Где ж пути конец придет?




Из живых никто не знает…

 

До конца недели я была плотно занята расследованием случая с поножовщиной в Малми. Там в пятницу появилась еще одна жертва – молодой румын ударил ножом своего кузена. Я пыталась понять, что ими двигало, но для этого следовало погрузиться в их культуру, познакомиться с бытом, а на это у меня совсем не было времени.

Несколько раз я пыталась дозвониться до руководителя хора Тойвонена, но повезло мне только в понедельник.

– Я сейчас в отпуске на даче и собираюсь в город только на репетицию песен для похорон. Извините, у меня очень мало времени, – произнес он.

– Речь идет о расследовании убийства. – Я пыталась говорить официальным тоном.

– Да, конечно, я готов вам помочь. Вы могли бы прийти сегодня вечером к нам на репетицию. Где‑нибудь в районе восьми.

Меня это устраивало. Заодно я смогу увидеть и остальной состав хора, не только свидетелей преступления, и побеседовать с ними о Юкке.

Мартти Мяки позвонил в четверг. Поколебавшись пару секунд, он рассказал мне, что в ночь убийства его не было дома. Когда я спросила, кто может доказать его алиби, он очень смутился.

– Ну это… Я не знаю, как ее зовут. Мы случайно познакомились за стойкой бара в Кайвохуоне. И провели всю ночь в гостинице «Ваакуна».

Мы договорились, что он придет ко мне побеседовать сразу, как только вернется в Финляндию. Наверное, с моей стороны было наивно ему верить, но у меня не оставалось другого выхода. Зачем Мяки понадобилось прятать топор под сауну? Возможно, Койву что‑нибудь узнает, зайдя в бар в Кайвохуоне с фотографией Мяки. Или Мяки вспомнят в гостинице «Ваакуна», и, если повезет, мы даже найдем женщину, с которой он провел ночь.

Я ушла с работы чуть раньше семи. Накануне вечером допрос свидетелей случая с поножовщиной затянулся далеко за полночь, поэтому сегодня я чувствовала себя усталой, болела голова. Мне так хотелось, чтобы дома меня кто‑нибудь ждал с горячей ванной и холодным пивом. Или хотя бы встретила, мурлыкая, кошка… Я надеялась, что репетиция не затянется надолго, ведь дома надо было еще убираться, стирать белье, готовить что‑нибудь на ужин и ухитриться поспать хотя бы часов шесть.

В трамвае по дороге на репетицию хора я вспоминала отчет Койву о походе по злачным заведениям. По его словам, сначала бармен вспомнил, что встречал Юкку, но потом замялся и ушел от разговора. Койву сказал, что с женщинами было еще сложнее. У него создалось впечатление, что многие из них его узнали, хотя никто в этом так и не признался. Может, Койву слишком мягко разговаривал с ними?

Репетиция проходила на улице Лиисанкату в помещении Землячества Восточной Финляндии. Из открытого окна доносилась песня. Я узнала знакомую мелодию – «Лодочку река несет…». Именно ее они репетировали в день перед убийством. Неужели они собираются выступать с ней на похоронах?

Лифт не работал, пришлось подниматься пешком на пятый этаж Песня доносилась все громче, иногда она прерывалась и опять начиналась сначала. Я удивилась – как это жильцы дома терпят такое шумное соседство?

Дверь была заперта. Я нажала на звонок, мне открыли лишь спустя несколько минут. На пороге стояла Мирья. Мне показалось, что, когда она меня увидела, у нее изменилось выражение лица.

– Добрый день! Мне нужно побеседовать с руководителем хора, – пояснила я.

– Он будет через десять минут, – бросила она и, развернувшись, быстро ушла в конец коридора. Я пришла немного раньше условленного времени, да и Тойвонен, похоже, не торопился объявлять перерыв, так что минут двадцать я провела, наблюдая за репетицией. Из‑за боковой двери мне был прекрасно виден весь хор и их обливающийся потом руководитель.

Осенний сезон выступлений еще не начался, поэтому хор присутствовал не в полном составе. Мужчин оказалось гораздо меньше, чем женщин, и всего три тенора – Юри, Тимо и незнакомый мне молодой человек. Хотя людей собралось не так уж и много, в зале было тесно и жарко. Но несмотря на духоту, лишь в углу было слегка приоткрыто окно.

Тойвонен, более известный по прозвищу Безнадежный, дирижировал с небольшого возвышения в центре зала. Это был невысокий плотный мужчина с блестящей лысиной и козлиной светлой бородкой. Я никак не могла понять его стиль – он обращался то к одной половине хора, то к другой, беспорядочно размахивая руками. Уловить такт никак не удавалось. Короткая рубашка постоянно задиралась, открывая живот, он периодически пытался заправить ее обратно в джинсы. Мне рассказывали, что перед концертом женская часть хора внимательно осматривала своего руководителя, проверяя, аккуратно ли он причесан и выглажена ли у него сорочка. Наверное, это называлось творческим беспорядком одаренной личности.

– Эй, тенора, да заткнитесь наконец! – вдруг заорал он. – Вы что, ноты читать не умеете, это же партия баса.

Я заметила, как Тимо смущенно покраснел, а у Юри на лице появилась извиняющаяся улыбка.

– Теперь сначала, а то не очень чисто получилось. Альты и сопрано, пожалуйста, более четкий такт, басы, не опаздывайте. Сначала! Второе сопрано, вы не тянете верхние ноты!

Тойвонен говорил резко. Я заметила, как некоторые тяжело вздохнули. Видимо, эта сцена часто повторялась на репетициях.

– Верхняя партия правильно, – сухо бросил он и сделал второму сопрано знак начинать.

Сначала не было слышно ни звука. Затем кто‑то неуверенно начал, и кто‑то громко поддержал из глубины хора. И тут же все вразнобой закончилось.

– Мирья, тише, ты все портишь, – довольно резко произнесла Пия.

– Почему вы все время запарываете начало? – спросил Тойвонен, вытирая пот с лысины.

– Мы боимся начинать, так как все просто ждут, что мы не вытянем, – пояснила рыжая полненькая девушка, стоявшая рядом с Пией.

– Я могу петь с ними, пока не вступит второе сопрано, – сказала Мирья, выразительно глядя на Пию. Все зашумели. Прошло несколько минут, прежде чем Тойвонену удалось успокоить взволнованный хор.

– Глупо, если ты будешь петь вместе со вторым сопрано. Тулия, может, споешь вместе с ними два первых такта? – выдвинул предложение Тойвонен.

Предложение было одобрено, и они наконец снова начали петь. Я невольно заслушалась – песня была действительно глубокой и лиричной и очень подходила к исполнению на похоронах. «Лодочку река несет – где ж пути конец придет? Из живых никто не знает».

Теперь хор пел гораздо лучше. Я стояла близко к альтам, голос Мирьи звучал громче всех. Так что Тулия была недалека от истины, когда язвила по поводу того, что Мирью принимают за солистку. Казалось, она все время пела в одной тональности – форте. Я подумала, что стоявшие рядом с Мирьей наверняка немного глуховаты на одно – ближайшее к ней – ухо. В центре группы альтов стояла Сиркку и раскачивалась в такт музыке, что придавало ей довольно глупый вид.

За альтами стояли теноры. Тимо пел, уткнувшись в ноты и вообще не глядя на дирижера. Юри стоял с сосредоточенным выражением лица и выглядел не таким инфантильным, как в обычной жизни. Я невольно бросила взгляд на задние ряды, где Антти выводил глубоким басом: «Море, твердь – все умирает». На мгновение мне показалось, что у него в глазах стоят слезы.

– Спасибо! – вдруг произнес Тойвонен, прервав песню. – Спасибо, значит, заткнитесь! – продолжил он, повысив голос, потому что часть хора продолжала петь. – «Море, твердь – все умирает» – страница три, ряд три. Видите, там двойная буква «эф». Кто‑нибудь представляет, что это значит?

Лица исполнителей стали сосредоточенными. Видимо, и этот спектакль повторялся здесь далеко не первый раз.

– Фортиссимо, – ответили едва ли не все.

– Ну а если все знают, что это такое, то почему же никто, кроме альтов, не поет так, как положено?

– А они и так всегда поют фортиссимо, – услышала я насмешливый голос Тулии.

Она тоже меня увидела и улыбнулась, приветствуя. Я не могла не улыбнуться ей в ответ. У нее была очень теплая улыбка, на мгновение я даже забыла, что стою за дверью в тесном и душном помещении.

– Тенора, вы постоянно не вытягиваете высокие ноты, каждый должен стараться.

Я заметила, как Юри взглянул на Тимо.

– Сопрано, смелее, вас совсем не слышно. Басы, вы все время опаздываете! Соберитесь! Страница три, начинают басы!

Я смотрела на Тулию. Улыбка сменилась серьезным выражением лица. Тулия пела легко и свободно. Яна рассказывала, что у нее природное высокое сопрано, и ей легко даются даже самые сложные переходы.

Пия же, напротив, пела с трудом. Потом она вообще замолчала, слезы градом катились у нее по лицу. Рыжая соседка сочувственно протянула ей носовой платок.

Хор пропел еще раз, не сбиваясь, исполнил всю песню. Сейчас она звучала гораздо более слаженно. Затем Тойвонен объявил перерыв, и я стала пробираться к нему через стулья и скамейки. Нечаянно я уронила на пол чьи‑то ноты и, поднимая их, увидела, что там кто‑то чернильной ручкой написал свои заметки к стихотворению Эйно Лейно и украсил страницу кляксой, похожей на жирную муху.

Протискиваясь между скамейками, я столкнулась с Антти, который ел цветную капусту, отламывая кусочки от большого вареного кочана.

– Привет, Мария! Угощайся. – Он протянул мне капусту.

– Нет, спасибо. Ты не видел, куда пропал Тойвонен?

Антти махнул мне в сторону задней комнаты, где Тойвонен что‑то объяснял Тимо, яростно размахивая руками. Увидев меня, они замолчали.

– Добрый день… – неуверенно поздоровался Тойвонен. – Вы хотите присоединиться к нашему хору?

– Нет. Мария Каллио, уголовная полиция Хельсинки, отдел тяжких преступлений.

Тойвонен смущенно взглянул на меня и робко пожал протянутую руку.

– О чем вы хотите со мной побеседовать? – спросил он, теребя козлиную бородку.

– Юкка Пелтонен был вашим заместителем. Что входило в круг его обязанностей?

– Мой заместитель был не сильно загружен работой. Иногда мы делили хор пополам, Юкка работал с одной половиной, я – с другой. Обычно заместитель работает вместо дирижера, когда того нет на месте, но я все время на работе.

– Юкка был вашим заместителем с самого начала работы хора?

– Не помню. Я вообще плохо помню, кто когда пришел в хор. Но он с нами был давно, лет десять, не меньше.

– У вас же молодежный хор, а Юкка уже давно окончил институт.

– Знаете ли, молодежный хор – это довольно расплывчатое понятие. Мы стараемся, чтобы хорошие певцы подольше задерживались. К тому же Юкке у нас было хорошо… – Тойвонен тонко улыбнулся. – Наверное, ему нравилось, что к нам каждый год приходят новые девушки.

– Значит, Юкка пользовался успехом у девушек? – спросила я, будто впервые слышала об этом.

– Да у него было столько подружек, что он мог с другими делиться. – Улыбка вспыхнула и тут же погасла у него на лице. Возможно, Тойвонен вдруг подумал, что о мертвых нехорошо говорить в легкомысленном тоне.

– С другими делиться? Что вы имеете в виду?

Тойвонен смущенно заправил рубашку в брюки, но более ничего не пояснил. Зато он просто рассвирепел, когда я поинтересовалась, можно ли побеседовать с кем‑нибудь из участников хора во время репетиции.

– Это наша последняя репетиция перед похоронами, а они еще в себя не пришли после летних отпусков!

Прежде чем он согласился, мне пришлось еще раз напомнить ему, что речь идет о расследовании убийства. Затем Тойвонен взглянул на часы и вскочил со словами, что пора продолжать репетицию.

Хор разделился на небольшие группы, которые разбрелись по всему зданию, кто‑то вышел на улицу покурить. Мне показалось, что все как‑то сторонились участников событий в Вуосаари. Только Юри непринужденно болтал в курилке с каким‑то альтом. Сиркку испуганно посмотрела на меня, сидя как приклеенная около Тимо.

Когда Тойвонен объявил окончание перерыва, Тимо взобрался на возвышение в центре зала. Он некоторое время подождал, пока все утихнут, затем раздраженно крикнул:

– Эй, послушайте меня! Я хочу сказать по поводу следующей субботы. Заупокойная служба состоится в Церкви в скале в два часа. Мы встречаемся в час, чтобы успеть еще раз все отрепетировать.

– Что мы будем исполнять? – поинтересовалась Мирья.

– Еще неизвестно, – вмешался в разговор Тойвонен. – Господин Пелтонен обещал позвонить мне завтра, я перезвоню кому‑нибудь из вас, например Тимо, он передаст остальным. Так что у вас будет время заранее ознакомиться с репертуаром.

– После похорон состоятся поминки в ресторане, там мы тоже должны исполнить пару песен. Это будет Бах «Когда я ухожу из мира» и Генетц «Страна покоя». Еще вопросы?

– В какой одежде приходить? – спросила Пия.

– В обычной повседневной одежде, концертный костюм не нужен, – ответил Тимо.

– Оденьтесь, как принято одеваться на похороны друга, – пояснил Тойвонен. – Мужчины в темных костюмах.

– А женщинам рекомендуется не надевать платья в цветочек и не делать яркий макияж, – сухо добавила Мирья.

– Ты хочешь что‑нибудь сказать? – спросил у меня Тимо и спустился с возвышения, приглашая занять его место. Я поднялась, и у меня тут же возникло желание начать раскачиваться в такт своим словам, как Сиркку. Едва смогла его подавить.

– Добрый вечер. Старший констебль Мария Каллио, уголовная полиция Хельсинки, отдел тяжких преступлений. Я занимаюсь расследованием обстоятельств смерти Юкки Пелтонена. Если у кого‑нибудь есть информация, касающаяся этого дела, прошу мне ее предоставить. Сейчас я пойду в курилку, а кто может что‑то рассказать, пусть зайдет ко мне побеседовать.

– Это касается и тех, кого ты уже допрашивала? – недоброжелательно спросила Мирья.

– Не надо, если нет ничего нового. Здесь на доске записан номер телефона, по которому мне можно позвонить, если возникнет желание что‑нибудь рассказать. – Я спустилась с возвышения и пригласила маленькую рыжеволосую девушку следовать за мной. Меня так и подмывало спросить ее, не туговата ли она немного на левое ухо, но я сдержалась.

К сожалению, мне почти ничего не удалось узнать. Лучше всех Юкку знали Антти, Тулия, Юри и Пия. Еще несколько девушек дали понять, что между ними и Юккой когда‑то что‑то было, но, как оказалось, это было давно и поэтому уже не имело значения.

Только рыжая Ану – второе сопрано – смогла рассказать мне кое‑что интересное.

– Последний раз я видела Юкку, когда пришла выпить пива в ресторан «Три Лиисы» после игры в городки. Там была такая очередь в женский туалет, что пришлось ждать снаружи. А рядом висел телефон, и я увидела Юкку, который разговаривал с кем‑то на повышенных тонах.

– О чем?

– О каких‑то деньгах. Он сказал: «Пятая часть сразу, ни пенни меньше». Затем, заметив меня, произнес: «Слушай, подруга, я не могу сейчас говорить» – и повесил трубку. А мне сказал: «Ты чего подслушиваешь?» Видимо, это был какой‑то важный разговор.

– Он беседовал с женщиной?

– Мне так показалось.

– А кто играл в городки, а потом пошел в ресторан пить пиво?

На лице Ану отразилось лукавство. Видимо, она догадалась, куда я клоню.

– Да все, как обычно. Если я правильно помню, все те, кто был тогда в коттедже в субботу. Впрочем, нет, Антти не пошел с нами. Поэтому у Мирьи было такое разочарованное лицо. И она не пошла с нами в ресторан, а сразу после игры отправилась домой. Но она точно еще не могла доехать до дома к тому моменту, когда Юкка говорил по телефону, ведь она далеко живет.

Больше мне не удалось узнать ничего интересного. Мне захотелось поболтать с Тулией просто так, но я не смогла придумать никакой причины, чтобы подойти к ней. Наверное, просто смущалась. Мне казалось, что тогда, за пивом, я была с ней уж слишком откровенной и слишком много рассказала о себе.

В висках стучало, тело ломило – чувствовалась усталость последних дней. Я немного послушала, как они пели хорал Баха, тихонько подпевая партии сопрано.

Интересно, в каком ряду стоял Юкка? Он был основным басом, поэтому должен был стоять в центре последнего ряда. Наверное, без него хор звучит по‑другому…

Юкка беседовал о деньгах с какой‑то женщиной. Он был должен кому‑нибудь? Не здесь ли кроется тайна происхождения его дорогой машины и других дорогих вещей? Не этой ли женщине он хотел отдать деньги, которые одалживал Юри?

– Ты считаешь, что теперь непременно должны убить кого‑нибудь еще, и поэтому постоянно нас охраняешь? – спросил Антти, проходя мимо меня по коридору к телефону. Похоже, он шел звонить отцу Юкки, узнать репертуар для похорон. Я показала ему в спину язык и вышла, захлопнув за собой дверь.

«Какой мерзкий тип, – думала я, сбегая по ступенькам вниз. – Сначала угощает цветной капустой, потом язвит. Да уж, не хор, а просто змеиный клубок. Судя по всему, увлечение хоровым пением пробуждает в людях тщеславие. И наверняка каждый из них готов сжить со света Тойвонена или по меньшей мере своего соседа по хору за любую критику в свой адрес. А может, кому‑то просто надоело, что Юкка над ним насмехался?..»

По дороге я встретила несколько своих знакомых по университету и не заставила долго себя уговаривать, когда меня пригласили выпить пива. Убрать в квартире можно и завтра, а выспаться я успею, когда выйду на пенсию.

 

Море, твердь – все умирает…

 

У меня было очень много работы. На выходных просто создалось впечатление, что половина города решила избить своих благоверных и других близких родственников. Расследовав за три дня пять случаев семейного насилия – убитая бабушка, две избитые жены, свалившийся с балкона пьяный муж и застреленный из отцовской охотничьей винтовки брат, – я была готова поклясться, что никогда не выйду замуж и не заведу детей. У меня почти не было времени заниматься расследованием дела Юкки, но даже обрывочное чтение его бумаг снова вызвало у меня множество вопросов.

Я решила пойти на похороны Юкки, хотя с точки зрения расследования в этом не было необходимости. Когда я позвонила его отцу, чтобы уточнить несколько финансовых моментов, он рассказал мне, где и когда состоятся похороны. Хейкки Пелтонен отрицал авансовую выплату наследства, но я ему не очень поверила. Семейный врач до сих пор не разрешал мне побеседовать с матерью Юкки. Я знала, что при желании могла без проблем добиться разрешения на допрос, но мне не хотелось.

В машине Юкки не обнаружили ничего интересного. Там было много разных отпечатков пальцев, но ни один из них не был идентифицирован в полицейском архиве. Возможно, какие‑то принадлежали таинственному Эм, а может, и нет. Ни следов крови, ни тайников. На мой взгляд, машину можно было передавать Пелтоненам.

Я вышла из дома и направилась к церкви. Старое черное платье неимоверно жало в плечах. Я купила его в выпускном классе, когда еще не занималась в тренажерном зале. Черные колготки скрывали отсутствие эпиляции. Я решила обойтись без цветов – покойному они не нужны, а живые только скривятся, увидев полицейского с цветами. Кроме того, я хотела понаблюдать за теми, кто будет возлагать цветы, возможно, среди них я увижу Тину, Мерике и таинственного типа по имени Эм. На поминки я идти не собиралась.

Был сумрачный день, на небе собирались облака. Подходящая погода для похорон. Было душно и тихо, как часто бывает перед дождем. Листва казалась пыльной, чахлые цветочки на балконах и клумбах вдоль дорог истосковались по дождю и прохладе.

Войдя в церковь, я незаметно проскользнула на угловой балкон. Я задумалась, когда же последний раз была в церкви, и вспомнила, что на свадьбе моей подруги Анники прошлой зимой. В церкви я всегда чувствовала себя неуютно. Я не умела правильно себя вести, чувствовала себя неуклюжей и чужой, и мне всегда казалось, что я пою громче других. Проповеди священника меня не трогали. И я никогда не размышляла над вопросами веры. Теперь же попыталась задуматься, где же пребывает душа Юкки. На работе рассказывали, что лет двадцать назад был один следователь, который разыскивал преступников, вызывая духов на спиритических сеансах. Причем весьма успешно. Мне было трудно в это поверить, но откуда же я могла знать точно? Может, сейчас Юкка в том месте, которое верящие в Бога люди называют раем? Или ему скорее дорога в ад?

Наверное, у каждого свое небо. Я, грешным делом, представила, как Юкка хорошо проводит время на небесах в окружении симпатичных белокурых ангелов. Неподобающая для похорон мысль, я даже украдкой оглянулась, не заметил ли кто‑нибудь моей улыбки. А может, Юкка просто прекратил свое существование. Вообще. Я вспомнила горькие строки письма Антти. Он‑то наверняка считал, что Юкки больше нет. Нигде. Что смерть – это черная пустота. Все, конец.

Я взглянула с балкона вниз. В церкви было не много народу. Хор уже расположился на своем месте, лицом к скорбящим. Перед алтарем стоял простой дубовый гроб. Последнее прибежище Юкки. На передней скамье сидел Хейкки Пелтонен, рядом с ним – женщина в темных одеждах и под траурной вуалью. Мать Юкки. Сколько же успокоительного влили в нее сегодня утром?

Все мои подозреваемые находились в составе хора. Пия и Тулия стояли справа. Пия с заплаканными глазами была одета в невероятно стильное черное платье, которое, на мой взгляд, было чересчур изысканно для похорон. Тулия с мертвенно‑бледным лицом была в простом облегающем черном платье. Сиркку, низко понурив голову, держала за руку стоявшего сзади Тимо. Мирья оглядывала сидящих в церкви, при виде меня ее глаза злобно сверкнули.

Мужчины стояли сзади, Юри было едва видно из‑за спин рослых коллег. Антти был виден издали, его голова возвышалась над всем хором. Брюки выходного черного костюма были ему коротки, между штаниной и носком виднелась полоска белой кожи. Длинные волосы он собрал в хвост и прилизал гелем.

Тойвонен стоял около органа. У него дрожали руки, и я поняла, что сама тоже очень волнуюсь. Я переживала за хор, за мать Юкки, да и просто очень нервничала. Я боялась, что тоска и боль, спрятанные за заплаканными глазами и бледными лицами, вдруг прорвутся в середине выступления, и песня перейдет в стон и плач. Боялась, что кто‑то не выдержит и закричит: «Кто?» и «За что?» А я пока не могла ответить на эти вопросы… Пожалуй, легче всего было Юкке. Ему уже не надо было ни о чем беспокоиться.

Тойвонен взял первые аккорды. Мне всегда нравилось петь, поэтому я взяла в руки книгу и стала потихоньку подпевать. Вирш 613, первая и вторая строфы. Едва раздались первые строки, я поразилась, насколько точно эта песнь подходит к ситуации. Ни власть, ни богатство, ни молодость не помогут, когда разверзается могила под ногами. Все кончается, настает время уходить… Но когда и как это случится, знает только Бог. Я заметила, что у меня дрожит голос. Может, потому, что давно не пела?..

Затем вступил хор. Я узнала «Реквием» Моцарта. Мрачная музыка, тяжелые слова, без проблеска надежды. «Приходит день слез, и предстает человек перед судом Божиим». Был ли Юкка плохим человеком? Да, он был бесцеремонным типом, который обращался с людьми, как с вещами. Но был ли он плохим? Не глядя на хор, я различала тенор Юри и богатый, сочный голос Мирьи. Наверное, самое красивое, что в ней есть, – это голос. Вели басы, звенело сопрано, все голоса звучали ровно и слаженно. Я смотрела на Тулию – ее бледное лицо покрылось легким румянцем.

Чтение Библии, слова молитвы – я едва все это слышала. Казалось, молодой, серьезного вида священник обращался прямо к родителям Юкки. Я заметила, как Пия роется в сумочке в поисках носового платка. Следует допросить ее как можно скорее. Сиркку снова схватила Тимо за руку. Для этих двоих я еще не придумала мотив для убийства. Хотя я легко могла представить, как Тимо, разъяренный тем, что кто‑то обижает Сиркку, изо всех сил бьет обидчика. На мой взгляд, Тимо относился к той породе мужчин, которые будут до последнего защищать свою женщину, если ее кто‑то обидит. Меня никто никогда не защищал, но я, собственно, никогда того и не хотела. Наоборот, вспомнила, как сама однажды врезала одному алкоголику, когда он сказал что‑то оскорбительное про длинную прическу моего друга‑орнитолога.

Была ли у Тимо и Юкки причина встречаться ночью? Может, под буквой «Т» в ежедневнике Юкка подразумевал Тимо? Надо бы проверить, а вдруг у кого‑нибудь из этих двоих найдутся детали от самогонного аппарата? Священник закончил проповедь, Тойвонен встал около органа лицом к хору, мужчины начали петь. «Ты ушел рано, ты ушел ночью…» По всей видимости, они решили исполнять эту песню только мужской партией, потому что женщины совсем раскисли и не могли петь. Мужчин в хоре было всего шестеро, причем Антти и Юри были крайними в голосовой палитре – бас и тенор.

Первой заплакала мать Юкки, затем волна плача покатилась по рядам, захватила родных и знакомых и приблизилась к хору. Тулия и не пыталась скрыть слезы, они градом катились по щекам. Мне захотелось подойти к ней и утешить. Пия спряталась за темноволосой головой стоявшего впереди нее исполнителя, незнакомая мне девушка всхлипывала так громко, что было слышно даже на балконе. Тойвонен размахивал дрожащими руками, нервно дергая своей козлиной бородкой. И только Мирья спокойно возвышалась среди этого горя с бесстрастным выражением лица. Я думала, сколько же притворства в ее показном спокойствии. Или она настолько ненавидела Юкку, что теперь радовалась его смерти? Почему?

Меня восхищало самообладание мужской части хора. В современном обществе мужчины не имеют права впадать в истерику от горя, плакать публично. Но как же они могли так спокойно и слаженно петь среди общего плача и стенаний? Мать Юкки просто рыдала в голос, несмотря на принятые успокоительные. Красиво и легко звучал тенор Юри. Он был похож на звучание чудесного музыкального инструмента, хотя обычно Юри разговаривал несколько сипловато. Я заметила, что лицо второго тенора как‑то странно сморщилось. Низкий голос Антти вел партию первого баса, казалось, он обращается прямо к матери Юкки: «Далеко сейчас усопший, далеко…» Когда отзвучали последние аккорды, я почувствовала во рту вкус крови. Видимо, прокусила нижнюю губу, пытаясь сдержать слезы.

К счастью, отпевание вернуло меня на землю. Я даже разозлилась. Священник в проповеди пытался обойти тему, каким образом Юкка умер. Наверное, ему действительно было сложно об этом говорить, особенно принимая во внимание то, что убийство еще не раскрыли и убийца скорее всего находился в церкви. Священник говорил, что Господь проявил мудрость и дал Юкке возможность спокойно уснуть. Я ненавижу, когда о смерти говорят такими красивыми словами. Вряд ли священник так говорил, если бы ему довелось увидеть труп Юкки в море. Это было совсем не похоже на спокойный сон.

Хор снова запел. «Лодочку река несет…» Сопрано дрожало, я видела, что Пия едва держится. Эту песню они беззаботно репетировали в Вуосаари. И как по‑другому звучала она для них сейчас. «Море, твердь – все умирает…», – мрачно вел свою партию бас. «Лишь во сне – мечта о лучшем, о весне, об утре раннем…», – подхватил через мгновение весь хор. Для Юкки весна больше не наступит никогда.

Я наблюдала за потоком людей с венками и букетами. Было невыносимо тяжело, я старалась отвлечься, думая, например, о том, как жаль, что столько великолепных цветов будет похоронено вместе с гробом. Мать Юкки едва стояла на ногах, опираясь на руку мужа. Родственники, затем коллеги возложили цветы. Секретарь Юкки положила цветы, Марья Мяки уверенным голосом произнесла ничего не значащую речь.

Последними к гробу принесли венок от хора. Его несли Тойвонен и какой‑то краснощекий бас. Интересно, что никто из друзей Юкки – Юри, Антти, Тулия или даже председатель хора Тимо – не вызвался помочь Тойвонену.

Все присутствующие в церкви прошли мимо гроба и возложили цветы, но я не заметила, чтобы чей‑то букет или венок был подписан двумя буквами – «М. М.». Непохоже также, что здесь присутствовала женщина, о которой он делал заметки в своем ежедневнике. Вполне возможно, ведь Хейкки Пелтонен сказал, что они хотят организовать скромные похороны, да и объявление о смерти Юкки не было напечатано в газетах.

Наверное, я зря пришла в церковь.

И наивно было предполагать, что убийца как‑то проявит себя на похоронах. Мне стало совсем не по себе, когда хор запел «Да исполнится твоя воля, Господи». «И воля убийцы?» – подумала я. Согласно библейской морали убийца должен быть пойман и наказан. Око за око, зуб за зуб. Господи, неужели я действительно хочу поймать убийцу Юкки? Неужели я хочу отомстить и восстановить справедливость? Но неужели именно я должна бросить первый камень?

Работа полицейского подразумевает эмоциональную привязанность к расследуемому делу. Сочувствие к потерпевшему, желание понять, чем руководствовался преступник. Я почувствовала, что невольно принимаю случившееся слишком близко к сердцу. И расстроилась. Я не хотела снова пересматривать шкалу своих моральных ценностей, думать о несправедливости случившегося и размышлять о силе наказания. Поступив на работу в полицию, я мечтала, что изменю мир к лучшему. Но нет, каждый должен делать свое дело – полицейский ловить школьников, разрисовывающих по ночам стены зданий граффити, или молодежь, пробующую гашиш, а судья раздавать всем справедливые наказания. Каждому свое.

Тойвонен вышел из‑за органа, и раздались звуки «Лагро» Генделя. Присутствующие в церкви сидели на своих местах, ожидая, когда направятся к выходу ближайшие родственники. Отец Юкки помог встать со скамьи своей жене, осторожно придерживая ее под локоть. Майса Пелтонен поднялась, было видно, что ее сотрясает дрожь. И вдруг она закричала, заглушая звуки органа:

– Ты, чудовище, убившее моего сына! Как ты посмело прийти в церковь, как ты можешь петь здесь, у гроба моего сына, как… – Крик превратился в плач, отец Юкки обнял жену за плечи и повернул к себе, прижимая лицом к груди, словно пытаясь заглушить ее слова. Тойвонен дирижировал, остальные присутствующие смущенно смотрели в пол и на потолок. В хоре пели, не глядя друг на друга. Красный как рак Тимо сжимал руку Сиркку, а та кусала губы, будто пыталась сдержать рыдания. Пия закрыла лицо носовым платком. И только Мирья была совершенно спокойна.

Присутствующие двинулись к выходу только после того, как родители Юкки вышли из церкви. Должно быть, на поминках будет много народу. Засыпанный цветами гроб остался стоять перед алтарем, наверное, кремация состоится позже.

Я попыталась незаметно выскользнуть из церкви, но Антти оказался проворнее. Он догнал меня и схватил за руку.

– Сделай же, черт побери, хоть что‑нибудь! – проговорил он, задыхаясь. – Майса просто на грани. Она сказала, что будет мстить, что убьет всех нас. Она так долго не выдержит.

– Ну так признайся скорее в убийстве! – злобно ответила я.

Антти выпустил мою руку и потрясенно уставился на меня.

– Послушай, ты это всерьез? Не удивлюсь, если у тебя ничего не получится, раз ты действительно считаешь, что это сделал я.

– Да и ты мог бы со своей стороны постараться нам помочь!

– Ах вот как, все, оказывается, зависит от меня?

Постепенно к нам подтянулся весь хор, и я оказалась в центре небольшой толпы. Невольно мне на ум пришла детская игра, когда одному завязывают глаза, ставят в центр круга и крутят вокруг своей оси, а он должен угадать, на кого указал его палец. Может, и мне таким образом удастся найти убийцу?

– Антти, послушай, надо бы провести небольшую репетицию перед поминками, – сказал Тойвонен.

Мне на лоб упало несколько холодных капель дождя. За время заупокойной службы тучи сгустились, на улице стало темно.

– Я вам много раз говорил, что не пойду туда. Здесь, в церкви, было мое последнее выступление в Хоре Восточной Финляндии. Кроме того, мне надо побеседовать с глазу на глаз с этой мисс Марпл.

