Итальянская опера после Скарлатти




Знакомство с предметом. Европейская музыка 17 в. Опера 17 вв. (Италия, Франция, Германия и Англия).

В данном курсе будет рассмотрена музыкальная литература не с начала времен, а лишь с 17 в. В основном – в привязке к крупнейшим композиторам: будут рассмотрены их биографии, творческий путь в определенных исторических условиях, общая характеристика творчества, а также разбор отдельных примечательных музыкальных произведений. (В этом – отличие от курса истории стилей).

Однако первая, вводная лекция будет посвящена краткой истории зарождения и становления прежде всего оперы (именно опера оказала решающее влияние на развитие в 18-19-го в. симфонизма и симфонической музыки), а также основных жанров инструментальной музыки 17 в.

ОПЕРА 17 в.

17 в. в истории музыкальной культуры представляется неким рубежом. С одной стороны, к нему стягивается все, что было накоплено до того европейской культурой в течение многих столетий. С другой стороны, именно в 17 в. зарождается множество новых видов и жанров музыкального искусства, плодотворно развивавшихся в течение как минимум двух последующих славных столетий.

Главное событие музыкальной истории века – завершения процесса размежевания светской и церковной профессиональной музыки. Это дало возможность создать жанр оперы – синтетического искусства, объединяющего театр, поэзию, танец и музыку.

Влияние оперы распространилось на все области музыкального творчества как в 17, так и в 18 в.:

  • новые жанры инструментальной музыки: увертюра, оркестровая и балетная сюита;
  • драматургию оперы, характер образов, интонационный фонд (см. книгу Конен) позаимствовала симфония (уже в 18 в.);
  • в духовные жанры (оратория, кантата) проникает оперный драматизм, а вместе с ним – оперные формы, концертность вокального стиля, принципы композиции.

Синтетическая природа жанра облегчала взаимодействие оперы с большой аудиторией (сродно театру!)

Оперная сцена как общественная трибуна.

Итальянская опера

Италия – родина оперы.

На момент появления оперы – интенсивная музыкальная жизнь, светское музицирование, пастораль, интерес к песне.

Флорентийская школа. Создатели оперы – члены кружка (camerata) поэтов, музыкантов, ученых и любителей искусств под руководством флорентийского мецената Джованни Барди и его друга Якопо Корси.

Первоначальная цель: идеи Ренессанса, возрождение античной музыки.

Принципиальные трудности: в отличие от литературы, пластических искусств и архитектуры, музыкальных памятников не сохранилось либо они не были расшифрованы.

Винченцо Галилеи (ок.1520-1591), отец Галилео Галилеи, виртуоз-лютнист – автор трактата «Диалог об античной и современной музыке » (1581). Основная идея – критика засилья полифонии в современной музыке (с обвинениями в адрес «варваров», т. е. представителей северных народов – германцев и нидерландцев)

Конкретные создатели флорентийской оперы: -поэт Оттавио Ринуччини (1562-1621), музыканты Якопо Пери (1561-1633) и Джулио Каччини (ок. 1548-1618)

«Дафна» (1594) – партитура не сохранилась

  • «Эвридика» (Ринуччини, Пери) на сюжет мифа об Орфее (постановка в 1600 г., приуроченная к бракосочетанию Генриха IV с Марией Медичи.)
  • «Эвридика» (Каччини), создана в 1600 г. Тот же сюжет. Вокальный стиль более разнообразен и виртуозен.

==== YOUTUBE: Jacopo Peri (1561-1633) - Euridice ====

==== YOUTUBE: Giulio Caccini (1551-1618) - L'Euridice ====

- итог деятельности школы: образование в конечном счете нового монодического, одноголосного вокального стиля. Поэт более важен, нежели композитор.

Римская школа.

Инициатива – аристократическое семейство Барберини, родственники тогдашнего папы римского, кардиналы.

Специфика: ярко выраженный клерикальный характер римской оперы. Пропаганда христианских идей с четко сформулированными назидательными выводами. Прославление деятелей католической церкви (напр., Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов).

Противоречия: несмотря на прямолинейность сюжетов, более ценный с музыкальной точки зрения этап развития итальянской оперы. Сочетание ариозо и арий с хорами и ансамблями (традиции!), разнообразие и гибкость речитативов. Широкое использование кастратов (женщинам в Риме и подвластных ему землях долгое время вовсе запрещалось петь в опере!)

Выход оперы на уличные подмостки с целью воспитания горожан. Внедрение комических сцен в оперы: с одной стороны, это скрашивало нравоучения и привлекало простолюдинов, с другой – в оперу тем самым попадали народные мелодии.

  • «Св. Алексей» (Стефано Ланди, 1632).
  • «Галатея» (Лоретто Виттори)

==== YOUTUBE: Stefano Landi (1587-1639) - Il Sant'Alessio – COMPLETE =====

Важно! – развитие оркестровых антрактов между действиями. Данные антракты стали прообразом итальянской увертюры с сочетанием контрастных частей.

Клаудио МОНТЕВЕРДИ (1567-1643) – первый в истории оперный композитор гениального дарования.

Родился в Кремоне в семье врача. Окончил Кремонский университет. Занимался с капельмейстером при Пьемонтском соборе. Служил у герцога Мантуанского в качестве директора придворной капеллы. Сопровождал герцога во время путешествий и военных походов.

После 25 лет службы в Мантуе оставил службу и переехал в Венецию, которую не покидал до конца жизни. В Венеции Монтеверди становится капельмейстером собора св. Марка, руководя капеллой и сочиняя духовную музыку. В 1630 г. принимает духовный сан, но и в этой роли культивирует светскую музыку. При жизни Монтеверди в Венеции открывается первый публичный оперный театр, в котором ставятся оперы уже семидесятилетнего композитора. Скончался в Венеции в 1643 г., окруженный почитанием.

В отличие от флорентийцев, Монтеверди никогда не отрицал живых эмоциональных качеств полифонической музыки (до написания первой оперы он был автором множества мадригалов – данный жанр был излюбленным в 16 – нач. 17 в. жанром светской полифонии). Монтеверди явился первым подлинным создателем музыкальной драмы.

Наиболее значительные оперы (по крайней мере, из сохранившихся): «Орфей» (1607, Мантуя) и «Коронация Поппеи» (1642)

Принципы оперной драматургии. По мнению Монтеверди, поэтическая речь должна задавать характер мелодии, движение мелодической линии. Причем, если у флорентийцев последовательное применение этого принципа привело к монотонным речитативам, то Монтеверди сумел достичь на сходной, казалось бы, основе мелодического разнообразия – поскольку он не следовал слепо за каждым словом.

Задача композитора – средствами музыки показать разнообразные характеры, действующие в сложных драматических ситуациях.

Монтеверди в течение жизни двигался от оперы флорентийского образца, от отвлеченных аллегорий и мифологических сюжетов к исторической драме, хоть и наряженной в античные «одежды».

Основа драматургии «Коронации Поппеи» - сильные контрасты. Например, представляется сцена прощания Сенеки с учениками и домочадцами, а вслед за ней – лирико-комедийный фривольный дуэт слуг. Императрица Октавия произносит скорбный монолог, вслед за этим – пышная сцена коронации Поппеи, которая завершается любовным дуэтом (злые силы в опере побеждают!)

(Отрывки из «Коронации Поппеи»)

  • Сопоставление с Шекспиром (контрастность драматургии!)
  • В целях повышения выразительности – новые оркестровые приемы, в т. ч. tremolo и pizzicato (см. «Поединок Танкреда и Клоринды»).
  • Создание различных форм оперного сольного пения, применявшихся в 17 и последующих столетиях. («Плач Ариадны» из оперы «Ариадна»)
  • Создание основных принципов оперной драматургии, которым так или иначе следовало большинство итальянских композиторов след. поколения.

====== YOUTUBE: Claudio Monteverdi - L'Orfeo ===========

====== YOUTUBE: Claudio Monteverdi. L'incoronazione di Poppea =====

====== YOUTUBE: Veronique Gens is amazing! Lamento Di Arianna by Monteverdi

====== YOUTUBE: C. Monteverdi: Il Combattimento di Tancredi e Clorinda (Libro VIII)

Венецианская школа.

К середине 17 в. Венеция в качестве лидера оперного искусства сменила Флоренцию и Рим.

Подъем венецианской оперной школы проходил на фоне заката Венецианской республики, которая не выдерживала конкуренции со стороны Голландии и Англии, нашедших самостоятельные торговые пути в неевропейские земли - в Новый Свет и на Восток. Тем не менее, накопленное Венецией материальное и культурное наследие позволяло существовать напряженной умственной жизни.

В Венеции опера становится действительно общедоступной, в отличие от флорентийской или римской (коммерческая основа!)

1637 – открытие первого публичного оперного театра Сан-Касьяно. Были периоды, когда в городе одновременно действовало до 8 театров, и успевали ставить по нескольку произведений в год. Театры были оборудованы по последнему слову тогдашней техники (машинерия).

С целью повышения мобильности опера в Венеции делает ставку на сольное пение. Композиторы сосредотачиваются на ариях с доходчивой мелодикой. Отсюда возникает тенденция превращения оперы из музыкальной драмы в концерт в костюмах. Препарирование сюжетов античных мифов, доходившее до абсурда. Вставки комических эпизодов, нередко не имеющих отношения к действию (корни оперы-буффа).

- Франческо Кавалли (1602-1676)

- Марко Антонио Чести (1623-1669) – опера «Золотое яблоко»

==== YOUTUBE: Cesti - Il Pomo d'oro (Live Record) ====

Неаполитанская школа

Со второй половины 17-го века ведущая роль в истории итальянского оперного театра переходит к Неаполю. Принципы, которые разработали мастера этой школы, сделались по сути дела общенациональными.

Консерватории – вначале приюты для детей бедняков и детей-сирот, позднее – специальные музыкально-учебные заведения (поскольку музыка занимала в обучении воспитанников ведущее место).

АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ (1660-1725) – самый значительный из наследников Монтеверди. Органист, педагог, капельмейстер, обладавший легендарной творческой плодовитостью (свыше 100 опер, несколько сот кантат и множество других произведений).

В оперном творчестве Скарлатти происходит кристаллизация музыкальных тенденций, идущих от венецианской школы:

  • Музыка начинает преобладать над драмой, а в музыке – замкнутые формы сольного пения перед действием.
  • Размежевание арий и речитативов: речитативы ведут действие, арии передают душевные переживания персонажей.
  • Узаконение тип арий da capo – репризной трехчастной формы. После второго эпизода (середины) идет третья часть, повторяющая первую. Композитор не выписывает репризу, а исполнитель получает возможность варьировать ее по собственному вкусу, обычно в целях демонстрации своего мастерства.
  • Введение в опер бытовых жанров, в частности, сицилианы.
  • Разделение речитативов на secco (свободный говорок, в сопровождении клавира) и accompagnato (более богатая мелодическая линия, в сопровождении оркестра).

- Окончательное формирование вступительной итальянской увертюры – ранней предшественницы классической симфонии.

==== YOUTUBE: Alessandro SCARLATTI (1660 - 1725): Telemaco, opera in 3 acts

==== YOUTUBE: ALESSANDRO SCARLATTI GRISELDA "Colomba innamorata"

Итальянская опера после Скарлатти

  • Победное шествие итальянской оперы seria по всем странам Европы (включая – позднее – Россию);
  • Превращение выразительных приемов, разработанных большими художниками, в штампы у их эпигонов. Канонизация форм, драматургии, концепции.
  • Драма, действие, перенесенные в речитатив, не оказывали более влияния на характер музыки в ариях. Теперь в ариях, независимо от личности персонажа, передавались отвлеченные чувства, выраженные в стандартизованных формах (скорбь, гнев, месть, ревность, радости, торжества). Соответственно, в оперную сферу хлынуло множество людей вполне посредственного таланта («халтурщиков», говоря сегодняшним языком).
  • Развитие и популярность опер пастиччо – соединение сцен из разных опер разных авторов. Превращение оперы-сериа в чисто развлекательное зрелище.
  • Деятельность знаменитых либреттистов, в частности, Пьетро Метастазио (1698-1782), на некоторые из либретто которого сочинялось до сотни опер композиторами вплоть до Моцарта. Унификация языка опер – до 200-300 стандартных слов и выражений, плюс экзотические имена персонажей и мест действия.
  • Развитие в противовес опере-сериа демократического жанра оперы-буффа (истоки – интермедии к операм-сериа).

Французская опера

Вторая половина 17 в. – кульминационная точка французского абсолютизма. Правление Анны Австрийской при малолетнем сыне, затем весьма долгое, зашедшее в 18 в., правление «короля-солнце» – Людовика XIV. Государственная поддержка искусств (с опекой над ними), неслыханная роскошь празднеств в королевских резиденциях и резиденциях высокопоставленных придворный. Господство этикетных норм.

17 в. – расцвет классицизма во французской литературе: Корнель, Расин, Мольер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: