Современные археологические раскопки показали, что Пальмирский оазис был обитаем как минимум с Х тысячелетия до нашей эры (то есть фактически непосредственно уже почти сразу после Потопной катастрофы, произошедшей примерно в середине XI тысячелетия до нашей эры). В это время, как указывалось ранее, на месте нынешней Сирийской пустыни скорее всего было обширное зеленое пространство саванны.
С постепенным изменением климата окружающее пространство (наверное, столь же постепенно) превращалось в безжизненную пустошь, но здесь, благодаря сохранявшимся водным ресурсам, место оставалось покрыто густой растительностью – и в итоге образовался зеленый остров в окружении мертвой пустыни. Это создавало условия для образования тут постоянного оседлого поселения – кочевникам просто некуда было бы кочевать. Когда именно сформировалось такое поселение – неизвестно, поскольку довольно длительный промежуток времени жизни Пальмирского оазиса до сих пор не исследован хотя бы в общих чертах. Пока предпочитающие осторожничать историки сходятся на том, что постоянное поселение здесь имелось как минимум уже в конце III тысячелетия до нашей эры.
В начале второго тысячелетия до нашей эры, как считается, город был населен амореями, а в середине того же тысячелетия начинается проникновение в этот район арамеев.
Амореи Тадмора (Пальмиры) поклонялись богу Бола, ставшего главным богом города. Позже культ этого бога, как утверждают историки, ассимилировался с культом Бэла (Бела) – главного бога Вавилона. Хотя, по сути, здесь не было никакой «ассимиляции», поскольку это всего лишь вариации произнесения разными народами имени одного и того же бога – Бэла, более известного нам под именем Баала, одним из символов которого в Тадморе (и не только) был орел с гордо расправленными крыльями.
|
Рис. 83. Символ Бэла/Баала в музее Пальмиры
Первые упоминания о городе Тадмор в Пальмирском оазисе встречаются в архиве Мари (см. далее) и на ассирийской табличке начала II тысячелетия до нашей эры. В ассирийской табличке упоминается «торговец Пузур Иштар, тадморянин». А документы ассирийского царя Тиглатпаласара I (правившего приблизительно в 1115-1076 годах до нашей эры) говорят, что он пошел походом на «Тадмор в стране Амурру», чтобы бороться с арамейцами.
Следующее по времени упоминание Тадмора относится уже ко времени правления библейского царя Соломона. Деяния Соломона описаны в 3-й Книге Царств и во 2-й Книге Паралипоменон, где Пальмира именуется Фадмором. В обеих книгах городу уделяется всего одна строчка, согласно которой Соломон «построил Фадмор в пустыне».
В дословном смысле эта фраза противоречит фактам – ведь город упоминается в более ранних ассирийских источниках и архиве Мари, так что Тадмор уже существовал задолго до времени Соломона, и построить (в точном значении этого слова) его Соломон никак не мог. Поэтому – с подачи известного древнего историка и «переизлагателя Библии» Иосифа Флавия – данная фраза ныне трактуется несколько иначе. Считается, что царство Соломона простиралось вплоть до Евфрата, и для защиты от набегов арамейских орд с востока на его владения, Соломон организовал в Тадморе специальный форпост, заново отстроив город после его разрушения ассирийцами. В такой уточненной трактовке противоречия между библейскими текстами и более ранними источниками снимаются. Насколько же это соответствует действительности – еще предстоит выяснить.
|
Но здесь гораздо более интересна арабская легенда, пересказанная доисламским поэтом аль-Набиха в поэме «Аль-Далейя». Согласно этой легенде, «Бог приказал Соломону: Встань и иди к людям, помоги им освободиться от ошибок, дай знать джинну, что я дал ему право построить прекрасные каменные здания и колонны Тадмора». Говоря другими словами, создание неких зданий и колонн в Пальмире приписывается какому-то «джинну» (обладавшему, по определению самого своего названия) некими нечеловеческими способностями, а роль Соломона сводится лишь к передаче указания Бога (не ясно даже, исполнял ли «джинн» какие-то приказы самого Соломона, и строил ли Соломон там вообще что-либо). И это очень примечательно для нас, поскольку те объекты, создание которых арабские предания связывают с работой «джинна» (или «джиннов»), часто оказываются на деле объектами, в которых обнаруживаются следы той самой цивилизации «богов», которые мы и разыскиваем. И в Пальмире дело обстоит также, но об этом чуть позже…
Заметим попутно, что арабы жили в Пальмире задолго до появления ислама. Так, скажем, в начале раннего римского периода, по оценкам историков, число арабов и арамейцев тут было равным. Арабы чувствовали себя хозяевами этих мест – они приходили и строили свои жилища в Пальмире. Арабские племена, оседавшие в городе, говорили по-арабски, а писали на арамейском. Именно благодаря арабам-кочевникам, которые, как считается, одомашнили верблюда, это выносливое и неприхотливое животное стало использоваться в качестве транспортного средства. Использование же верблюдов привело к тому, что ожили старые караванные пути через пустыню. Жители Тадмора активно занялись торговлей, сопровождали многочисленные караваны в качестве проводников и охранников. Город начал быстро богатеть.
|
В первом тысячелетии до нашей эры Тадмор превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен, менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, лекарей, жрецов разных религий, беглых невольников и мастеров самых разных профессий. Здесь продавали рабов из Египта и Малой Азии, привозили пряности и ароматические вещества из Индии и Аравии. Пользовались спросом вино, соль, одежда, сбруя, обувь. Высоко ценилась и крашенная пурпуром шерсть – купцы, расхваливая свой товар, утверждали, что по сравнению с пурпурными тканями Тадмора другие выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом.
На рубеже VII-VI веков до нашей эры Тадмор оказался вовлечен в длительное противостояние Вавилона с Египтом и государствами ближневосточного побережья Средиземного моря. Правитель Нововавилонского царства Навуходоносор II во время одного из своих походов на Иерусалим по пути разорил и разрушил Тадмор. Но город, благодаря своему выгодному положению между Средиземным морем с одной стороны и долиной Евфрата с другой, восстал словно Феникс из пепла – вновь отстроился и стал пристанищем торговых караванов и местом складирования товаров, шедших с Запада на Восток и обратно.
Рис. 84. Навуходоносор II
В IV веке до нашей эры Тадмор подчинился власти Александра Македонского, а затем – после распада его империи – вошел в состав государства Селевкидов.
В начале I века до нашей эры далеко на севере от Тадмора набирает силу древняя Великая Армения. Ее царь Тигран Великий (Тигран II) в 84 году до нашей эры обратил мощь своей армии против сирийской державы Селевкидов и в короткий срок завладел всей Верхней Сирией. В результате до 69 года до нашей эры Тадмор входил в состав Великой Армении.
Войны с Римом ослабили власть со стороны армянских царей, которые оказались просто отрезанными от Тадмора римской армией. Хотя римские легионеры завоевали весь Ближний Восток, Тадмор все же не был включен в римскую провинцию Сирия, поскольку Рим предпочитал иметь здесь на всякий случай зависимое государство в качестве «буфера» между собой и своим главным соперником на Востоке – Парфянским царством. В итоге Тадмор оказывается во многом предоставлен сам себе, хотя и испытывает с разных сторон давление соседних государств – в основном со стороны Рима и Парфянского царства. Во времена римского императора Тиберия (14–37 год нашей эры) город получает известное нам ныне название Пальмира.
Такое относительно свободное положение быстро превратило город в богатый торговый центр. Пальмирские купцы достигали отдаленных окраин Римской империи. Бесчисленные караваны везли жемчуг из Персидского залива, шелк из Китая, ковры из Персии, украшения из Финикии, вино и пшеницу из Сирии. Жители Пальмиры торговали водой, представляющей большую ценность в пустыне, а также продолжали свое давнее занятие – обеспечивали проводников и конных лучников для охраны караванов (конечно же, за плату). Они даже некоторым образом «вошли во вкус» – пальмирские наемные воины славились своими боевыми навыками и отвагой.
Во время одной из бесчисленных войн с парфянами в 41 году нашей эры римляне попытались завладеть Пальмирой, но безуспешно. И только при императоре Траяне, максимально расширившем границы Римской империи, примерно в 115 году она была захвачена и полностью разрушена римлянами. Однако уже следующий император Адриан восстановил ее. Адриан предоставил некоторую независимость правителям города, надеясь таким образом удержать их от союза с парфянами. В город был назначен римский прокуратор, имевший самый высокий ранг и возглавлявший Священные трапезы жрецов главного храма – храма Бэла. В последующем статус Пальмиры в Римской империи менялся, но она всегда обладала определенными привилегиями, и правили в ней преимущественно уроженцы здешних мест.
Звездный час Пальмиры наступает III веке нашей эры. В середине 240 года правителем Пальмиры назначается выходец из местной знати арабского происхождения Луций Септимий Оденат (он же – Оденат II), унаследовавший от своего отца титул князя.
Рис. 85. Луций Септимий Оденат (музей Пальмиры)
Начиная с 254 года восточные провинции Римской империи постоянно подвергались нападениям персидского царя Шапура I. Разорение и грабежи захваченных им римских владений показывают, что Шапур не имел намерения присоединить эти земли к своему государству. С захваченных и разграбленных территорий Шапур лишь выводил трудоспособное население и селил его в глубинных районах Ирана.
В 260 году против Шапура выступил с огромным войском в 70 тысяч солдат сам император Валериан. В начале осени римлян постигла катастрофа – окруженный под Эдессой Валериан сдался персам. Хотя византийский историк конца V века Зосим утверждает, что Валериан пытался купить мир, но был предательски схвачен персами во время переговоров по условиям этого мира. Как бы то ни было, вместе с императором в плен попали префект претория, сенаторы и военачальники. Но главным ударом было то, что в плену оказались и остатки разбитых войск, в которых отчаянно нуждался в это время Рим. Вдобавок, персы оккупировали большую часть римской провинции Сирия.
Рис. 86. Шапур I празднует триумф над Валерианом (рельеф в Накше-Рустам, Иран)
После пленения императора Валериана персами Оденат берет власть над Сирией в свои руки. Собрав небольшое войско, он неожиданно нападает на персидское войско, когда оно, возвращаясь из похода, переправлялось через Евфрат. Оденату удается основательно потрепать персов, которые вынуждены были бросить часть добычи и перерезать множество пленных.
После потери целой армии судьба восточных границ Рима стала полностью зависеть от Пальмиры. Оденат становится верховным главнокомандующим римскими силами на Востоке и через два года, в 262 году, предпринимает поход против Персии. Ему удалось отбить у персов города Нисибин и Карры и даже достичь персидской столицы – город Ктесифон. Добыча была огромной – ходили слухи, что пальмирцы захватили даже гарем самого шаха. Присланных в Рим персидских вельмож, захваченных Оденатом, император Галлиен (сын и преемник Валериана) провел в своей триумфальной процессии.
Оденат предпринимал несколько походов против Персии, и в конце концов под его контролем оказалась почти вся Месопотамия. Он взял себе персидский титул шахиншаха («царь царей») и назначил старшего сына Герода (Гайрана) своим соправителем.
Военные успехи и полководческий талант пальмирского князя были высоко оценены римским императором Галлиеном. Несмотря на то, что пальмирский властитель уже вел самостоятельную политику и не обращал особого внимания на далекий и неавторитетный Рим, хотя и заявлял о своей лояльности, Галлиен, фактически признав существующее положение вещей, даровал Оденату звание фельдмаршала («дукса»), провозгласил его «устроителем всего Востока», правителем Северной («финикийской») Сирии и части Малой Азии и даже присвоил ему титул императора («август Востока»). Как командующий всеми римскими легионами в Азии, Оденат получил полную власть над всеми римскими владениями на Востоке и продолжал наносить поражения персам. Пальмира стала главным городом на Ближнем Востоке и столицей Пальмирского царства.
Однако уже в 266 (по другой, более распространенной версии – в 267) году Оденат и его старший сын Герод были убиты в Эмессе (Хомсе) двоюродным братом Одената Меонием. Обстоятельства их гибели до конца не ясны.
Согласно римскому писателю Требеллию Поллиону, это было сделано по наущению второй жены Одената, Зенобии, которая хотела, чтобы Оденату наследовал именно ее сын, Вабаллат, а не Герод (который был сыном Одената от другой женщины). Между тем, имеется и другая версия, согласно которой, Зенобия не имела никакого отношения к гибели своего мужа и пасынка.
Авторитет «императора Востока» рос с каждым годом, росло и его могущество. Столь быстрое возвышение Одената, не могло не вызвать недовольство Рима, который, однако, не мог открыто объявить его врагом, поскольку Оденат (по крайней мере формально) был все-таки подчинен Риму и вел войны с его врагами. Оставался старый испытанный путь – убийство «по-тихому». Оденат и его старший сын были приглашены в Эмессу на праздничные гуляния и там предательски убиты. А из Рима в Пальмиру были посланы лишь «искренние соболезнования» – император «скорбел о смерти лучшего полководца Востока». Версия же о причастности к этому Зенобии, скорее всего, была запущена для отвода глаз.
Мятежная воительница
После смерти Одената корона перешла к его малолетнему младшему сыну – Вабаллату, которого Рим вообще не принимал всерьез. Римский император даже отказался передавать ему все титулы отца. Однако Рим просчитался, поскольку недооценил характер жены Одената – Зенобии, которая возложила на себя роль регентши при малолетнем сыне и объявила себя Царицей Востока, взяв фактически в свои руки всю власть в Пальмирском Царстве…
Рис. 87. Монета с изображением Вабаллата
В Зенобии текла арабская кровь, смешанная со многими другими, в том числе и арамейской. Сама Зенобия считала себя потомком Птолемеев и даже самой Клеопатры, хотя доказательств этого и не сохранилось. Согласно же некоторым источникам, ее мать была египтянкой.
Как и многие жители Пальмиры, она имела два имени – родное, полученное при рождении в соответствии с происхождением, и римское. Ее римское имя Юлия Аврелия Зенобия (выйдя замуж, она получила по мужу еще одно – Септимия). А родное имя отражает имена несколько поколений ее арамейских предков, и в арабском, родственном древнесирийскому, варианте оно звучит так – Аль-Забба бинт Амр ибн Сараб ибн Хасан ибн Адина ибн аль-Самида.
Зенобия вышла замуж за правителя Пальмиры, Одената, в 258 году в возрасте около 20 лет. Все признавали, что она была потрясающе красива. Описывая ее, упоминают жемчужно-белые зубы и большие черные лучистые глаза. В торжественных случаях она носила пурпурные одеяния, мантию с бахромой из драгоценных камней и золотой отделкой. Одна ее рука оставалась обнаженной до плеча.
Зенобия получила хорошее образование, она говорила по-гречески, а также знала латинский, арамейский и персидские языки. Утверждается также, что она знала египетский язык и была почитательницей египетской культуры.
Зенобия правила, как восточная царица. Ее приветствовали с подобострастием, принятым при персидском дворе, где правитель воспринимался как живое божество. Она заявляла о своем аристократическом происхождении, что производило особенное впечатление в стране торговцев.
Зенобия сопровождала мужа во всех его походах и многому научилась у этого талантливого полководца. Сама она отличалась умом, энергией и смелостью. Могла день проскакать в седле, если требовалось, шла на марше вместе солдатами, в битвах всегда была на переднем крае с мечом в руках. Она носила плащ, а на голове – шлем. Даже когда она выезжала в инкрустированной самоцветами карете, то надевала шлем.
Современники так говорили о ней: «Из двух мужчин Зенобия – лучший мужчина!». Эти слова находили подтверждение и в ее привычках – в охоте на диких зверей и выпивке наравне с сильным полом ей не было равных. Это как-то не вязалось с ее хрупкой фигурой, красивым мелодичным голосом и обаянием, исходившим от ее женственного облика.
Одно ее появление впереди войска вдохновляло солдат на подвиги. Тем более, что на Востоке в доисламский период присутствие женщины в битве считалось покровительством богинь и вселяло в воинов дополнительную смелость и уверенность в успехе. Так что Зенобия по праву разделила с Оденатом славу побед над персами.
Рис. 88. Зенобия в походе
Поэтому, когда римский сенат и император Галлиен объявили, что власть Зенобии будет ограничена, ее сын лишен титулов отца, а Пальмира потеряет независимость, они совершили большую ошибку. Вдобавок, если верна версия о непричастности Зенобии к смерти мужа, у нее были все основания подозревать Рим в убийстве Одената.
Зенобия решительно отказалась признать власть римского императора и объявила Рим врагом. Военачальники присягнули на верность прекрасной царице. На ее сторону перешла многочисленная и известная своей безудержной храбростью пальмирская армия. Римские гарнизоны в спешке бежали из сирийских городов. Затем Зенобия привлекла к себе в союзники персов и другие восточные народы и вступила на путь завоевательной политики.
Ситуация в Римской империи, испытывавшей в это время серьезный кризис власти, казалась как никогда подходящей для этого. Британия, Галлия и Иберия уже отделились и имели собственных императоров. Римское владычество на Востоке сокрушено и давно держалось лишь на лояльности ее мужа Одената. Армии Зенобии контролировали не только Сирию, но и месопотамскую часть Персии. Почему же Пальмира не может стать независимой и восстановить древние традиции Среднего Востока?..
Одной из первых побед Зенобии уже в статусе непосредственной предводительницы войск стал полный разгром римского отряда, посланного императором Галлиеном на Восток для усмирения мятежной воительницы. Постепенно она вытеснила римские войска из Сирии. Потом присоединила к своему царству большие территории в Малой Азии – вплоть до Босфора на западе и Анкиры (современная Анкара в Турции) на севере. Ее войска угрожали даже Халкедону, отделенному от Византии проливом.
Главным достижением Зенобия считала захват Египта – одной из самых больших провинций Рима на Востоке, причем боевые действия она оправдывала тем, что по праву является наследницей династии Птолемеев. Своего сына Луция Юлия Аврелия Септимия Вабалаттуса Атенодора Зенобия поставила царем Египта, а себя провозгласила Августой Востока и стала носить имперскую диадему. На ее монетах было выбито слово «Августа», мать императора. Ее сыновья принимали парад сирийских войск в пурпурном императорском облаченье.
Рис. 89. Пальмирская империя в 271 году
При Зенобии Пальмира украсилась роскошными зданиями. В частности, из Египта по ее приказу в город были доставлены гранитные колонны (в Сирии залежей гранита нет) для так называемого Тетрапилона, которые послужили дополнительным украшением знаменитой колоннады Пальмиры.
К ее двору были созваны греческие художники и ученые. Она не облагала большими налогами иудеев, занимавшихся ростовщичеством и другими денежными операциями. Лояльно относилась к христианству, которое в то время повсеместно подвергалось гонениям. Причем поддерживала все его направления, даже считавшиеся еретическими. Зенобия пригласила к своему двору философа Кассия Лонгина, одного из основателей Афинской академии неоплатонизма. Философ учил царицу греческому языку, вел с ней дискуссии на философские темы и всячески поощрял ее стремления расширить сферы влияния Пальмиры на весь Восток…
Рис. 90. Тетрапилон с гранитными колоннами из Египта в Пальмире
Римляне не сразу осознали нависшую над ними опасность. Рим был раздираем борьбой за власть. После гибели императора Галлиена в результате заговора в 268 году на престол взошел полководец Клавдий. После его смерти от чумы в 270 году императором провозгласили Клавдия Квинтилла. Тот процарствовал всего 17 дней и был убит своими солдатами, потому что показался им слишком строгим. Естественно, что в таких условиях Риму было не до Зенобии.
Весной 270 года к власти пришел опытный полководец Аврелиан. Почти весь год он занимался тем, что отстаивал рубежи Рима от нашествия приграничных племен и устранял соперников, покушавшихся на императорский трон. Наконец, разделавшись с внешними врагами и внутренней оппозицией, Аврелиан решил восстановить права Рима на Востоке и обрушил на Зенобию и ее союзников всю военную мощь империи.
Рис. 91. Золотая римская монета с портретом Аврелиана
В 271 году начался большой восточный поход, к которому Аврелиан готовился с особой тщательностью. Он объявил дополнительный набор солдат на своей родине Иллирии (территория современных Словении, Боснии и Хорватии) и сформировал из земляков Первый Иллирийский легион. Вдобавок, не полагаясь только на силу оружия, Аврелиан где подкупом, где лестью, где с помощью угроз, привлекал на свою сторону союзников Зенобии.
Ситуация во многом склонялась уже в пользу Аврелиана. Обширная территория, захваченная Зенобией, была конгломератом различных, часто враждующих между собой государств, и верные царице отряды были разбросаны на тысячи километров – их явно не хватало, чтобы закрыть все бреши в обороне.
Кроме того, Пальмирский оазис не мог обеспечить огромную армию всем необходимым для долгой войны. Сокровища Пальмиры быстро истощились, а без экономики, какими бы смелыми и отважными ни были войска, достичь преимущества очень тяжело. Не хватало денег, чтобы кормить и вооружать союзников.
В итоге судьба Пальмирской империи решилась в двух битвах. Зенобия активно участвовала в обеих и обе проиграла. Сначала армия Зенобии потерпела поражение под Антиохией в 271 году. Войско Зенобии, доходившее до 70 тысяч человек, отступило и в кровопролитной битве при Эмессе (уже в 272 году) Зенобии удалось обратить в бегство римскую конницу, но легионы Аврелиана все же смогли одержать победу над армией мятежной царицы. Почувствовав близость крупных неприятностей, ее союзники предпочли бросить Зенобию и скрыться. Немногочисленные верные части во главе с царицей отступили в Пальмиру и укрылись за ее высокими стенами.
Стены вокруг Пальмиры появились уже при Оденате и царице Зенобии, их общая протяженность составляла около двенадцати километров. Любопытно, что до этого город не имел укреплений.
Осада Пальмиры оказалась для римлян непростым испытанием. Несмотря на победы, силы армии Аврелиана были истощены, ведь активная фаза войны между Римом и Пальмирским царством длилась уже два года. Пальмирцы же защищались ожесточенно и были хорошо оснащены. В письме в Рим император доносил, что нет такого места на городской стене, где бы не стояли по две или три баллисты. Метательные орудия выбрасывали на головы нападавших даже огонь. На римлян обрушивались тысячи стрел, одной из которых был ранен сам Аврелиан. Свою роль сыграли и сирийские разбойники, внезапные набеги которых римские войска отражали с большим трудом. Кроме того, по донесениям из Рима, в других местах империи возникали очаги войны, которые нужно было гасить.
В этих условиях император решил пойти на переговоры. Аврелиан послал Зенобии такое письмо: «Аврелиан, император Римского государства, отвоевавший Восток, Зенобии и всем, кто воюет сообща с ней. Вы должны были бы сами сделать то, чего я требую от вас теперь в моем письме. Я повелеваю вам сдаться и обещаю сохранить неприкосновенной вашу жизнь, причем ты, Зенобия, будешь жить вместе со своими близкими там, куда я помещу тебя согласно решению блистательного сената. Драгоценные камни, золото, серебро, шелк, коней, верблюдов вы должны передать в римское государственное казначейство. Пальмирцам будут оставлены их права».
Получив это письмо, Зенобия ответила более гордо и высокомерно, чем позволяло ее положение.
«Зенобия, царица Востока, Аврелиану Августу. Никто, кроме тебя, до сих пор не просил в письме того, чего требуешь ты. На войне все решает доблесть. Ты предлагаешь мне сдаться, как будто не знаешь, что царица Клеопатра предпочла умереть, но не жить в безразлично каком почете. Персы не отказываются прислать мне на помощь войска, и мы уже ждем их; за нас стоят сарацины, за нас – армяне, а твое войско, Аврелиан, победили сирийские разбойники. Что же? Если соберутся все вооруженные силы, которые мы ждем со всех сторон, тебе придется отказаться от той надменности, с какой ты повелеваешь мне теперь сдаться, как будто ты в полной мере победитель».
Рис. 92. Пальмирская монета с портретом Зенобии
В итоге переговоры ни к чему не привели. Это подтолкнуло Аврелиана к более активным и гибким действиям. Он стянул все свои силы и взял Пальмиру в тесное кольцо, предварительно подкупом и угрозами склонив на свою сторону армянскую и сарацинскую конницу. Персы же предпочли не ввязываться в военные действия крупными силами и заняли выжидательную позицию. Те же небольшие отряды, которые они выслали в помощь Зенобии, Аврелиан перехватил по дороге к Пальмире.
Поняв безвыходность положения, Зенобия решила бежать вместе с сыном на боевых верблюдах. Ей не хватило буквально нескольких минут, чтобы уплыть на персидском судне, поджидавшем ее на берегу Евфрата. Римская конница настигла царицу, когда та садилась на корабль, и ее с торжеством доставили в лагерь. Защитники Пальмиры, лишившись царицы, капитулировали.
Установив мир на всем Востоке, Аврелиан вернулся как победитель в Рим. Зенобию он взял с собой вместе с другими пленниками и захваченными сокровищами Пальмиры. По дороге в Рим Зенобия потеряла своего сына – Вабаллат умер от болезней и тягот пути.
Рис. 93. Прощальный взгляд царицы Зенобии на Пальмиру (Герберт Шмальц)
В солнечный октябрьский день 274 года римляне стали свидетелями роскошного триумфа императора Аврелиана, покорителя Востока. По улицам стройными рядами шествовали когорты римских легионеров, участвовавших в осаде Пальмиры. За ними везли в повозках сокровища храма Бэла и статую одного из поверженных пальмирских богов. Далее, скованные цепями, следовали захваченные в плен сирийские воины. За императорской колесницей шла женщина необыкновенной красоты. Это была Пальмирская царица. Она изнемогала под тяжестью украшений из огромных драгоценных камней, кроме того, на ногах у нее были золотые оковы, на руках золотые цепи, на шее тоже золотая цепь, которую нес идущий впереди персидский шут. Но шла она гордо, с высоко поднятой головой.
Сенат иронизировал над тем, что Аврелиан победил женщину. Отвечая тем, кто упрекал его в том, что он, храбрейший муж, вел в своем триумфе женщину, словно какого-то полководца, Аврелиан в письме римскому сенату и народу дал о ней следующий отзыв: «Право, те, кто упрекает меня, не находили бы для меня достаточных похвал, если бы знали, что это за женщина, как разумны ее замыслы, как непреклонна она в своих распоряжениях, как требовательна по отношению к воинам, как щедра, когда этого требует необходимость, как сурова, когда нужна строгость».
Согласно же другому, довольно сомнительному источнику, Аврелиан, сам протестуя против унижения Зенобии, писал:
«Те, кто упрекает меня, согласились бы с моей просьбой, если бы только знали, какая она женщина, как мудра в советах, как тверда в планах, как жестка с солдатами, как великодушна, когда призывает необходимость, и как сурова, когда требует дисциплины. Я бы даже сказал, что именно благодаря ей Оденат (ее муж) победил персов и, заставив Шапура бежать, прошел до Ктесифона. Мог бы к этому добавить, что такой страх эта женщина внушала народам Востока, а также Египта, что ни арабы, ни сарацины, ни армяне не шли против нее» (Vopiscus, Истории августов, III).
Рис. 94. Статуя, изображающая царицу Зенобию в цепях
Аврелиан сохранил Зенобии жизнь и подарил ей поместье в окрестностях Рима около Тибура (современный город Тиволи). Согласно одной (романтической) версии, вскоре Зенобия умерла – ведь птичка не может жить в золотой клетке. Согласно же другой, более реалистичной версии, Зенобия вновь вышла замуж за одного из римских сенаторов. И хотя прожила она недолго, потомки ее остались в Италии и пользовались достаточной известностью. Так, например, в V веке епископа Флоренции звали Зенобий, и вполне вероятно, что он мог быть одним из потомков Зенобии, правительницы Пальмирской империи.
Закат Пальмиры
Едва оправившись от поражения, жители Пальмиры вновь восстали и перебили римский гарнизон во главе с губернатором. Сторонники царицы захватили власть и возвели на трон Антиоха – отца Зенобии (по другой версии – кого-то довольно юного ее родственника). Аврелиан немедленно собрал войско и быстро двинулся обратно в Пальмиру, куда он прибыл весной 273 года, во второй раз захватил его, сровнял с землей городские стены, разрушил часть храмов и полностью разграбил город. Все сокровища храмов вывезли в Рим и передали в воздвигнутый храм Юпитера.
Пальмира, дома и храмы которой были разрушены, а жители перебиты или уведены в рабство, в одну ночь опустела. Бывшие владения Пальмирского царства стали провинциями римской империи.
Император Диоклетиан пытался восстановить разрушенный город – резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод и возвели христианскую базилику. Были частично восстановлены и городские стены. Позднее, в VI веке император Юстиниан также возобновлял строительство – появились новые стены и акведук, но город так и не смог вернуть себе прежний блеск.
В 634 году Пальмира стала владением арабов, и городу вернули прежнее название – Тадмор. Но Пальмирский оазис еще не раз испытывал смену властителей. В 744 году в ходе подавления восстания в Сирии Тадмор был сильно разрушен арабами под предводительством последнего халифа из династии Омейядов, Марвана II. Халиф приказал в частности сровнять с землей городские стены Тадмора.
После переноса в VIII веке столицы Аббасидов из Дамаска в Багдад произошло изменение сети торговых дорог, а это привело и к постепенному упадку Тадмора. В Х веке город пострадал от землетрясения. В XII веке сельджуки превратили главный храмовый комплекс города – комплекс храма Бэла/Баала – в средневековую крепость. Поврежденные стены по периметру кое-как залатали древними обломками, а на месте входа в комплекс вместо портика с восемью колоннами соорудили башню. В этой крепости местное население укрывалось от набегов кочевников вплоть до ХХ века (только в 1929 году с территории храмового комплекса была выселена небольшая деревушка местных жителей)…
Рис. 95. Глинобитные дома в комплексе храма Баала (фото Louis Vignes, 1864)
Окончательный удар некогда славной столице Пальмирского царства был нанесен армией Тимура в конце XIV века, после чего некогда величественный город превратился в жалкое селение. Землетрясения и набеги бедуинов завершили его разрушение и опустошение. О Тадморе-Пальмире практически все забыли на сотни лет.
Однако название этого города сохранилось в веках как синоним красоты и роскоши, а имя ее правительницы Зенобии, не побоявшейся бросить вызов самому Риму, стало олицетворять мужество и отвагу, вошло в один ряд с именами других великих женщин-правительниц Востока…
Только в 1678 году английский негоциант Галифакс (во многом случайно) нашел труднодоступные развалины Пальмиры. Но его рассказам о руинах древнего города в глубине Сирийской пустыни никто не поверил. В 1751-53 годах англичане Х.Девкинс и Р.Вуд провели первую научную экспедицию в Пальмиру. Они обнаружили тут только 18 домов, а жить им пришлось во дворе храма Баала (Бэла). Вернувшись, они опубликовали в 1753 году в Лондоне иллюстрированную их зарисовками книгу «Руины Пальмиры». Девкинс и Вуд также опубликовали 13 текстов, обнаруженных во время посещения Пальмиры. Через год эти тексты были переведены.
Рис. 96. Иллюстрация из книги Девкинса и Вуда
Книга возбудила большой общественный интерес и к самому городу, и к его истории. В Европе стали выходить романы и пьесы, посвященные покорительнице Востока царице Зенобии. Началась чуть ли не повальная «мода на Пальмиру и Зенобию», которая окутала и город, и его легендарную правительницу романтическим ореолом.
Это было время воцарения императрицы Екатерины II, которая взошла на престол Российского государства в 1762 году. Считается, что именно в этот период Петербург и стали называть Северной Пальмирой, когда, познакомившись с ранее малоизвестными и практически забытыми страницами античной истории, царедворцы начали сравнивать Екатерину II с повелительницей Востока царицей Пальмиры Зенобией, что импонировало императрице.
Однако только через сто лет, в 1861 году состоялась следующая экспедиция А.Ваддингтона, который обнаружил в Пальмире около 140 надписей. Потом появились путевые очерки и подробные описания древнего города – среди авторов была и русская путешественница Лидия Александровна Пашкова, которая опубликовала во французском журнале очерк о Пальмире.
В 1881 году русский князь, путешественник-востоковед князь Семен Абамелек-Лазарев обнаружил близ агоры (главной публичной и торговой площади) так называемый «Пальмирский пошлинный тариф» – стелу размером 4,8х1,75 метра из мраморных плит с надписью на греческом и арамейском языках в 250 строк, содержащую таможенный тариф 137 года нашей эры. Эта надпись сыграла в дальнейшем большую роль в исследовании арамейского языка. Стела содержит написанные на греческом и пальмирском (вариант арамейского) языках решения местного сената о налогах, которыми облагались горожане (например, за пользование водой из источника), таможенных пошлинах, ценах на основные товары. Из текста видно, что тесные торговые отношения связывали Пальмиру с Персией, Финикией, Аравией, Египтом и даже Индией. С разрешения местных властей Лазарев вывез свою находку в Россию, и ныне она находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.
Рис. 97. Пальмирский пошлинный тариф (Эрмитаж, Санкт-Петербург)
По мере роста интереса археологов и простых путешественников к древним руинам Пальмиры оазис начал оживать и постепенно рядом с античными развалинами вырос заново отстроенный город с музеем и отелями…