Приложение №1
Инкорпорация и её виды
Инкорпорация | |||||
по субъекту, производящему систематизацию (по юридической силе создаваемых актов) | Официальная осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Оно носит официальный характер, на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности | Официозная (полуофициальная) издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер | Неофициальная осуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Данные инкорпоративные сборники не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права | ||
Обыденная осуществляется любымисубъектами общественных отношений | Профессиональная осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями | ||||
Свод законов РСФСР | Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР | Сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д. | |||
по характеру расположения материала | Хронологическая нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания | Систематическая (предметная) нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, в каждом разделе акты размещаются по предметному принципу | Смешанная при подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке | ||
Собрание законодательства РФ, бюллетень нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др | Объединение нормативных актов по отраслям права, сферам государственной деятельности (образование, здравоохранение и т.д.) | ||||
по объему охватываемого нормативного материала | генеральная (полная, общая) в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т. д. | частичная (отраслевая) составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам | |||
Собрание законодательства РФ | |||||
по методу обработки нормативных актов | простая из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц | сложная наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты | |||
Приложение №2
Кодификация и её виды
Кодификация | |||
Всеобщая Создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства | Комплексная Объединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однородных общественных отношений | Отраслевая Систематизация актов отдельных отраслей права | Специальная Объединение норм определённого правового института либо нескольких правовых институтов |
? | ? | УК РФ, ГК РФ и др. | Налоговый, лесной кодекс и др. |
Приложение №3
Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства (инкорпорация и кодификация)
Признаки сравнения | Инкорпорация | Кодификация |
цель | поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии; упорядочение законодательства | критическое переосмысление действующих норм, устранение противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм; упорядочение и обновление законодательства |
приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему | ||
по субъекту, производящему систематизацию | может быть официальной и неофициальной | всегда носит официальный характер и осуществляется только |
критерии расположения и отбора материала | имеют субъективный характер, т.е. выбираются произвольно в зависимости от цели систематизации и назначения инкорпорированного сборника | имеют объективный характер, т.к. основывается на системе права, но может применяться и субъективный критерий, выбранный законодателем. |
предмет воздействия | нормативно-правовые акты | правовые предписания и юридические институты |
результат систематизации | сборник или собрание, в котором сохраняется неизменным содержание нормативного регулирования | создаётся новый, сводный, систематизированный нормативно-правовой акт, при этом происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала; акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру |
время | представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов | представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных органов |
уровень систематизации | низший, часто рассматривается как предварительный этап (прием) кодификации, но может иметь и самостоятельный характер | высший, наиболее сложный и совершенный уровень, включающий в себя инкорпоративные приемы |
особая форма правотворчества |
Приложение №4