– Антти, пойдем. Ты нам нужен, – произнесла Мирья приказным тоном.

– Пойдемте, оставьте его. – Тулия пошла вперед, увлекая за собой остальных. Через мгновение мы с Антти стояли перед церковью вдвоем. Все ушли, только Мирья, уходя, все время оглядывалась.

– Я не приглашаю тебя пить кофе или беседовать о детстве Юкки, – произнес Антти и быстро пошел вниз по улице. Мне осталось только идти следом. – Почему ты решила, что это я убил Юкку? – спросил он, когда я поравнялась с ним.

– Просто так спросила.

– А у других ты тоже пыталась просто так спрашивать? Ну и как результат?

– Никаких результатов. Поверь, я на самом деле очень хочу выяснить, кто его убил, делаю все возможное, чтобы выяснить это. Но, черт возьми, я же не волшебник, чтобы все раскрылось как по мановению волшебной палочки. Я еще не знаю, кто виноват, но у меня уже есть кое‑какие подозрения. Нужно время, чтобы все проверить. Если ты мне не веришь – это твое дело, но сама я должна верить в то, что делаю.

Антти пинком отбросил попавшуюся под ноги пустую банку из‑под пива и сказал виноватым голосом:

– Извини… Я просто очень расстроился на похоронах. Знаешь, я согласен с Майсой – кто‑то очень здорово притворяется. Если бы я только… Если бы я только знал, что действительно важно, а что нет.

– Может, просто стоит все рассказать мне, а я подумаю, что действительно имеет значение? Не надо играть в частного детектива. И не вздумай рассказывать тому типу, которого ты подозреваешь, что ты, и только ты, знаешь что‑то важное. Иначе быстро окажешься в обществе Юкки, уж где он там сейчас находится.

И я стала вдохновенно излагать Антти свое видение рая и мысли о том, что Юкка сейчас веселится где‑нибудь на небесах в окружении красивых, будто сошедших с центрального разворота «Плейбоя» девушек.

– Хорошо тебе, а я вот не верю в загробную жизнь на небесах. Нет там ничего. Для меня он просто перестал быть – и все. Ну наверное, еще не совсем. Знаешь, ведь несмотря ни на что, он был моим лучшим другом.

– Несмотря на что?

– Судя по всему, в последние годы у нас были разные жизненные ценности, разные принципы. Я не всегда хорошо понимал его поступки. Он каждый день жил так, как будто это его последний день на земле. – Антти улыбнулся своему выражению. – Наверное, предчувствовал, что проживет недолго. Он всегда утверждал, что умрет от СПИДа или рака печени. Но, как в песне поется, «из живых никто не знает», как мы отсюда уйдем.

Интересно, что сказал бы Антти, если бы знал, что я прочла его письмо. Я пыталась относиться к людям профессионально и беспристрастно, но в случае с Антти у меня ничего не получалось. Мы свернули в переулок, ведущий к моему дому, дождь усилился. Меня совсем не радовала перспектива промокнуть до нитки.

– Пойдем в «Элите», переждем дождь, – предложил Антти.

– Я живу здесь рядом. Вон в том зеленоватом доме. Если ты не торопишься, могу пригласить тебя на чашку кофе. Но булочек к кофе у меня нет.

– А я бы сейчас как раз с удовольствием съел булочку, – усмехнулся Антти. – А заодно попытался бы рассказать что‑нибудь про Юкку. Может, это окажется тебе интересно.

Мы поднялись на третий этаж. При входе я пробормотала обычные извинения, что у меня не убрано, хотя на этот раз в квартире было довольно чисто. И снова разозлилась, что выступаю перед Антти как женщина, а не как полицейский. Сварила кофе, даже нарезала хлеб. Вчера я успела забежать в магазин за продуктами. Пока я накрывала на стол, Антти изучал мои книжные полки, тронул струны стоявшей в углу бас‑гитары.

– Тогда, в воскресенье, ты сказал, что вы с Юккой знали друг друга всю жизнь.

– Да, со времен школы. И Тулию тоже. И она, и он с пеленок были сорвиголовами. А я всегда был тихим и осторожным, зато читал все приключенческие книжки и у меня появлялась масса идей, во что можно поиграть. Юкка по своей природе лидер и организатор. И к тому же прекрасный шоумен. Он всегда был жестким, умел использовать людей в своих целях и добиваться всего, чего хотел. Но мы с ним хорошо ладили, главное, не надо было под ним прогибаться.

Очевидно, Антти хотел вспомнить Юкку, выговориться. И я слушала его не перебивая, пытаясь составить в голове портрет Юкки: предприимчивый авантюрист, бесцеремонно пользующийся женщинами плейбой, веселый и щедрый парень – душа компании. Антти вспоминал школьные годы, морские прогулки на яхте в компании брата Юкки и Петера Валроза, забавные моменты студенч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: