), на наш взгляд, следует рассматривать именно как различные формы психотерапии, а не как ее отдельные методы. Дело в том, что практически любой конкретный психотерапевтический метод может применяться и в виде индивидуального, и в виде группового воздействия. Групповая психотерапия – это воздействие специалиста на группу пациентов. Основная связь идет «по вертикали», т. е. по линии специалист (врач, психолог) – пациент. Отношения между членами группы (связи «по горизонтали») более или менее элементарны: подражание, индуцирование, повышение внимания в группе. Коллективная психотерапия – метод, сочетающий воздействие специалиста с взаимным воздействием членов группы друг на друга. Второй вид связи («по горизонтали») преобладает, но направляется ведущим психотерапевтический сеанс. Широкое распространение получили такие виды коллективной терапии, как семейная терапия, терапия в трудовых, игровых и спортивных коллективах, в реабилитационных центрах и клубах и т. д.

Основные психотерапевтические методы: гипнотерапия, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия, игровая психотерапия, психоэстетотерапия, наркопсихотерапия, социальная психотерапия.

30. Метод гипнотерапии. Аутогенная тренировка как психотерапевтический метод. Гипнотерапия – это воздействие на сознание человека с помощью гипноза в терапевтических целях. Гипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, осуществляемого гипнотизером. Связано с изменением функций самосознания, индивидуального самоконтроля. Различают три стадии гипноза: легкая (сонливость), средняя (гипотаксия) и глубокая (сомнамбулизм). Для практики гипнотерапии интересна третья стадия, когда, по мнению Г. В. Гершуни, можно по желанию экспериментатора изменять функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы, не нанося при этом никаких повреждений. Различают два вида гипнотизации – императивный, основанный на жестких директивных инструкциях гипнотизера и сильных невербальных стимулах, и кооперативный, предполагающий мягкие формы внушения с использованием слабых, «повторяющихся» стимулов и «уговаривающих» словесных выражений.Существует много различных методик гипнотизации. Но любая из них использует какой-либо из трех основных процедурных принципов (или их комбинаций): фасцинации, фиксации или словесного погружения .Способ фасцинации (англ. fascination – 'очарование') – пристальный взгляд в глаза гипнотизируемого. В основе способа лежит «секрет»: гипнотизер сам не глядит в глаза пациенту, а смотрит на его переносицу, создавая для себя тем самым более комфортные условия. Методика словесного погружения – внушение через словесные формулы. Обычно это описание ощущений, испытываемых засыпающим человеком. Говорить нужно не громко, размеренно и спокойно, но твердо и уверенно.. Влияние гипнотизера тем сильнее, чем теснее его связь с гипнотизируемым. Связь с высокой степенью восприимчивости к внушениям гипнотизера и нечувствительностью к воздействиям других источников называется раппортом.Особое внимание следует уделять этапу выведения пациента из гипноза, чтобы исключить негативные последствия сеанса.Разновидностью гипнотизации является аутогипноз, когда субъект входит в состояние гипноза в результате самовнушения.

 

30. Аутогенная тренировка как психотерапевтический метод. На эффекте самовнушения базируется аутогенная тренировка, предложенная в законченном виде как психотерапевтический метод немецким врачом Г. Шульцем в 1932 г.Методика предполагает две ступени: низшую и высшую. В терапевтической практике обычно ограничиваются первой ступенью. Здесь вначале путем самовнушения достигается расслабление тонуса скелетной мускулатуры, именуемое релаксацией. Затем проводятся самовнушения, направленные на регуляцию различных функций организма: вызываются ощущения тяжести – легкости, тепла – холода различных частей тела, что свидетельству Аутогенная тренировка применяется не только в лечебных целях, но и в целях психогигиены и психопрофилактики здоровых людей. Основные эффекты, получаемые с помощью этого психотерапевтического метода:1) снижение эмоциональной напряженности, состояний тревожности и волнения;2)регуляция функций сна;3)кратковременный отдых;4) активизация организма;5) мобилизация психологических ресурсов (перцептивных,интеллектуальных, мнемических, внимания, воли);6)коррекция и развитие психических функций.ет об управляемости вегетативных реакций; производится овладение регуляцией ритма дыхания и сердцебиения.

31 Рациональная терапия как метод психотерапии. Рациональная же терапия применяется для исправления заблуждений человека относительно его проблем, особенно если он не соглашается со специалистом. Тогда воздействие производится через логическое (рациональное) убеждение. Разговор приобретает характер убедительной диалектики, основанной на логической аргументации, демонстрации ошибок во взглядах пациента (клиента) и доказательстве правоты специалиста. Мы отстранимся от указанных тонкостей. Этот метод помимо разъяснения и убеждения включает в себя и эмоциональное воздействие, и внушение (суггестию), и приемы изучения и коррекции личности, и различные риторические приемы. Как и другие методы психотерапии, этот метод предусматривает двухэтапный процесс работы с клиентом: диагностический и терапевтический. Очень важно при разъяснительной терапии представление специалистом изучаемого человека как личности.Рассматриваемый метод применяется и как самостоятельный прием, и как элемент различных других терапевтических методик, где присутствует разговор врача (психолога) с пациентом (клиентом). Тогда в разряд рациональной психотерапии можно включить многие терапевтические методики психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен); психосинтеза (Р. Ассаджиоли, П. Ферруччи), когнитивизма (Дж. Келли,Л. Фестингер,Дж. Гибсон), гуманистической психологии (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) и ее разновидностей, таких, как трансактный анализ (включающий и психоаналитические идеи) (Э. Берн), онтопсихология (А. Менегетти), трансперсональная психология С. Грофа (в сочетании с фармакологическим воздействием), а также дианетика Р. Хаббарда (без извращенной апологетики и саморекламы в виде агрессивной саентологии) и других психологических направлений.Характерным примером блестящего применения рациональной терапии является логотерапия В. Франкла, базирующаяся на принципах экзистенционально-гуманистической психологии [383, 384]. Процедура логотерапии – это диалог клиента и психолога. С помощью этого диалога-беседы логотерапевт помогает человеку увидеть спектр возможных смыслов его жизни. Найти, определить смысл человек должен сам. А поиск и реализация смысла жизни, по мнению В. Франкла, является ведущим признаком человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни ведет к «экзистенциональному вакууму», выливающемуся в глубочайшие депрессии и разочарования.

32.Игровая терапия как метод психотерапии.. Существенный психологический признак игры – одновременное переживание условности и реальности ситуации. Человек в игре знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной жизни. Поэтому игра может служить задачам диагностики, обучения, тренировки, психокоррекции. Поскольку игра – это модель жизни, постольку этот метод можно отнести и к разряду моделирования. Психологический тренинг в целом, безусловно, можно отнести к игровому моделированию, а многие его модификации – к игровой психотерапии. К. Левин, первым использовавший тренинговые группы (Т-группы), считал, что воздействия других людей на человека (упоминавшиеся «горизонтальные связи») – наиболее эффективный путь изменения его направленности и поведения. Следовательно, общение людей даже в искусственно созданных группах должно способствовать росту их коммуникативной компетентности, совершенствованию межличностного поведения,итд. Классикой игровой психотерапии является психодрама – вид игровой психотерапии, в которой пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей инсценировки, воспроизводящей (моделирующей) жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для ее участников. Важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. Цель психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Автор метода Я. Морено считал основой лечебного эффекта психодрамы «душевное облегчение и очищение» (катарсис). Отбросив индивидуалистический подход 3. Фрейда к пациенту, Я. Морено предложил заменить поток свободных ассоциаций процессом спонтанного поведения человека в малой группе (участники психодрамы)

