Начальный период развития французской оперы.




В 17 в. Франция оказалась единственной в Европе страной, которая смогла противостоять натиску итальянской музыки и противопоставить ей собственный стиль (с опорой на достижения итальянских же мастеров).

После знакомства (в 1647 г.) французов с итальянской музыкой (по инициативе представительниц семейства Медичи и кардинала Мазарини) стараниями духовенства и противников Мазарини увлечение итальянской оперой сошло на нет - до постановки в Париже опер Кавалли в 1660-х гг.

Авторы первых французских опер (поэт Перрен и музыкант Камбер) – «Неблагодарная немая» и «Пастораль», успешно представленных в конце 1650-х гг., обратились к Людовику XIV с просьбой об организации публичного оперного театра в Париже. В 1669 г. они получили патент на открытие «Королевской академии музыки» - так возник театр, известный под названием Grand opéra. Позднее первоначальные держатели патента показали свою несостоятельность. Поэтому патент и все привилегии, утверждавшие музыкальную монополию оперного театра, были переданы Люлли. Его и считают истинным создателем национальной французской оперы с национальными средствами выражения (а не итальянской оперы на французском языке, как у Перрена и Камбера).

ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ (Джованни Баттиста Луллий) (1632-1687) – сын флорентийского мельника, мальчиком 12-13 лет вывезенный герцогом де Гизом в качестве поваренка для сестры короля, принцессы де Монпансье. Выучившись (частично уже в Италии) виртуозно играть на скрипке, Люлли был принят в «Большой королевский оркестр», а позднее сам сформировал «Малый оркестр короля» («Les Petits Violons»).

Когда к Люлли перешло руководство всей королевской музыкой (честолюбия, упорства и житейской ловкости у Люлли было как минимум не меньше, чем музыкального таланта), он дисциплиной и настойчивым трудом – лично проводя все репетиции - довел оркестровое исполнение до совершенства, какого до этого не знал ни один оркестр Европы.

Он писал инструментальные пьесы, и множество. Однако его деятельность как оперного, театрального композитора затмила все остальное. С 1672 г. («Празднества Амура и Бахуса) до 1687 г. («Ацис и Галатея») им было написано 19 опер. При этом он опирался на национальные традиции, сложившиеся в разных сферах.

Особенности драматургии французской оперы.

Истоки - французский театр, классическая трагедия.

  • общая схема – 5 актов с прологом, нарядность, условное сценическое поведение.
  • тематика: столкновение героического и лирического, борьба страсти и долга (Корнель, Расин). Отсюда – героическая патетика, приподнятость, выпуклость образом.
  • декламация: Люлли специально изучал особенности французской речи и интонирования, особенности декламации лучших драматических актеров своего времени (Мари Шанмеле), вплоть до нотирования текстов трагедий.
  • безупречная актерская игра.
  • речитатив не как прокладка арий, а как выразительная размеренная декламация;
  • балет как ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ составляющая французской оперы. Люлли сам танцевал и был в т. ч. и балетмейстером в процессе постановки своих опер. Связь музыки с танцем.

Люлли разработал тип французской увертюры. Не «быстро»-«медленно»-«быстро», как у итальянцев, а «медленно»-«быстро»-«медленно».

==== YOUTUBE: Jean-Baptiste Lully - Atys ============================

==== YOUTUBE: Lully - Cadmus et Hermione ============================

Сильная сторона опер Люлли – драматургическая. Внушительность придавало участие хора, балета, наличие развернутых оркестровых эпизодов.

Люлли на долгое время установил тип национальной оперы.

Но после того как эпигоны выхолостили традиции Люлли, понадобился гений Глюка для того, чтобы удержать знамя великого искусства. Однако и Глюк опирался на достижения Люлли.

Немецкая опера

Раздробленная Германия к началу 17 в. не обладала столь богатыми музыкальными традициями, как итальянские государства. Вместе с тем, не имелось литературы такого высокого уровня, не имелось и мощной государственной поддержки искусства, как это было во Франции. Феодальные порядки еще далеко не в такой степени уступили место буржуазным, как в Италии и тем более во Франции.

Искусство в Германии зависело, с одной стороны, от вкусов и требований мелких дворов, а с другой – направлялось интересами протестантского духовенства.

Правящие круги (и в Вене, и в Берлине, и в других государствах) откровенно предпочитали иностранных артистов, в первую очередь – итальянских. Это сильно затрудняло создание национальной оперы. И сами немецкие композиторы, пробуя создать немецкую оперу, ориентировались на итальянские образцы.

Создателем первой нем. оперы «Дафна» был Генрих Шютц (1585-1672).

Гамбург. Этот город, один из крупнейших портов Северной Европы, называли Северной Венецией. В нем наличествовала крепкая буржуазия, наиболее богатая из всех в Германии. Город не был затронут Тридцатилетней войной, был сравнительно открыт для космополитических влияний, привлекал множество предприимчивых сил, в т. ч. артистических.

В 1678 г. в Гамбурге открылся оперный театр, который, однако, и здесь должен был в первую очередь заручиться поддержкой духовных властей. Отсюда – морально-назидательный характер местного оперного искусства. Поначалу церковникам удалось временно настоять на закрытии театра. Тем не менее, театр удалось вновь открыть, и в нем утвердилась светская опера. Морализирование уживалось в ней с этикой античной мифологии, а тяга к реализму и современной тематике переходила в натурализм и порой скабрезность. Не хватало квалифицированных кадров, как оркестровых, так и вокальных.

Рейнхардт Кайзер (1674-1739) родился в Саксонии и учился в Лейпциге, в школе при Томаскирхе. Знание и итальянских, и французских образцов, а также опора на немецкую песенность позволили ему создать немецкую оперу. В первое десятилетие 18 в. гамбургская опера достигла зенита. В это время Кайзер создает свои лучшие оперы. Однако, встав во главе театра, он неумелым руководством довел предприятие до банкротства и вынужден был скрываться от кредиторов.

Постепенно немецкая опера (и творчество самого Кайзера) становилась все менее и менее самобытной, все более и более поддавалась итальянскому влиянию. К концу 1730-х гг. гамбургский оперный театр, не выдержав конкуренции с итальянским, прекратил свое существование.

Множество немецких композиторов, осознав невозможность раскрыть свой талант (в крупных формах) без ухода в итальянскую оперу (или уйдя в церковную музыку), предпочитали этот путь. См. биографии Генделя и Иоганна Адольфа Хассе. И. С. Бах предпочел уход в церковную музыку, о чем ниже.

==== YOUTUBE: Reinhard Keiser "Croesus" Sinfonia avanti l´Opera ==== YOUTUBE:

Английская опера

История национального оперного искусства в Англии была еще более кратковременной, нежели в Германии – при том, что Англия была самой передовой страной Европы на тот момент. Что касается музыки, то английская школа верджинелистов в свое время была весьма сильной. Использование музыки в театре было обязательным (см. театр Шекспира).

Однако гонения пуритан на музыку, связанную с церковной католической традицией, сильно подорвали местные музыкальные профессиональные традиции. Правящие круги также ориентировались на иностранцев, особенно на итальянцев.

Кроме того, по мнению В. Дж. Конен, развитие национальной оперы в Англии было подорвано ранним переходом к капитализму по сравнению с континентальными странами, что лишило национальную оперу материальной базы (то же, по ее мнению, произошло в Нидерландах) – при достаточно высоком уровне исполнительской подготовки.

Подлинным и единственным творцом национальной английской оперы был Генри Перселл (1658-1695). Родился он в семье регента хора в Вестминстерском аббатстве, позднее унаследовал место отца.

Перселл обладал очень широким кругозором, отлично знал не только музыку, но и современных ему деятелей литературы.

Как музыкант преимущественно ориентировался на Люлли и даже приводил в одной из статей в качестве примера положение с музыкой во Франции (покровительство двора).

Перселл писал в самых разнообразных жанрах, создал десятки музыкально-драматических произведений, но среди них – только одна опера в чистом виде, «Дидона и Эней».

«Дидона и Эней» была написана для воспитанниц женского колледжа. При этом в ней отсутствуют какие-либо скидки на возраст исполнителей и слушателей – разве что опера очень лаконична, особенно по тому времени. Перселл опирается в ряде «жанровых» мест на фольклорные, национальные традиции. Вместе с тем совершенно очевидно влияние венецианцев и Монтеверди (внимание к сольному пению), а также Люлли (трактовка хоров и танцевальных сцен).

В целом Перселлу удалось создать очень цельную вещь благородного выражения.

Самым известным фрагментом оперы является предсмертная ария Дидоны, покинутой Энеем.

==== YOUTUBE: Purcell: Dido and Aeneas, opera in three acts | Christopher Hogwood

Безвременная смерть Перселла в 1695 г. совпала с новой вспышкой ненависти пуритан к театру, к музыке, к опере.

ЛИТЕРАТУРА.

Конен В. Дж. Театр и симфония.

Конен В. Дж. Клаудио Монтеверди.

Бронфин Е. Ф. Клаудио Монтеверди.

Уэстреп Дж. Перселл.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1.

Розеншильд К. К. Музыка во Франции XVII - начала XVIII века



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: