ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современной российской науке одним из актуальных предметом исследования является здоровье человека. Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним, по-видимому, следует считать нормальное течение психических процессов. Психическое здоровье важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что социальное, физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом.
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают - и как его сохранить, и чем его поправить.[4] И делают для сохранения здоровья как будто бы все лучше и больше, но результат получается не всегда, какой мы ожидаем. Проблема состоит в том, что трудно поддерживать гармонию процессов, протекающих в мозгу, но именно эта гармония есть важнейшее условие психического здоровья, залог успешной деятельности.
Проблема психического здоровья человека рассматривается на основе теории эмоций Джеймса - Ланге и А. Адлера; отношением к здоровью занимались В.М. Смирнов и Т.Н. Резникова, которые в 1983 году ввели понятие «внутренняя картина здоровья». Авторы рассматривают внутреннюю картину здоровья как своеобразный эталон здоровья человека, который может иметь достаточно сложную структуру и включать как образные, так и когнитивные представления человека о своем здоровье. Ананьев В.А. определяет внутреннюю картину здоровья, с одной стороны как совокупность интеллектуальных описаний здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой как особое отношение к здоровью, выражающегося в осознании его ценности и активно - позитивном стремлении к его совершенствованию.[24]
|
Цель исследования: провести сравнительный анализ эмоционального благополучия как фактора психического здоровья у студентов разных специальностей.
Задачи исследования:
. 1.Провести анализ литературы по изучаемой проблеме;
2. Подобрать методики и провести исследование;
3. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Объект исследования: личность студента.
Предмет исследования: эмоциональное благополучие как фактор состояния психического здоровья студентов.
Гипотеза: мы предполагаем, что эмоциональное благополучие влияет на состояние психического здоровья.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, метод математической обработки данных.
В исследовании были использованы следующие методики: диагностика самоактуализации личности А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина, ориентировочная оценка эмоционального благополучия.
Структура работы: 37 страниц, введение, 2 главы (теоретическая и практическая), заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Психическое здоровье личности
Человек сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. На каждом из этих уровней здоровье человека имеет свои особенности.
|
Здоровье на биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.
Здоровье на социальном уровне связано с личностью других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.
Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни.[20]
Различие между социальным и психическим здоровьем условное: психические свойства личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек- существо общественное, социум влияет на развитие личности; причем это влияние может быть как негативным, так и позитивным. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности, в таком случае измениться ее отношение к самой себе, к другим людям, к деятельности и общению.
Личность с развитым самосознанием, самостоятельная и ответственная может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и препятствиями, достигать поставленных целей и оставаться здоровой физически, психически и социально.
|
Долгое время ценности личности, в том числе и здоровье, не были приоритетными в нашем обществе. Здоровье определялось специалистами как «отсутствие болезни». Всемирная организация здравоохранение определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье понятие условное, так как постоянных критериев и показателей, применимых для всех людей, не существует.[26]
Реализация идеи психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления таких личностных качеств, как активность и ответственность, а от общества пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.
Психическое здоровье, как и здоровье в целом, должно характеризоваться: отсутствием психическим и психосоматических заболеваний; нормальным развитием психики; благоприятным функциональным состоянием.
Любое нарушение психического здоровья связано, с одной стороны с врожденными особенностями психики, с другой - с воздействующими в процессе жизни факторами - чрезмерными психическими нагрузками, вызывающими стресс, и психотравмами. И то и другое может обусловливать низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватность поведения и деформацию «Я» - концепции.[13]
На формирование психического здоровья накладывает отпечаток воспитание в семье. Отсутствие правильного эмоционального контакта между родителями и ребенком в раннем детском возрасте - эмоциональная депривация - ведет к выраженным изъянам в эмоциональной сфере, к слабости интеллектуального развития. Воспитание чувств неразрывно связано с образом жизни семьи, и прежде всего подражанию поведения родителей, чье доброе отношение друг к другу и окружающим, помощь ближним, забота усваиваются детьми. В результате неправильного воспитания формируются такие черты личности, как эмоциональная неустойчивость. Эти черты характера усложняют общение человека с окружающими, а повышенная неконтролируемая эмоциональность может вести к формированию психопатий.[14]