33. Психоэстетотерапия как разновидность психотерапевтических методов. Это совокупность методов психотерапевтического воздействия через обращение к творческой сфере человека. Психоэстетотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, но, пожалуй, в групповой чаще и с большим эффектом. Ее суть в вовлечении испытуемого в процессы созерцания (восприятия) или созидания произведений творчества. В первом случае говорят о пассивной терапии, во втором – об активной. Под творчеством в первую очередь имеется в виду искусство. И тогда эту группу методов именуют арт-терапией. Чаще других используются: музыка (музыкотерапия); танцы (танцевальная терапия); изобразительное творчество. Эти методы являются мощным средством нефармакологического и несуггестивного (без внушения) воздействия на эмоциональную и мотивационную сферы личности. С их помощью возможно изменять настроения и отношения, корректировать ценностные ориентации, обеспечивать глубокий отдых и увлекать приятной творческой деятельностью. Главная цель пассивных методов, где клиент выступает в роли зрителя, слушателя, – это его отвлечь, успокоить. Реже – возбудить, воодушевить, вызвать эмоциональный подъем. Произведения подбираются с учетом вкусов, эстетических потребностей и уровня художественной грамотности пациента. Очень часто пассивная психоэстетотерапия имеет не только самостоятельное значение, но и сопровождает другие психотерапевтические методы. Активные способы эстетотерапии – это приемы, при которых пациент сам участвует в исполнении произведений искусства: рисует, поет, играет на музыкальных инструментах. Эти методы формируют у пациента самостоятельность, стимулируют творческую активность. Занятия в группах способствуют расширению контактов, уменьшают замкнутость и фиксированность на своих негативных переживаниях

 

34. Наркопсихотерапия. Социальная психотерапия. Это методы, сочетающие воздействие словесных внушений и фармакологических средств, вызывающих состояние неполного наркоза. Обычно фармакологическое сопровождение использует барбитураты (гексенал, пентотал, амитал-натрий и др.), вводимые внутривенно. Обычно их используют в клинической практике. Особо эффективно лечение больных с истерическими нейросоматическими расстройствами, с системными неврозами. Лечение производится в амбулаториях и стационарных условиях.Выделяют следующие разновидности наркопсихотерапии:1)внушение на фоне кратковременного или неполного наркоза;2)наркогипноз3) метод многократных внутривенных вливаний;4) комбинированный метод. состояниях.Наркогипноз наиболее эффективен при повышенной эмоциональной возбудимости и лабильности настроения, длительной бессоннице, сексуальных расстройствах (импотенция, фригидность), при соматических заболеваниях с преобладанием функциональных нарушений. У лиц, скептически настроенных в отношении лечения, создается положительная установка.Прием многократных внутривенных введений препаратов (малоконцентрированных растворов барбитуратов) проводится в виде курса лечения в течение нескольких дней. Используется эй-форизирующее действие препаратов без словесных внушений. Тем самым повышается адаптивная способность к неблагоприятным факторам среды и облегчается применение в дальнейшем других психотерапевтических методов. В этом состоянии пациенты с новых позиций активно преодолевают тревогу, тоску, беспокойство и т. п.Комбинированная наркопсихотерапия включает несколько методических приемов, используемых поэтапно. В клинической практике применяется при стойких невротических расстройствах. Соблюдается строго индивидуальный подход.

34.социальная псих. Это совокупность методов психотерапевтического воздействия через социальные мероприятия. Весь комплекс психосоциальных мероприятий ориентирован на личность нуждающегося в помощи. Он способствует его приспособлению к полноценной жизни и активной деятельности, а также профилактике психических дефектов. Эти методы стимулируют биологическую и социальную активность пациента. Среди множества разновидностей социальной психотерапии наиболее распространены следующие методы: терапия средой, терапия занятостью, лечебная физкультура, трудотерапия. Эти методы, как правило, реализуются в форме коллективной психотерапии, когда терапевтический эффект обусловлен взаимосвязями людей в соответствующих группах. Терапия средой предполагает благотворное психическое воздействие на человека двух средовых факторов. Первый – это среда обитания: комфортабельный интерьер жилых и рабочих помещений, гармоничная архитектура окружающихзданий, приятное природное окружение и т. п.Второй фактор – это ближайшее социальное окружение (микросреда): семья, товарищи, коллеги на работе, группы отдыха и досуга и т. п. Благотворное влияние достигается путем создания благоприятного социально-психологического климата через целенаправленное формирование микросреды (например, прекращение неприемлемых контактов, подбор психологически совме-стимыхлюдей, формирование групп по интересам, специальный инструктаж родственников пациента и т. д.). В лечебных учреждениях в этом случае обращают особое внимание на создание сплоченного коллектива пациентов соответствующих отделений, палат и доброжелательного и внимательного отношения к ним медицинского персонала. Терапия занятостью заключается в создании таких условий для пациента, в которых он может проявить и удовлетворить свои индивидуальные интересы и способности. Лечебная физкультура способствует повышению физического тонуса, оживлению эмоциональности и опосредованно благотворно влияет на всю психическую деятельность пациента. На занятиях обычно складывается благоприятный психологический климат. рудотерапия – это психотерапевтическое воздействие через производительный труд. Способствует осознанию своих возможностей и способностей, формированию критического отношения к себе и одновременно пониманию своей нужности и полезности обществу.

35 Телесные психотерапия как метод психотерапии.. Ее идеология предопределена единством «души и тела», психики и сомы. Все наши переживания так или иначе отражаются на нашем физическом состоянии. Медицине давно известно, что многие соматические заболевания (например, язва желудка) провоцируются психическими нагрузками дистрессового характера. В настоящее время телесно-ориентированная психотерапия представлена значительным числом модификаций, многие из которых нацелены на личностные изменения, «на утверждение и структурирование образа Я, расширение самосознания, восприятие и развитие собственных возможностей». Среди них известность приобрели методы М. Фельденкрайза, структурной интеграции – «рольфинг» Иды Рольф, первичной терапии А. Янова, коротко изложенные в [330]. Но, пожалуй, наибольшее распространение в телесной психотерапии получила биоэнергетика. Идеи телесной терапии лежат и в основе весьма популярного в наше время «релаксационного тренинга».

15 Общая характеристика проективных методов.

Термин проективные предложен Франком в 1939 Проективные методы –внешние разнородные способы исследования личности предпологающие осуществление человеком символичного переноса содержаний.внутреннего мира на внещний предмет. Задача исследователя.воссоздать ситуацию при кот. Системы личностных смыслов и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.Стимульный материал или инструкции являются достаточно неопределенными, что оставляет испытуемому большую свободу выбора способа поведения.Смысл заданий, показателей, способов обработки и анализа результатов являются скрытыми для испытуемогоНа результаты диагностики оказывают влияние различные психические функции и процессы: восприятие, память, мышление, потребности, эмоциональное состояние, отношения и установки.Большинство проективных методов было разработано для решения клинических задач, их использование находится под значительным влиянием психоанализа, не все проективные методы в достаточной мере стандартизированы, многие не имеют нормативов, не всегда проходили полноценную проверку валидности и надежности.

12. Сущность и специфические особенности экспертного оценивания Эксперт - (от лат. “опытный”, "искушенный”) – компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Его задачей является выражение своего мнения о качестве объекта или явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами. Более того, те или иные разновидности экспертизы применяются на любом этапе исследования: в определении его целей и задач, в построении и проверке гипотез, при выявлении проблемных ситуаций, в ходе интерпретации понятийного аппарата, для обоснования адекватности используемого инструментария, в процессе выработки рекомендаций и т.д. Наиболее существенные особенности этой экспертизы: 1) цикличность процедуры, повторяемость ее стадий. 2) отсутствие прямого контакта экспертов друг с другом, что гарантировало сведение к минимуму интерсубъективных влияний общения на качество результатов; 3) анонимность участников работы, позволявшая им принимать во внимание оценки и обоснования других, но не их звания, регалии, общественное положение или научный авторитет; 4) оперирование не т<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: