Частные унитарные предприятия и незаконная предпринимательская деятельность




 

28 июня 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 302, которым утверждено Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности (далее по тексту, соответственно, «Указ № 302» и «Положение»).

Выход этого документа не стал неожиданностью для его целевой аудитории – индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности наемный труд посторонних лиц. О возможности (или даже необходимости) принятия подобного документа неоднократно говорилось. И более того – заинтересованные могли также разыскать различные варианты проектов этого нормативного правового акта.

Хотя справедливости ради надо сказать, что действие Указа № 302 затрагивает не только индивидуальных предпринимателей, отнесенных нами к целевой аудитории Указа. Затрагивает он куда более широкие круги, как субъектов хозяйствования, так и обычных физических лиц. Последних мы особо касаться не будем, поскольку их интерес, в первую очередь, обывательский. А вот что касается субъектов хозяйствования, то Указ № 302 напрямую затрагивает тех из них, кто имеет договорные отношения с индивидуальными предпринимателями и выступает в их отношении в роли кредиторов. Будет предприниматель переводить свой бизнес в форму юридического лица – кредитор должен будет выбирать: рисковать ли, давая согласие на перевод обязательств предпринимателя перед ним на вновь создаваемое предпринимателем юридическое лицо, либо требовать досрочного исполнения этих обязательств.

В соответствии с пунктом 13 Положения, обязательства индивидуального предпринимателя, в том числе кредитные (за исключением таможенных), не прекратившиеся на дату государственной регистрации унитарного предприятия, в течение тридцати календарных дней с даты его государственной регистрации должны быть переуступлены в соответствии с гражданским законодательством (перевод долга, уступка требования) унитарному предприятию, созданному этим индивидуальным предпринимателем.

И здесь кроется серьезное препятствие на пути перевода индивидуальным предпринимателем своего бизнеса на рельсы унитарного предприятия. Дело в том, что если для уступки права требования достаточно простого уведомления должника, то для перевода долга требуется наличие согласия кредитора (п. 1 ст. 362 Гражданского кодекса Республики Беларусь). С учетом того, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а уставный фонд вновь созданного этим же индивидуальным предпринимателем унитарного предприятия может быть даже еще и не сформирован, серьезный кредитор (а особенно, банк по кредитному обязательству) вряд ли даст соответствующее согласие на перевод долга. С учетом того, что договоры по общему правилу не могут быть прекращены досрочно по инициативе одной стороны, ситуация с переводом долга может стать серьезным препятствием к применению предусмотренной Положением упрощенной процедуры создания унитарного предприятия индивидуальным предпринимателем. В качестве альтернативы перевода долга здесь можно рассматривать досрочное прекращение обязательства перед кредитором, не давшим согласия на перевод долга, путем его исполнения. Однако здесь следует учитывать норму статьи 296 Гражданского кодекса Республики Беларусь, которая предусматривает, что должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное не предусмотрено законодательством или условиями обязательства либо не вытекает из его существа. Однако досрочное исполнение обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается только в случаях, когда возможность исполнить обязательство досрочно предусмотрена законодательством или условиями обязательства либо вытекает из существа обязательства [10, с. 90].

Кроме того, в каждом конкретном случае необходимо также просчитывать и экономические аспекты досрочного исполнения обязательства.

Обязательства индивидуального предпринимателя перед таможенными органами, возникшие в соответствии с таможенным законодательством и не прекратившиеся на дату государственной регистрации унитарного предприятия, в течение тридцати календарных дней с даты его государственной регистрации подлежат прекращению индивидуальным предпринимателем путем исполнения либо иными способами, предусмотренными в таможенном законодательстве (абзац 2 пункта 13 Положения).

Здесь следует отметить некоторую коллизию приведенной нормы абзаца 2 пункта 13 Положения с пунктом 7 Положения, который говорит о том, что наличие у индивидуального предпринимателя на момент государственной регистрации унитарного предприятия задолженности по обязательным платежам в бюджет (в т.ч. по таможенным платежам) является основанием для отказа регистрирующим органом в государственной регистрации унитарного предприятия.

Кроме того, не совсем понятно, почему в абзаце 2 пункта 13 Положения упомянуты только обязательства перед таможенными органами, но не упомянуты обязательства перед налоговыми органами, органами ФСЗН и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос о разрешении указанной коллизии между двумя пунктами Положения может дать только практика его применения.

Положение устанавливает, что индивидуальный предприниматель со дня государственной регистрации унитарного предприятия не вправе заключать договоры, направленные на осуществление им предпринимательской деятельности. Такая деятельность индивидуального предпринимателя является незаконной. Доходы, полученные от ее осуществления, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке (абзац 3 пункта 13 Положения).

Из приведенной нормы не совсем понятно, что же на самом деле является незаконным для целей рассматриваемого Положения: заключение договоров или осуществление предпринимательской деятельности.

Но как бы там ни было, включение в Положение такой нормы означает, что бизнес индивидуального предпринимателя будет приостановлен примерно на 2-4 недели. Такой вынужденный «отпуск» может стоить индивидуальным предпринимателям не только значительных реальных убытков (размер которых в разы может превышать экономию на льготах, установленных Положением), но и не полученной прибыли, а также потери как поставщиков, так и потенциальных покупателей или заказчиков [23,с. 80].

Так, решение исполкома о регистрации обычно принимается в течение двадцати дней с даты подачи документов. Именно с даты принятия решения юридическое лицо считается зарегистрированным, а следовательно ИП обязан прекратить деятельность.

И здесь кроется еще один подводный камень для предпринимателя. О том, что регистрирующий орган произвел государственную регистрацию унитарного предприятия, создаваемого индивидуальным предпринимателем, никто предпринимателя специально извещать не будет. Хорошо, если он сам или нанятый им юрист будут держать руку на пульсе и постоянно названивать в регистрирующий орган с тем, чтобы точно отследить дату государственной регистрации создаваемого унитарного предприятия. Но можно с большой долей вероятности предположить, что в большинстве своем предприниматели этого делать не будут. Ведь бизнес пока еще идет и требует постоянной вовлеченности в него предпринимателя. При таком раскладе предприниматель может узнать о том, что его унитарное предприятие уже зарегистрировано, спустя некоторое время после даты его государственной регистрации. Это время может быть день-два или неделя. В нашей практике был случай, когда учредители узнали о том, что создаваемое ими предприятие зарегистрировано, спустя 3 недели после его государственной регистрации. Важно здесь то, что предприниматель, сам того не зная и не желая, будет осуществлять незаконную деятельность в течение всего времени своего «незнания» о свершившемся факте государственной регистрации создаваемого им унитарного предприятия. И доходы от этой деятельности могут быть на вполне законном основании (норма Положения) взысканы в бюджет.

А после непосредственно государственной регистрации регистрирующий орган осуществляет процедуры по постановке предприятия на учет в качестве плательщика в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в качестве страхователя в организациях, осуществляющих обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (примерно 7-10 дней). Затем проходит еще некоторое время для получения необходимых документов из налоговой инспекции для открытия счета, заверение карточки (7-10 дней), открытие счета. Если унитарное предприятие является субъектом внешнеэкономической деятельности, необходима регистрация в соответствующей региональной таможне (5-7 дней).

Поэтому после подачи в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию унитарного предприятия индивидуальный предприниматель должен переходить в режим постоянной готовности в любой момент остановить свой бизнес. Исходя из приведенных нюансов, включение в Положение нормы о незаконности предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя после государственной регистрации созданного им унитарного предприятия вряд ли можно назвать обоснованным. Однако, учитывая наличие такой нормы, остается лишь надеяться на то, что государственные органы не станут злоупотреблять своим правом на взыскание дохода от деятельности индивидуального предпринимателя после государственной регистрации созданного им унитарного предприятия, а будут проводить разъяснительную и информационную работу среди индивидуальных предпринимателей в целях недопущения такого нарушение норм Положения.

Не позднее тридцати календарных дней с даты государственной регистрации унитарного предприятия индивидуальный предприниматель обязан сдать в регистрирующий орган свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, печати и штампы (либо представить заявление о неизготовлении печатей и штампов или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате), а также уведомить этот орган о прекращении всех обязательств или их переуступке (переводе долга, уступке требования) (п. 14 Положения). При невыполнении указанных требований, унитарное предприятие подлежит ликвидации регистрирующим органом в упрощенном порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день такой порядок пока находится в стадии разработки [17, с. 11].

Кстати Положение обходит вниманием вопрос о том, будет ли признаваться незаконной деятельность предпринимателя после государственной регистрации созданного им унитарного предприятия в том случае, если такое унитарное предприятие будет в последующем ликвидировано в упрощенном порядке. На наш взгляд, такая деятельность должна признаваться незаконной и доход за период с момента государственной регистрации созданного индивидуальным предпринимателем унитарного предприятия и до момента его ликвидации будет взыскиваться в местные бюджеты в судебном порядке на основании пункта 13 Положения. Учитывая возможные сроки ликвидации созданных предпринимателями унитарных предприятий в упрощенном порядке, можно предположить, что невыполнение индивидуальным предпринимателем норм пункта 14 Положения может в итоге стоить ему дохода за 1,5 – 2,5 месяца.

Такая потенциальная возможность также должна явиться причиной серьезной предварительной проработки решения индивидуального предпринимателя о переводе бизнеса в форму юридического лица по процедуре, предусмотренной в Положении.

В общем и целом следует отметить, что вопросов по Указу № 302 и утвержденному им Положению возникают и будет возникать достаточно много.

 


Заключение

 

Изменения, которые произошли за последние годы в Республике Беларусь касаются различных сфер жизни, в том числе и экономики. Современная преступность все больше вторгается в эту сферу. Движение нашей страны к рынку происходит не слишком гладко. Большое внимание необходимо уделить преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.

Анализируя вышеизложенный материал, можно сказать, что незаконным предпринимательством признается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования (ст. 233 УК РБ).

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство наступает не всегда, а только в том случае, если результатом такой деятельности стало извлечение лицом дохода в крупном или особо крупном размере либо если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Подводя итог, можно определить, что преступления, совершаемые в сфере бизнеса разнообразны: лжепредпринимательство, неуплата таможенных платежей, мошенничество, обман потребителей, незаконная предпринимательская деятельность, неуплата налогов и др.

Согласно ст. 234 УК РБ лжепредпринимательство выражается в создании законной, по форме, но фиктивной по содержанию деятельности коммерческой организации. Такой хозяйствующий субъект; как правило, практически не осуществляет предпринимательской или банковской деятельности.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является одним из новых для современного уголовного закона составов преступлений. В статье 232 УК Республики Беларусь законодателем данный состав определен как неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи им специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности, либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшие причинение ущерба в крупном размере.

Кроме того, важно отметить то, что одной из задач нового законодательства является помощь в развитии и укреплении рыночных отношений в Республике Беларусь с соблюдением прав граждан, юридических лици интересов государства. Однако несовершенство законодательства вызывает трудности в применении статей, касающихся расследованию преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому данные вопросы должны быть урегулированы на законодательном уровне, т.к. положение личности не может быть ухудшено из-за пробелов в юридическом материале.

Много вопросов по поводу незаконной предпринимательской деятельности возникает в связи с переходом (перерегистрацией) индивидуальных предпринимателей в унитарные частные предприятия. Указ № 302 и утвержденное им Положение являются новыми, поэтому на практике выявляется достаточно много пробелов.

Таким образом, можно сказать преступления, совершаемые в экономике, носят замаскированный, скрытый характер, что крайне затрудняет их раскрытие. Поэтому правильная и полная конструкция их криминалистической характеристики имеет определенное практическое значение, служит следователю ориентиром или своеобразной моделью, которая сопоставляется с имеющимися в его распоряжении исходными данными, что само по себе немаловажно для определения правильной методики расследования.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: