Таблица 1. Результаты изучения эмоционального благополучия у студентов специальности «Психология»
№ | пол | Показатель эмоционального благополучия, у.е. | Процент студентов, имеющих следующие показатели эмоционального благополучия, % | ||
Эмоц. благоп-е в значит. мере | Эмоц. благоп-е в некоторой степени | Недостаточное эмоц. благополучие | |||
Ж | + | ||||
Ж | + | ||||
Ж | + | ||||
Ж | + | ||||
Ж | + | ||||
Ж | + | ||||
Ж | + | ||||
Ж | + | ||||
Ж | + | ||||
Процент | |||||
Общая сумма баллов =142 | |||||
Среднее значение =15,78 | |||||
М | + | ||||
М | + | ||||
Процент | |||||
Общая сумма баллов =32 | |||||
Среднее значение =16 |
Как видно из таблицы 1, студенты специальности «Психология» не считают себя достаточно эмоционально благополучными личностями. Студенты получают положительные эмоции, но могли бы получать от жизни намного больше радости. Можно заметить, что процент девушек с показателем эмоционального благополучия: «в недостаточной степени», незначительно, но выше, чем у юношей, возможно, это связано с тем, что девушки не совсем довольны собой.
Таблица 2. Результаты изучения самоактуализации личности студентов специальности «Психология»
№ | Пол | Показатель шкал самоактуализации личности, у.е,х | ||
Ориентация во времени | Автономность | Аутосимпатия | ||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Общая сумма = | ||||
Среднее значение = | 8,50 | 8,22 | 7,67 | |
М | ||||
М | ||||
Общая сумма = | ||||
Среднее значение = | 10,5 | 10,5 | 6,5 |
Примечание: так как шкала ориентация во времени содержит 10 утверждений, а шкалы аутосимпатия и автономность по 15, то для получения сопоставимых результатов количество баллов по первой шкале следует умножить на 1,5
|
Изучив самоактуализацию личности студентов специальности «Психологии», можно отметить, что наблюдаются различия между показателями девушек и юношей, которые они давали в оценке шкал. Во - первых, показатели по шкале «ориентация во времени» у юношей выше, чем у девушек, это говорит о том, что девушки психологи склонны сравнивать полученный результат с прошлым опытом, в то время как юноши психологического факультета способны наслаждаться актуальным моментом. Во - вторых, сравнение показателей по шкале «автономность» показало, что юноши характеризуются более выраженным стремлением к самостоятельности. Это указывает на то, что юноши психологического факультета в большей мере способны принимать решения быстро, не раздумывая. Девушки склонны прислушиваться к мнению других людей. В - третьих, как видно из таблицы, показатели по шкале «аутосимпатия» у девушек психологов выше, чем у юношей, это свидетельствует о том, что девушки, в отличие от юношей, больше внимания уделяют себе, своему внутреннему состоянию, эмоциям и чувствам, которые они переживают.
Девушки и юноши специальности «Менеджмент организации» испытывают эмоциональное благополучие в недостаточной степени. Вероятно, они не испытывают достаточной радости от положительных моментов жизни. С одной стороны студенты уважают себя, но недооценивают себя как личность. Только в некоторой степени выполняется одно существенных условий психического благополучия - насыщение себя и окружающих положительными эмоциями.
|
Таблица 3. Результаты изучения самоактуализации личности студентов специальности «Менеджмент организации»
№ | Пол | Показатель шкал самоактуализации личности, у.е | ||
Ориентация во времени | Автономность | Аутосимпатия | ||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Ж | ||||
Общая сумма = | ||||
Среднее значение = | 8,80 | 7,81 | 8,87 | |
М | ||||
М | ||||
М | ||||
М | ||||
М | ||||
М | ||||
М | ||||
М | ||||
М | ||||
М | ||||
М | ||||
М | ||||
Общая сумма = | ||||
Среднее значение = | 9,97 | 9,67 | 9,17 |
Примечание: так как шкала ориентация во времени содержит 10 утверждений, а шкалы аутосимпатия и автономность по 15, то для получения сопоставимых результатов количество баллов по первой шкале следует умножить на 1,5
|
Результаты изучения самоактуализации личности студентов специальности «Менеджмент организации» показали, что у юношей показатели трех шкал находятся в диапазоне средних баллов, а у девушек наблюдается высокий показатель по шкале «автономность». Интересно то, что результаты по шкалам «ориентация во времени» «аутосимпатия» приблизительно одинаковые, но у юношей показатели немного выше. Это говорит о том, что студенты не погружены в прошлые переживания, не обесценивают грядущие события. Студенты менеджеры считают себя независимыми и ответственными людьми, обладают самоподдержкой. Обнаружено, что оценка по шкале «аутосимпатия», у юношей менеджеров имеет высокий показатель, что говорит о позитивной «Я - концепции» и высокой самооценке, не способности к критичному самовосприятию.
Таблица 4. Общая характеристика самоактуализации личности у студентов специальностей «Психология» и «Менеджмент организации»
№ | Исследуемая группа | количество | шкалы диагностики самоактуализации личности, у.е.х | ||
Ориентация во времени | Автономность | Аутосимпатия | |||
Студенты психологи | 8,86 | 8,64 | 7,45 | ||
Студенты менеджеры | 8,89 | 8,61 | 8,28 |
Как видно из таблицы, шкала «ориентация во времени» у студентов психологов и менеджеров имеет приблизительно одно значение. Это говорит о том, что студенты живут настоящим, «здесь и теперь», не откладывают свою жизнь на потом, наслаждаются актуальным моментом, не погружаясь в прошлые переживания.
Показатели по шкале «автономность» находятся на одинаково среднем уровне. Студенты с такими показателями являются недостаточно зрелыми людьми, им не хватает свободы и независимости, однако это не означает, что они нуждаются в отчуждении и одиночестве.
Аутосимпатия - естественная основа психического здоровья и цельности личности. Как видно из таблицы, показатели по этой шкале примерно одинаковы, но у студентов психологов они ниже, такие люди чаще оказываются более эмпатичными и оказывают большую эмоциональную поддержку другим людям, то есть направленность на окружение. Студенты менеджеры имеют показатели по шкале «аутосимпатия» выше, чем психологи, это свидетельствует о адекватной самооценке и направленности на себя. Все студенты имеют хорошо осознаваемую «Я - концепцию».
Таблица 5. Общая характеристика эмоционального благополучия у студентов специальностей «Психология» и «Менеджмент организации»
№ | Испытуемые | Исследуемая группа | Кол-во | Процент студентов, имеющих следующие показатели эмоционального благополучия, % | ||
Эмоц. благоп-е в значит. мере | Эмоц. благоп-е в некоторой степени | Недостаточное эмоц. благополучие | ||||
Студенты психологи | Вся группа | |||||
Девушки | ||||||
Юноши | ||||||
Студенты менеджеры | Вся группа | |||||
Девушки | ||||||
Юноши |
Таким образом, изучение ориентировочной оценки эмоционального благополучия показало что, студенты психологи и менеджеры оценивают свое эмоциональное благополучие в недостаточной степени, то есть их можно назвать не очень счастливыми, и, видимо, студенты недостаточно довольны собой и недооценивают себя как личность. Показатель оценки эмоционального благополучия у студентов психологов выше, чем у менеджеров, возможно это связано с тем, что психологи более тонко чувствуют и способны радоваться мелочам.
Таблица 6. Общая характеристика эмоционального благополучия и самоактуализации личности у студентов специальностей «Психология» и «Менеджмент организации»
№ | Испытуемые | Исследуемая группа | Кол-во | Процент студентов, имеющих следующие показатели эмоционального благополучия, % | шкалы диагностики самоактуализации личности, у.е.х | ||||
Эмоц.благоп-е в значит. мере | Эмоц. благоп-е в некоторой степени | Недостаточное эмоц. благополучие | Ориентация во времени | Автономность | Аутосимпатия | ||||
Студенты психологи | Вся группа | 8,86 | 8,64 | 7,45 | |||||
Девушки | 8,50 | 8,22 | 7,67 | ||||||
Юноши | 10,5 | 10,5 | 6,5 | ||||||
Студенты менеджеры | Вся группа | 8,89 | 8,61 | 8,28 | |||||
Девушки | 8,80 | 7,81 | 8,87 | ||||||
юноши | 9,17 | 9,67 | 9,97 |
Итак, изучение эмоционального благополучия и самоактуализации личности у студентов разных специальностей показало, что все студенты не обладают высоким уровнем эмоционального благополучия, возможно из-за того, что являются недостаточно зрелыми личностями, им не хватает автономности, свободы выбора. Студенты хорошо ориентируются во времени, они не живут прошлым и радуются актуальным моментом, что позволяет формировать адекватную самооценку и позитивную «Я - концепцию».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции представляют собой отражение наших психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психические функции. Таким образом, во многих случаях можно с полным правом говорить о психическом или эмоциональном здоровье как синонимах. Эмоции играют очень большую роль в формировании личности, можно сказать даже ведущую роль, так как возникают в зависимости от уровня (значимости) потребностей индивида и вероятности их удовлетворения. Для оптимального развития личности необходим соответствующий баланс положительных и отрицательных эмоций.[5]
Показателями достижения психического здоровья является эмоциональное благополучие человека. Эмоционально благополучный человек имеет разумную степень независимости и способен самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам. Люди не рождаются эмоционально благополучными. Они идут к этому состоянию, преодолевая жизненные трудности.[18]
В ходе нашего исследования мы подтвердили гипотезу о том, что эмоциональное благополучие влияет на состояние психического здоровья. Установлено, что студенты разных специальностей («Психология», «Менеджмент организации») имеют достаточный уровень эмоционального благополучия, который помогает им найти правильный выход из трудной ситуации. В каждой неразрешимой ситуации видят позитивные моменты. Студенты в некоторой степени зрелые личности, они способны принимать решения и брать ответственность за свои поступки.
Человек в течение своей жизни стремиться к самореализации. Одним из признаком развития себя как личности является автономность. Свобода без ответственности за себя, за свои решения и поступки превращается в иллюзию свободы. Ответственность без свободы выбора превращается в рабство. Положение раба исключает возможность самореализации личности, саморазвития, духовного и социального роста. Неадекватная самооценка, плохая ориентация во времени ограничивают человека в достижении им эмоционального благополучия. Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенность в себе, своих возможностях, совершенство психической саморегуляции, постоянный достаточно высокий уровень настроения - неотъемлемая часть психической жизни.[11]
Эмоциональное благополучие - психическая составляющая психического здоровья, без сомнения, главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физической компоненты здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аболин, Л. М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека/ Л. М. Аболин. - Казань, 1997. - 216с.
. Ананьев, В. А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике/ В. А. Ананьев. - Спб.: Речь, 2007. - 320с.
3. Башкирева, Т.Б. Общие критерии психического, психологического и социального здоровья/ Т. Б. Башкирева // Мир психологии. - 2007. -№2. - С. 140-151.
4. Безруких, М. М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников/ М. М. Безруких // Классный руководитель. - 2007. - №5. - С. 5-18.
5. Вайнер, Э. Н. Валеология/ Э. Н. Вайнер. - М.: Флинта, 2002. - 416с.
6. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных состояний/ В. К. Вилюнас. - М., 1996. - 267с.
7. Вилюнас,В. Психология эмоций./ В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008.-496с.
8. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений/ Л. Я. Гозман. - М., 1997. - 305с.
. Горбатков, А. А. Динамика эмоции в деятельности: дифференциальный аспект / А. А Горбатков // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 101-114.
10. Горбатков, А. А. Динамика эмоций в деятельности: дифференциальный аспект/ А.А. Горбатков // Психологический журнал. - 2007. - №4. - С. 101-114.
11. Додонов, Б. И. В мире эмоций/ И. Б. Додонов. - Киев, 2001. - 234с.
12. Дрешер, Ю. Н. Руководство по валеологии/ Ю. Н. Дрешер.-Казань, 1999. 168с.
. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни/ В. И. Дубровский. - M: RETORIKA-A., 2001. - 560с.
. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология/ Л. Б Дыхан, В. С.Кукушкин, А. Г.Трушкин. - М.: ИКЦ МарТ, 2005. - 528с.
15. Заикина, Е. А. Валеологический аспект работы классного руководителя/ Е. А. Заикина // Классный руководитель. - 2007. - №5. - С. 19-26.
16. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П.Ильин. - СПб.: Питер, 2004. -701с.
17. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства/ Е. П.Ильин. - СПб.: Питер, 2007.-783с.
18. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Издательство Питер, 2000. - 992с.
. Ладанов, Л. Д. Управление стрессом/Л. Д.Ладанов. - М.: - 1998, 231с.
20. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней/ В.В.Марков. - М.: Академия, 2001. - 320с.
21. Мищеряков, Б. Г. Современный словарь: Психология/ Б. Г. Мищеряков, В. П.Зинченко. -М.: Просвещение, 2008. - 356с.
22. Немов, Р. С. Психология. Книга 1./ Р. С. Немов. - М.: Просвещение: Владос,2004.-576с.
23. Немов, Р. С. Психология: учеб. Для студ. Высш. Школы: в 3кн./Р. С. Немов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-631с.
. Никифоров, Г. С. Психология здоровья/Г. С.Никифоров. - СПб.: Питер,2003.-607с.
25. Пахальян, В. Развитие и психологическое здоровье/ В. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006. - 240с.
. Петрушин, К. Б Валеология/К. Б. Петрушин, Н. В.Петрушина. - М.: Гардарики, 2003. - 432с.
. Прихидько, А. И. Проблема эмоции в зарубежной социальной психологии/ А. И. Прихидько // Вопросы психологии. - 2009. -№1. -С. 141-153.
. Райгородский Д. Я. Психология личности. Хрестоматия/ Д. Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом Бахрах - М., 2000 - 448с.
. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н. П. Фетискин, В. В.Козлов. - М.: Издательство института психотерапии, 2002. - 490с.
. Холмогорова, А. Б. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов/ А. Б. Холмогорова, Н. Г. Таранян, Я. Г. Евдокимова // Вопросы психологии. - 2009. - №3. - С. 101-119.