ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ЛЕГОТЕХНОЛОГИЯ»
(работа с конструктором LEGO)
ГБОУ ЦО №1925 ВОУО ДО г. Москвы
Программу разработали:
А.В. Аношкина
Пояснительная записка
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями современной системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию развивающих предметом.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение курса «Лего-технология» позволяет реализовать многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддержать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Работа детей с конструктором LEGO позволяет им подробнее познакомиться со многими аспектами окружающего мира. Наборы LEGO универсальны. Их можно использовать и как наглядные пособия, которые помогают решать многие учебные и развивающие задачи.
Легоконструирование в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, память, начальные формы волевого управления поведением. Работа с LEGO способствует развитию речи, воображения, пространственной ориентации, формированию абстрактного и логического мышления, накоплению полезных знаний; дает возможность по максимуму реализовать творческие способности.
|
Обучение легоконструированию с самого раннего возраста открывает дорогу к творчеству, расширяет круг общения, даёт возможности полноценного самовыражения, самореализации. Легоконструирование даёт возможность учащимся проявить индивидуальность, фантазию, раскрыть талант и скрытые качества, данные природой, выразить своё видение мира.
Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.
На занятиях вводится игровая драматургия по изученной теме. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Выполненные работы учащиеся могут использовать на других уроках по заданной теме.
Lego позволяет учащимся:
· совместно обучаться в рамках одной бригады;
· распределять обязанности в своей бригаде;
· проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
· проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
· создавать модели реальных объектов и процессов;
· видеть реальный результат своей работы.
В программе широко используется проектная деятельность. Конструктор LEGO открывает перед учащимися широкое поле для творчества, является уникальной базой для осуществления межпредметных проектов. Тематика таких работ может быть разнообразна и многопланова. Конструктор LEGO и работа с ним позволяет решить учебную задачу предметно, комплексно, используя ранее приобретённые знания. Тематический подход к проекту позволяет объединить в одно целое знания из разных областей. Дети учатся самостоятельно принимать решения, объяснять, аргументировано отстаивать свои идеи. Совместная презентация проектов позволяет сплотиться коллективу, воспитывать чувство взаимопомощи, развивать любознательность и речь.
|
С помощью Леготехнологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Лего-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования Robolab, и её графического интерфейса. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
|
Цель данного курса: научить детей ставить задачи, выдвигать идеи, планировать ход решения, конструировать модели и механизмы, испытывать их в работе. Лучшим результатом можно считать такой, когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи, конструирует и защищает свой проект.
Ожидаемые результаты после 1-ого года обучения
К концу 1-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
- названия деталей конструктора;
- виды соединений и их характеристики;
- простые способы соединения деталей;
- виды лего-аппликаций (плоскостная и объёмная);
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали простыми способами («кирпичной кладкой»);
- характеризовать различные соединения;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать простейшие модели;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты после 2-ого года обучения
К концу 2-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
- ступенчатые способы соединения деталей и их виды;
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты после 3-ого года обучения
К концу 3-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
-сложные способы соединения деталей и их виды;
- названия новых видов деталей конструктора;
-правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты после 4-ого года обучения
К концу 4-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
- способы соединения подвижных деталей и их виды;
- виды аккумуляторов конструктораи способы их подсоединения;
- алгоритмы конструирования подвижных механизмов;
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения;
- объединять детали в различную композицию;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны машин, механизмов и конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
содержание
Первый год обучения
Программа предусматривает 68 часов (три занятия в неделю) или 34 часа (один раз в неделю).. В первом классе происходит знакомство с конструктором LEGO в игровой форме. Дети учатся классифицировать детали по признакам: цвет, форма, размер; учатся узнавать детали по описанию, на ощупь; строят логические цепочки и закономерности.
При работе над проектами дети подбирают детали по цвету и форме, изучают способы крепления деталей. Предварительно проводятся беседы и дискуссии, которые выявляют уровень подготовленности детей. Знания ребят закрепляются и расширяются.
Проект «Мир сказок» позволяет закрепить полученные знания работы с конструктором. Дети учатся составлять сюжетные композиции. У учащихся развивается пространственное воображение. Они учатся вначале пересказывать эпизод сказки, а потом и осуществлять защиту своего проекта.
Проекты «Город красок» и «Школьный дворик» помогают развитию фантазии у детей и умению воплощать её в жизнь. Они учатся составлять композиции по цвету и форме.
Примерная тематика курса
Проекты:
«Цифры и буквы»
«В мире аппликации»
«Город красок»
«Времена года»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
«Лес»
«Зоопарк»
«Мир сказок»
«Школьный дворик»
«Правила дорожного движения»