Глава II. Исследование духовности в современной отечественной психологи




Как уже было сказано выше, духовность с трудом поддается однозначному определению, а ее смысл толкуется и понимается весьма многообразно. По словам Е.П. Варламовой, она чаще всего соотносится с глубинной структурой человеческой субъективности и отношения человека к миру и самому себе. Ее так же рассматривают как одну из важнейших черт мировоззренческих установок субъекта. Безусловным же является то, что духовность относится к высшим проявлениям человеческого духа, высшим уровням психики человека и специфически человеческим в человеке [8].

В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии – Л.С. Выгодского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. В современной психологии она является предметом рассмотрения в исследованиях К.А. Абульханова-Славской, А.В. Брушлинского, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюка, М.И. Воловиковой, В.В. Знакова, В.П. Зинченко, В.Д. Шадрикова, П.Е. Симонова, Ю.П. Ершова, Е.П. Варламовой, Л.И. Анциферовой, Н.В. Марьясовой, В.А. Петровского, В.Н. Панферова, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, С.К. Бондыревой, С.Д. Колесова, И.М. Ильичевой, В.Н. Колесникова и мн. др.

За последнее десятилетие предпринимаются различные попытки заложить основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.

Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б.С. Братусь. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение, Бог есть дух. А жизнь духовная – это жизнь с Богом и в Боге [11.113].

В своих работах Б.С. Братусь представляет ценностно-смысловую концепцию личности, согласно которой сущность человека определяется через его отношение к другому человеку как к самоценности, к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Согласно ему, духовность, относится к родовым определениям человеческого способа жизни и выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия и особого рода реальностью. Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив.

Определяя роль духовности в развитии личности, Б.С. Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека. В ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить. Духовность субъекта или «индивидуальный дух» представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека, как своих собственных [6].

Исследуя духовность личности, Н.В. Марьясова опирается на идеи С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, у них смысл жизни рассматривается как базовая мотивационная тенденция, направленная на осознание сущности собственной личности и её места в жизни, её жизненного предназначения. Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами. Динамические смысловые системы испытуемых отражают устойчивую иерархию отношений человека с миром и проецируются в сознание в форме образа Я, в форме структур мировоззрения, что и позволяет выявить структуру мировоззрения духовной личности, представленную специфической системой смыслов.

На основе этого ею была сформулирована гипотеза, согласно которой психологическое исследование духовности возможно через анализ системы отношений человека к миру, с миром и к себе в мире (мироотношение, мировоззрение). По мнению Н.В. Марьясовой феномен духовной личности может быть исследован, как способность субъекта создавать осмысленный текст своего бытия (Образ Мира). Для духовной личности характерна ориентация на высшие ценности, которые складываются в устойчивую систему и определяют особый тип мироотношения человека [18].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем в виду, прежде всего, нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [25.334-335].

Анализируя работы А.А. Ухтомского, В.П. Зинченко пишет, что духовность есть устремление, неутоленность, беспокойство, напряженность и энергия, направленная на поиск истины, духовность – это практическая деятельность, направленная, прежде всего, на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма. Понять суть духовности означает ответить на вопрос, что определяет поведение людей. Истинная духовность – это понимание собственной ответственности за поступок. Самым сложным для человека является необходимость свободы выбора между разными ценностями, жизненными концепциями. Поиск истинного пути – это внутренний труд, направленный на познание истины, в конечном итоге, на познание и принятие целостности мироустройства (Бог, сущее, мировой разум…). Духовность – это всегда выбор в пользу свободы выбора на основе высших духовных ценностей в пользу значимости человеческой жизни над «любыми государственными идеалами». Ложная духовность всегда предполагает подчинение, давление внешней силы (человека, идеи) и подавление свободной воли самого человека [9.82].

Согласно В.Н. Колесникову духовность - это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции - к совершенству. Пробуждение ее объединяет индивидуальность не по крови, а по духовному родству со всем живым окружением. Пробуждение духовности выражается в усилении чувства наполненности душевного мира, а подавление - в опустошении душевного мира («экзистенциальный вакуум»). При опустошении душевного мира возникает стремление «наполнить» его чем-то «объективным», что порождает нарушение приоритета «субъективного» над «объективным» и, как следствие, нарушение трех основных законов душевного мира со всеми вытекающими отсюда неврозами. Духовность - это стержень всех сил индивидуальности, обеспечивающий ее целостность. В случае подавления духовности возникает ноогенный невроз или, другими словами, невроз потери смысла жизни. Психология духовности в соответствии с тремя принципами причинности должна рассматривать в качестве главной силы «бессознательного» именно духовность. Поэтому психоанализ проективного материала должен быть, прежде всего, ориентирован на раскрытие смысла духовной символики, в которой скрыты глубина, будущее и возвышенность душевного мира. Отсюда психологическое резюме: постижение приоритета «субъективного» над «объективным» позволяет взглянуть на Вселенную из центра, лежащего внутри нас [15.149].

А.А. Андрушкевич, исследуя первопричины духовно-нравственного здоровья, пишет: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом» [1.172]. Она выступает как компонент мировоззрения человека, фрагмент его знания. Под духовностью человека понимается его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни. Выбор же истинных ценностей и способы включения их в процессы регуляции поведения и деятельности человека приводятся в действие человеческой волей. Отсюда делается вывод, что каждому человеку на его пути обретения духовности необходим собственный опыт испытания не только позитивных, но и ложных ценностей, чтобы затем на основе их сравнения опознавать и выбирать только истинные нравственные ценности и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности. Духовно-нравственная сущность человека проявляет себя в «чувственно-информационно-волевой» сфере личности. Как отмечает А.А. Андрушкевич, духовность – источник активности человека, условие роста и усложнения его психического мира, внутренняя детерминанта действий и поступков человека, способа его жизни, в целом. Она определяет направленность личности, способствует ее спасению от безнравственного, гибельного пути, сохранению физического и психического здоровья, выживанию человека в социальной среде, а в макро-масштабе - поступательному развитию общества и всего человечества [1.176].

Л.И. Ларионова выделяет в структуре духовности две составляющих: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя связана с категорией «Я» (Я-концепцией, направленностью личности, ее личностными ориентациями и личностными смыслами). Внешняя связана с категорией «другой» и проявляется во взаимоотношениях со значимыми другими. Выделение составляющих духовности условно, так как они взаимосвязаны и проявляются как во внешнем, так и во внутреннем плане личности. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс [16.27-30].

Духовность связывают еще и с информативностью. С.К. Бондырева и Д.В. Колесов, подчеркивают, что духовность — это мера владения индивида информационными ресурсами своего внутреннего мира, а также и содержательность (богатство и разнообразие элементов этого мира). Духовность - это содержательность, это не пустота (бессодержательность). И неслучайно, индивид тем более духовен, чем содержательнее он «как личность». В трудах С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова проводится, четкая грань между понятиями «духовность», «одухотворенность», «душевность». В определенной степени – это продолжение христианской традиции, когда довольно часто духовность противополагается душевности. Считалось, что в отличие от душевного, духовное очищено от замаскированных импульсов своеволия, себялюбия, чувственности и агрессивности. У С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова «одухотворенность» - это живой дух и объект, а «духовность» - это след посещения духом данного объекта и временного, а не постоянного, пребывания и нем. Духовность и душевность это понятия, объединяющие две разные совокупности психических черт индивида в пределах его единой психики: две стороны, два начала, две тенденции, две составляющие психической жизни. Позитивная душевность воплощена в доброте, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, эмпатии, а духовность связана с широким кругозором, целостной картиной мира и развитым мировоззрением, творческой инновативностью, доминированием «высших» потребностей с подавлением или без подавления «низших» [4.33].

Согласно А.Я. Канапацкомудуховность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности». Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, автор характеризует ее как сложно организационную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу и сфере трансцендентального. Духовность – это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения. Теоретическая модель онтологической системно-структурной организации духовности человека представляется А.Я. Канапацким в виде сопряжения субстанции духовности с ее проявлениями, где дух как субстанция, являющаяся основанием, ядром духовности и ее внутренней энергией, экзистенцирует на метафизической вертикали, имплицируя иерархические уровни духовного развития его носителя – человека [14.27].

По словам В.В. Знакова нередко духовность связывается с изучением ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. Духовное состояние — это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т. е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Условно говоря, духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов. В такие моменты в его личностном знании, индивидуальном опыте саморазвития появляется нечто большее, чем «приземленный» образ, модель внешних событий: возникает их внутренний смысл — психологическая основа формирования духовной сущности того, что стало предметом интеллектуальной и нравственной рефлексии субъекта [10.111].

В.А. Пономаренко считает, что возникновению духовных состояний способствуют особые условия профессиональной деятельности, связанные с угрозой для жизни. Вот, например, как летчик-испытатель В.Е. Овчаров отвечает на вопрос о том, верит ли он в то, что Дух поддерживал крылья его самолета: «Думаю, что да. Но не некий абстрактный «Дух святой», а духовность в смысле высокой ответственности перед людьми и обществом, приподнятость духа выше нормативного в обществе благородства». Из самонаблюдений летчиков следует, что, несмотря на широкий спектр интерпретаций понятия духа, они связывали его с психологической защитой от состояния ожидания гибели, подспудного страха, угрозы психического истощения. Духовный слой рефлексивного сознания «в виде радости преодоления возвышенных чувств от удачно выполненного полета, приобщения к Пространству как фактору преддверия Духа, видимо, и создает ту духовную доминанту, которая удерживает «в подвалах» подсознания видовые защитные реакции и инстинкты самосохранения, предчувствий, навязчивых состояний, суеверий, фиксированных фобий и пр. Поэтому, если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасной профессии».

Согласно В.А. Пономаренко духовность субъекта — результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, а дух — прежде всего категория культурологическая, мировоззренческая. С этой позиции дух представляет собой объективное явление, обязательно предполагающее, потенциально содержащее в себе активность субъекта. Активность направлена на опредмечивание идей, формирование значений. В социологии весомый вклад в подобное понимание духа внес М. Вебер. Он применял понятие «дух капитализма» для определения такого строя мышления людей, для которого характерно систематическое рациональное стремление к получению законной и этически безупречной прибыли в рамках своей профессии [22. 162,270,272].

Духовность, на взгляд Л.Н. Собчик, это - высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. Духовность - традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях [26].

Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних - это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других - это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души.

Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это - пристрастность с положительным знаком. Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации прагматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности. Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Однако при прочих равных условиях более благодатной почвой для спонтанно проявляющейся тяги к духовному развитию являются интровертный, тревожный и сензитивный типы личности, то есть гипотимные личности. У них из всего спектра потребностей аффилиативная потребность является ведущей, что проявляется способностью к сопереживанию, склонностью к самоанализу, тенденцией к оттормаживанию эгоистических желаний и стремлением сблизить реальный образ «Я» с идеальным. При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью и известной возвышенностью интересов над обыденными проблемами повседневной жизни. Этот тип личности изначально обладает теми базовыми свойствами, которые усиливают вероятность императивной тяги к духовно насыщенному стилю жизни. Такой вариант развития личности, по мнению Л. Н. Собчик, следовало бы назвать «первичной духовностью» [26].

Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная, может возникнуть как явление вторичное («вторичная духовность») у людей, много страдавших, разочаровавшихся, «ушедших в себя» в силу вступившего в действие защитного механизма «бегства от проблем». У многих эта «дорога к храму» в буквальном смысле приводит к Богу или к религии (что не одно и то же). При всех вариантах такой душевной трансформации наблюдается усиление контроля над эгоистическими устремлениями и более выраженная обращенность к своему внутреннему «Я». При этом динамическое исследование (в рамках диапазона колебания индивидуально-личностных свойств) обнаруживает повышение тревожности, пессимистичности и интровертированности по данным психодиагностических тестов. Эти данные отражают возрастание тенденции к подавлению эгоистических амбиций, склонность к ограничению круга общения, гуманистическую направленность интересов, умение сопереживать и сочувствовать, повышенную восприимчивость к эстетике и все прочее, что говорит об усилении гипотимных (в том числе альтруистических) тенденций и сглаживании гипертимных (в том числе эгоистических) черт [26].

Таким образом, анализ феномена духовности в отечественной психологии показал, что существует множество отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью, но они не объединены в рамках единой теории. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить нечто общее, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена.

1) Духовность - высшая подструктура человека.

2) Подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности.

3) Обосновывается основополагающая роль духовности, как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми.

4) При анализе духовности акцентируется внимание на ценностном, нравственном аспекте самоактуализирующейся личности.

 

 

...





Читайте также:
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.