Глава 1. Сущность эмоций и их значение




Введение

В настоящее время все более увеличивается значение развития и воспитания детей, как важнейшего условия успешности их жизнедеятельности. Конечным результатом развития и воспитания детей должен стать полноценный член общества.

Важнейшую роль для рационализации воспитания дошкольников играют психологические знания, включающие сведения о психологических процессах и состояниях.

В свете сказанного, цель настоящей работы: исследование литературы, как средства ознакомления с эмоциями детей 5-6 лет, является актуальной.

Объектом исследования являлись дети 5-6 лет.

Указанная цель решалась при помощи достижения следующих задач:

1. Определить значение эмоций детей 5-6 лет.

2. Выявить особенности эмоциональной сферы детей 5-6 лет.

Основными методами исследования являлись метод анализа и обобщения литературных источников, метод диагностики эмоциональной сферы детей и метод формальной логики.


Глава 1. Сущность эмоций и их значение

 

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Однако, как отмечает П.В. Симонов (1987), несмотря на успехи, достигнутые в изучении мозговых механизмов психических процессов, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций. Нет также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат (Данилова Н.Н., 2000).

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева (1971) выделяется три вида эмоциональных процессов:

· аффекты,

· собственно эмоции и

· чувства.

Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Собственно эмоции в отличии от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся и возможной ситуации, поэтому способны в отличие от аффектов предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.

Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном. Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения (Данилова Н.Н., 2000).

В настоящее время исследователи говорят об еще одной категории эмоциональных явлений - настроениях. У настроения нет специфического целевого объекта, как у эмоций, так же как и каких-либо специфических реакции. Следовательно, оно менее специфично, чем эмоция. К тому же субъективные переживания, связанные с настроением, по сравнению с эмоциями менее интенсивны.

Анализ различных психических процессов позволяет утверждать, что благодаря эмоциям осуществляется оценочное отражение действительности (Шингаров Г. X.,1971). Сознание человека отражает объективные свойства предметов и явлений окружающей жизни и общества в их отношении к потребности самого человека, как социального существа. Оценочная деятельность психики проявляется в эмоциональных процессах, как одна из существенных сторон единого процесса отражения.

В психологической литературе утвердилось представление в двух способах оценки действительности, неразрывно связанных друг с другом: оценке по «значениям», осуществляемой в процессе понятийного мышления, и оценке по «личностным смыслам» (Леонтьев А. Н.,1971), возникающей в связи с социальными эмоциями.

К. К. Платонов (1972) в структуре сознания выделяет две специфические формы отражения действительности, включающие в себя эмоциональный компонент: 1) простейшее эмоциональное отражение объективных отношений предметов и явлений внешнего мира к биологическим потребностям человека и 2) отражение реального мира человеком как личностью, осуществляемое посредством чувств.

Эмоции человека несут как биологическое, так и социальное содержание. Согласно биологической теории, предложенной П. К. Анохиным (1979), эмоции рассматриваются как средство саморегуляции организма, поддержания его жизненно-важных функций на оптимальном уровне. Эмоции тесно связаны с потребностями человека и деятельностью по их удовлетворению. При успешной деятельности возникает положительная эмоция, вызывающая упрочение нервных связей, обеспечивающих данный поведенческий акт. При неуспехе формируется отрицательная эмоция неудовлетворения, которая санкционирует отказ от примененного способа действий и организует поиск (новую комбинацию возбуждений и связанных с ними действий), нацеленных на потребный результат.

При исследовании эмоций человека знание лишь их биологической сущности недостаточно. Человек с первых мгновений своего появления на свет существует и развивается в условиях человеческого общества. Подавляющая часть специфически - человеческого видового опыта «присваивается» им прижизненно (Леонтьев А. Н., 1971), почему биологические потребности превращаются в социальные, а эмоции приобретают социально-биологическую природу, причем биологическое а эмоциях, многократно опосредуясь опытом личности, часто отступает на задний план.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: