Содержание
Рабочая программа дисциплины
Курс лекций
Контроль знаний ППС
Использование инновационных методов
Краткий словарь терминов
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом требований ФГОС)
Программа дисциплины «Деликтное право» разработана с целью развернутого и углубленного изучения теоретических основ обязательств, возникающих из причинения вреда и проблем их правоприменения. Данная программа направлена на подготовку специалистов, обладающих глубоким знанием правовых основ практической деятельности, необходимых современным юристам. Освоение настоящей учебной дисциплины предполагает усвоение необходимого объема знаний о законодательстве, регулирующем юридическую природу обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, а также приобретение практических навыков для разрешения правовых ситуаций на основе изучения источников правового регулирования. Целью изучения дисциплины является достижение всестороннего глубокого понимания обучающимися сущности проблем гражданско-правовой ответственности, подготовка к практической деятельности высококвалифицированных специалистов. Предусмотренный Государственным образовательным стандартом ВПО объем материала позволяет решить следующие общеобразовательные задачи: - изучить общие положения о гражданско-правовой ответственности обязательствах; - усвоить понятия основания и условий наступления ответственности за причиненный вред; - в рамках специальных деликтов рассмотреть случаи возмещения вреда причиненного личности и имуществу, жизни или здоровью гражданина; компенсации морального вреда, вреда имуществу юридических лиц. |
|
1.2.Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать - Правовые источники, регулирующие деликтные обязательства; - Принципы законодательного регулирования деликтных обязательств. |
Обучающийся должен уметь - проводить анализ деликтного обязательства; - комментировать нормативно-правовые акты; - грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения по гражданско-правовой проблематике, самостоятельно работать с научной и учебной литературой, применять нормы гражданского права к конкретным жизненным ситуациям. |
Обучающийся должен владеть - терминологией науки гражданского права; - навыками работы с правовыми актами; - навыками анализа различных государственно-правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и деликтных отношений; - навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с принципами уважительного отношения к праву и закону; - навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения законности и правопорядка; - понятиями, методами и средствами юридической техники в целях участия в нормотворческом процессе. |
У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); - готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); - способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); - способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5). |
|
1.3.Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Актуальные проблемы гражданского права (условия недействительности сделок, сроки исковой давности, способы обеспечения исполнения обязательств, порядок заключения, исполнения и расторжения договора) Актуальные проблемы семейного права (совместная собственность супругов) | Актуальные проблемы предпринимательского права (имущественные основы предпринимательской деятельности, предпринимательский договор, защита прав предпринимателя) Договорное право; Семинар «Анализ судебной практики по спорам в сфере гражданских и семейных правоотношений»; Магистерская диссертация. |
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
|
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Очная форма обучения | |||||
1-18 | Практические занятия /семинары | ||||
1-2 | Модуль 1 «Понятие и элементы деликтного обязательства. Общие условия ответственности за причинение вреда» | ||||
Практическое занятие: Понятие и элементы деликтного обязательства. Общие условия ответственности за причинение вреда. Деликтная ответственность и обязательство из неосновательного обогащения. Соотношение договорной и деликтной ответственности. Возмещение вреда причиненного правомерными действиями. | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Практическое занятие: Ответственность за вред, причиненный актами власти. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, суда и прокуратуры. Возмещение вреда, причиненного при осуществлении правосудия. Позиция Конституционного Суда РФ. | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Контроль по итогам модуля 1 | |||||
3-4 | Модуль 2 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Ответственность при повреждении здоровья гражданина и причинении смерти кормильцу» | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Практическое занятие: Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными. Ответственность за вред, причиненный малолетними. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними (от 14 до 18). Ответственность за вред, причиненный недееспособными. | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Практическое занятие: Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Понятие источника повышенной опасности. Субъект ответственности. Условия ответственности. Обстоятельства, исключающие ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Ответственность за вред, причиненный взаимодействием источников повышенной опасности. | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Практическое занятие: Ответственность при повреждении здоровья гражданина и причинении смерти кормильцу. Объем возмещения. Учет вины потерпевшего. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков, работ, услуг. Компенсация морального вреда. Порядок предъявления исков. Вопросы исковой давности. | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Контроль по итогам модуля 2 | |||||
1-18 | Самостоятельная работа Магистров очная форма | ||||
Темы: | |||||
Деликтные обязательства с иностранным элементом | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Деликтные обязательства и страхование деликтной ответственности | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Деликтные обязательства в вексельном праве | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Уступка притязания на возмещение вреда | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Непреодолимая сила как основание освобождения от деликтной ответственности независимо от вины | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Возмещение вреда жизни и здоровью работника работодателем | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Регрессные обязательства, возникающие при совместном причинении вреда | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Природа гражданско-правовых последствий причинения вреда лицом с психическим расстройством | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Вопросы судебной практики о возмещении вреда | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
Ответственность юридического лица в деликтных обязательствах | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 |
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические) – заочная форма обучения
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Практические занятия | |||||
- | Практическое занятие: Понятие и элементы деликтного обязательства. Общие условия ответственности за причинение вреда. Деликтная ответственность и обязательство из неосновательного обогащения. Соотношение договорной и деликтной ответственности. Возмещение вреда причиненного правомерными действиями. | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Практическое занятие: Ответственность за вред, причиненный актами власти. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, суда и прокуратуры. Возмещение вреда, причиненного при осуществлении правосудия. Позиция Конституционного Суда РФ. | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | |||
- | Практическое занятие: Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными. Ответственность за вред, причиненный малолетними. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними (от 14 до 18). Ответственность за вред, причиненный недееспособными. | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
- | Практическое занятие: Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Понятие источника повышенной опасности. Субъект ответственности. Условия ответственности. Обстоятельства, исключающие ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Ответственность за вред, причиненный взаимодействием источников повышенной опасности. | М, П, ПБ | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 |
2.2. Самостоятельная работа обучающегося
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Реализуемые компетенции |
Темы: | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Деликтные обязательства с иностранным элементом | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Деликтные обязательства и страхование деликтной ответственности | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Деликтные обязательства в вексельном праве | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Уступка притязания на возмещение вреда | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Непреодалимая сила как основание освобождения от деликтной ответственности независимо от вины | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Возмещение вреда жизни и здоровью работника работодателем | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Регрессные обязательства, возникающие при совместном причинении вреда | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Природа гражданско-правовых последствий причинения вреда лицом с психическим расстройством | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Вопросы судебной практики о возмещении вреда | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Ответственность юридического лица в деликтных обязательствах | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 | ||
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов магистранта | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 |
2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных методов | Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения | Часы |
Использование информационных ресурсов и баз данных | 1. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов по РПП. Используется при проведении лекционных и Практическое занятиеских занятий (О-И метод, ПБ, Э). Ауд. № 307, 201. 2. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к Практическое занятиеским занятиям). 3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс», Справочно-правовая система «Гарант», Экспертная система «Дельта» - использование для изучения всех тем курса. | ||
Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | Электронная библиотека www.edulib.ru – для изучения всех тем курса, Раздел «Классика российской цивилистики» в СПС «Консультант Плюс» - для изучения тем №1, №4. | ||
Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | При разработке программы курса и в процессе проведения лекционных и Практическое занятиеских занятий по дисциплине используются учебно-методические разработки ведущих вузов: МГУ, МГЮА, СПГУ. | ||
Применение предпринимательских идей в содержании курса | Привлечение Магистров к выполнению научно-исследовательских, экспертных работ, в рамках договорных отношений с хозяйствующими субъектами; Подготовка дипломных работ, рефератов по темам, предложенным работодателями. | ||
Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук | Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход при изучении тем курса №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8. Данные разделы предполагают обращение Магистров к соответствующей тематике других дисциплин: гражданского права, уголовного права, административного права, налогового права, арбитражно-процессуального права. | ||
Применение активных методов обучения, «контекстного» и «на основе опыта» | 1. Решение ситуативных задач, смысл которых заключается в решении юридической ситуации на основе текста изучаемого нормативно-правового акта. 2. Проведение практических занятий по темам № 3, №7 в форме, позволяющей Магистрам на основе полученных теоретических знаний самостоятельно составлять юридические документы. | ||
Метод «работа в малых группах» | Работа в малых группах – один из интерактивных методов обучения, предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждением полученных результатов. Суть данного метода – в разработке коллективного решения поставленной проблемы и пути ее решения. Например, группы получают одинаковые задания, комментируя решения, предложенные другими студентами. В заключении формулируется правильный вариант ответа, аргументированный соответствующей ссылкой на нормативно-правовой акт. |
3. Средства обучения
3.1. Информационно-методические
№ | Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре | |
Основная литература: | ||
1. | Конституция РФ //Российская газета.1993. 25 декабря. | |
2. | Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. | |
3. | Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410; 2006. N 6. Ст. 636. | |
4. | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.09.2013) // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552 | |
5. | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006г. № 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) )// Собрание законодательства РФ.2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496. | |
6. | Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013)№ 333-ФЗ// Собрание законодательства РФ.2002. № 1(ч.1). Ст.1. | |
7. | Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ред. от от 23.07.2013) // СЗ РФ. 2001, N 44. Ст. 4147. | |
8. | Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 22.04.2013) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532 | |
9. | Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 21.10.2013) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16 | |
Дополнительная литература: | ||
10. | Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2010. – 958 c. | |
11. | Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2010. – 958 c. | |
12. | Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2010. – 1208 c. | |
13. | Цивилист 2010` (Российское гражданское право: Учебник: В 2 т., Сборник задач по гражданскому праву. Часть I и II)Издательство: Статут 2009 | |
14. | Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А.Л. Маковского. – М.: Статут, 2010. – 160 с. | |
15. | Гражданское право. Т.1. Под ред. Суханова, 2009 г. | |
16. | Гражданское право. Т.2. Под ред. Суханова, 2009 г. | |
17. | Гражданское право. Т.3. Под ред. Суханова, 2009 г. | |
18. | "Правомерный вред в медицине" Егоров К.В. "Статут", 2011 | |
19. | "Внедоговорные обязательства с участием ребенка: материально-правовые и процессуально-правовые аспекты: Монография. Беспалов Ю.Ф., Якушев П.А - "Проспект", 2011 | |
20. | Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (постатейный). Сокол П.В. - "Деловой двор", 2013 | |
21. | ||
22. | www.garant.ru информационно-правовая система «Гарант» | |
23. | www.consultant.ru информационно-правовая система «Консультант+» | |
24. | www.businesspravo.ru юридические консультации и статьи | |
25. | www.lawlibrary.ru правовая библиотека | |
26. | www.jurisconsult.info юридические консультации |
3.2.Материально-технические
№ ауд. | Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия | Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов. |
Мультимедийный экран | Применяется в процессе лекционных занятий для демонстрации наглядных пособий и дидактических материалов. | |
Мультимедийная доска | Используется при проведении лекционных, Практическое занятиеских занятий, проведении конференций. Применяется в процессе использования интерактивных методик преподавания; в учебном процессе, работы с мультимедийными | |
201, 202 | Компьютерные классы | Промежуточный контроль знаний Магистров посредством тестовых заданий на ПК. |
4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
№ | Тесты (демонстрационный вариант), темы курсовых работ/проектов, вопросы и задания для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену |
Текущий контроль успеваемости | |
1. | Контроль по итогам модуля 1 «Понятие и элементы деликтного обязательства. Общие условия ответственности за приченение вреда» 1. Понятие и элементы деликтного обязательства 2. Общие условия ответственности за причинение вреда 3. Деликтная ответственность и обязательство из неосновательного обогащения. 4. Соотношение договорной и деликтной ответственности. 5. Возмещение вреда причиненного правомерными действиями 6. Ответственность за вред, причиненный актами власти. 7. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. 8. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, суда и прокуратуры. 9. Возмещение вреда, причиненного при осуществлении правосудия. Позиция Конституционного Суда РФ. Контроль по итогам модуля 2 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Ответственность при повреждении здоровья гражданина и причинении смерти кормильцу» 1. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными. 2. Ответственность за вред, причиненный малолетними. 3. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними (от 14 до 18). 4. Ответственность за вред, причиненный недееспособными. 5. Понятие источника повышенной опасности. 6. Субъект ответственности при причинении вреда источником повышенной опасности 7. Условия ответственности при причинении вреда источником повышенной опасности 8. Обстоятельства, исключающие ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. 10. Ответственность за вред, причиненный взаимодействием источников повышенной опасности. 11. Ответственность при повреждении здоровья гражданина и причинении смерти кормильцу. 12. Объем возмещения при повреждении здоровья гражданина и причинении смерти кормильцу. 13. Учет вины потерпевшего при повреждении здоровья гражданина и причинении смерти кормильцу. 14. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков, работ, услуг. 15. Компенсация морального вреда. 16. Порядок предъявления исков при повреждении здоровья гражданина и причинении смерти кормильцу. 17. Вопросы исковой давности при повреждении здоровья гражданина и причинении смерти кормильцу. |
Промежуточная аттестация | |
2. | Примерные итоговые тесты: 1. Условиями ответственности за причинение вреда являются: А) противоправность поведения причинителя вреда; наступление вреда Б) причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом; вина причинителя вреда. В) А и Б 2. Причиненный вред может быть А) материальным Б) моральным В) моральным и материальным 3. Законом предусмотрены случаи возмещения вреда и при отсутствии вины причинителя А) в результате незаконного осуждения Б) обязанность юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью В) ответственность продавца или изготовителя товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара Г) все перечисленное 4. Случаи, при которых обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда: А) ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником Б) ответственность родителей (усыновителей) или попечителей за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет В) ответственность опекуна или организации, обязанной осуществлять надзор за недееспособным, за вред, причиненный недееспособным Г) все перечисленное 5. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина в состоянии необходимой обороны: А) подлежит возмещению в полном объеме Б) не подлежит возмещению В) не подлежит возмещению, если не были превышены нормы необходимой обороны 6. Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости А) возмещается в полном объеме Б) возмещается в полном объеме лицом в интересах которого был причинен такой вред Г) не подлежит возмещению 7. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей А) в полном объеме Б) 50 на 50 В) не возмещает вовсе 8. Лицо застраховавшее свою ответственность: А) освобождается от возмещения вреда полностью Б) возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Г) полностью возмещает вред 9. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет А) отвечают его родители Б) опекуны Г) работники образовательных и медицинских учреждений Д) отвечают несоврешеннолетние 10. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет А) самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Б) у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине. В) родители и несовершеннолетние несут солидарную ответственность. |
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»