Учебная группа: 317МСХ
Дата: 26.03.2020
Номер урока в соответствии с рабочей программой: 33,34
Тема урока: «Ремонт генератора»
Цели урока:
1.Формирование у обучающихся новых знаний о технологии ремонта генератора.
2. Повторить устройство генератора
3. Изучить неисправности генератора
Инструкция.
Изучить прилагаемый теоретический материал.
2. Ответить на вопросы в конце теоретического материала и выполнить контрольные задания.
3. Ответы присылать в личные сообщения Вконтакте в виде текстового файла Word или в виде фотографий (если ответы написаны от руки в тетради) в комментарии под соответствующей темой.
Теоретическая часть
Назначение генератора.
Генератор вырабатывает электрический ток, необходимый для питания всех приборов электрооборудования автомобиля, а также для заряда аккумуляторной батареи. Генератор – это машина, превращающая часть механической энергии работающего двигателя в электрическую. На автомобилях применяются трехфазные генераторы переменного тока с вращающейся обмоткой возбуждения и встроенными выпрямителями. Часто в конструкцию генератора входит и регулятор напряжения.
Устройство генератора. Автомобильный генератор состоит из следующих основных деталей (рис. 1 и2):
· ротора, имеющего вал с шариковыми подшипниками, обмотку возбуждения и полюса;
· щеток и контактных колец, посредством которых постоянный ток подается к обмотке возбуждения;
· статора с трехфазной обмоткой, выполненной в виде отдельных катушек, насаженных на зубцы статора;
· передней и задней крышек генератора, которые имеют кронштейны для крепления генератора к двигателю;
· стяжных болтов, соединяющих в единый корпус статор и крышки;
|
· выпрямительного блока, установленного в задней крышке;
· вентилятора для охлаждения обмоток и шкива привода генератора, установленных на выступающем конце вала ротора.
На вал ротора напрессованы полюсы из электротехнической стали – вместе с валом они образуют своеобразный сердечник электромагнита. Между полюсами помещена обмотка возбуждения. Ее концы выведены через отверстия в полюсе и припаяны к контактным кольцам. Питание к кольцам подведено через угольные щетки. На валу ротора обязательно закреплена крыльчатка охлаждения генератора; в некоторых конструкциях она объединена со шкивом привода генератора.
Статор имеет следующую конструкцию. Основа корпуса – это набор из тонких пластин электротехнической стали, связанных сваркой. На внутренней стороне корпуса полузакрытые пазы, в которые уложена трехфазная обмотка, закрепленная чаще всего пластмассовыми трубками, иногда деревянными клинышками. Обмотка изолированная. В каждой фазной обмотке шесть катушек, которые соединены в «звезду».
На рис. 1 представлена схема конструкция автомобильного генератора.
На рис. 2 представлено устройство генератора.
Рис. 1. Схема устройства генератора: 1 – корпус генератора; 2 – обмотка статора; 3 – ротор; 4 – шкив привода генератора; 5 – ремень; 6 – кронштейн крепления; 7 – контактные кольца; 8 – щет-ки; 9 – регулятор напряжения; 10 – вывод «30» для подключения потребителей; 11 – вывод «61» для питания цепи амперметра и контрольных ламп на щитке приборов; 12 – выпрямитель
Рис. 2. Устройство генератора: 1 – кожух; 2 – вывод «В+» для подключения потребителей; 3 – конденсатор; 4– наконечник провода для подсоединения к выводу регулятора напряжения; 5 – вывод «W»; 6 – пластины выпрямительного блока; 7, 8 – диоды выпрямительного блока; 9 – регулятор напряжения; 10 – задняя крышка; 11 – стяжной винт; 12 – передняя крышка; 13 – обмотка статора; 14 – дистанционное кольцо; 15 – передний подшипник вала ротора; 16 – шкив; 17 – гайка; 18 – вал ротора; 19 – пружинная шайба; 20 – упорная втулка; 21 – клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 – сердечник статора; 23 – втулка; 24 – обмотка ротора; 25 – задний подшипник ротора; 26 – втулка подшипника; 27 – контактные кольца; 28 – щеткодержатель; 29 – выводы обмотки статора; 30 – дополнительный диод; 31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов)
|
Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала через ременную передачу. Генератор устанавливается на специальном кронштейне двигателя и приводится в действие от шкива коленчатого вала через ременную передачу
Рис.3 Привод генератора: 1 – ремень привода генератора; 2 – генератор; 3 – натяжная план-ка; 4 – гайка; 5 – шкив коленчатого вала; А – прогиб ремня
Неисправности генератора.
При работе генератора возможны такие неисправности: износ токосъемных щеток; повреждение регулятора напряжения; повреждение выпрямителя (диодного моста); износ коллектора (токосъемных колец); износ или разрушение подшипника; износ или повреждение шкива; замыкание витков статорной обмотки; повреждение проводов зарядной цепи.
Основные причины указанных неисправностей: нарушение правил эксплуатации (длительная работа под большой нагрузкой, нарушение полярности при подключении аккумулятора, слабое натяжение ремня генератора); низкое качество комплектующих; воздействие внешних факторов (влага, соль, высокая температура, грязь); предельный срок службы.
|
Таблица 1. Неисправности генератора.
Признак неисправности | Причины | Способ устранения |
Генератор не дает тока или дает малый зарядный ток | - Неисправность цепи «генератор – АКБ». - Слабое натяжение ремня привода генератора. - Обрыв или замыкание в катушках возбуждения. - Неисправность реле-регулятора | - Обнаружить и устранить нарушение контакта. - Отрегулировать натяжение ремня привода генератора. - Заменить генератор. - Заменить реле-регулятор |
Шум генератора | - Ослабло крепление шкива - Чрезмерное натяжение приводного ремня генератора -Изношены шариковые подшипники | - Затянуть гайку крепления шкива; - Отрегулировать натяжение ремня; - Заменить подшипники. |