ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ(Примечание Арсэна - тема обширная, инфы в нете мало, так что вспоминайте всё что вы видели на студиях, на кафедре, в театрах и трындите про это пока не посинеете. А главное - в последующих 8 темах представлены дополнения к этой теме. Материал может повторятся.)
Электрические лампы редко применяют непосредственно. Как правило, их помещают в специальный жестяной короб (осветительный прибор), предназначенный для рационального перераспределения светового потока. Осветительный прибор преграждает путь световому потоку в нежелательном направлении и отбрасывает его в нужную сторону, повышая тем самым эффективность освещения.
Все осветители разделяют на приборы общего (или рассеянного) и направленного света. Важнейшей характеристикой осветительного прибора является угол рассеяния — плоский угол, в пределах которого сила света осветительного прибора снижается не более чем на 10% от силы света в направлении оси.
Приборы общего света должны быть с большим углом рассеяния от 60° до 180°. У приборов направленного света угол рассеяния должен колебаться от узкого (несколько градусов) до довольно широкого (50—60°). Так, все прожекторы дают сильный и узконаправленный световой пучок. Но при съемке прожекторы применяют редко. Чаще используют приборы с галогенными лампами.
Устройство:
Студийные источники делятся на два основных типа - импульсные (студийные вспышки) и источники постоянного света.
Источники постоянного света - это мощные галогенные лампы, потребляющие много электроэнергии и выделяющие значительное количество тепла. Поэтому их редко используют в фотографии, чаще в киносъёмке. Очень интересных эффектов можно добиться при совмещении в съёмке источников постоянного и импульсного света. У нас в студии четыре осветительных прибора постоянного света. Их цветовая температура 3200К. Чтобы уравновесить их цветовую температуру с температурой импульсных источников, у нас имеются конверсионные фильтры. С их помощью можно сместить тёплый свет постоянных источников в синюю зону спектра - или, наоборот, тёплым фильтром приблизить температуру вспышек к температуре ламп накаливания.
|
Импульсные источники света (студийные вспышки) состоят из двух ламп - непосредственно лампы-вспышки и обычной лампы пилотного света ("пилот" относительно небольшой мощности (порядка 300W). "Пилот" необходим для того, что бы оценить светотеневой рисунок. Его мощности обычно недостаточно для съёмки, если только не снимать на открытой диафрагме.
Импульсные источники можно разделить по исполнению на два типа: моноблоки и генераторы.
В моноблоке элементы управления, лампа-вспышка и пилот выполнены в одном корпусе, такой прибор устанавливается на штатив и подключается к электросети. Непосредственно на корпусе моноблока находятся все элементы управления. Характеристики моноблоков значительно отличаются в зависимости от фирмы-производителя. Самые популярные и зарекомендовавшие себя на рынке осветительного оборудования производители - это Bowens, Broncolor, Profoto, Rekam, Elinchrom, Falcon, RayLab и, конечно же, Hensel.
Перемещающаяся панорамирующе-поворотная опора с регулировкой по весу сделана из металла, как и корпус моноблока. Её механизм крепления надёжно удерживает такие тяжёлые аксессуары, как, например, крупные софтбоксы.
|
Мощность вспышки можно регулировать в диапазоне диафрагмы объектива 5 f приращениями 1/10 f. Избираемый уровень мощности указывается на дисплее. Кнопки с активной подсветкой обеспечивают простую и надёжную работу даже в полной темноте. Отключаемый фотоэлемент высокой чувствительности обеспечивает надёжную ИК-синхронизацию. Многие другие хорошо зарекомендовавшие себя решения были заимствованы (и многие в улучшенном виде) из предыдущих серий EXPERT и Contra. Приборы Hensel Expert Pro полностью совместимы со всеми выпускавшимися ранее аксессуарами марки.
Устройства имеют трёхсот ваттный пилотный свет. Вместо того, чтобы просто выполнять работу с полной или пропорциональной мощностью, "умный" пилотный свет обеспечивает значительную экономию. Электронная система непрерывно отслеживает работу устройства, обеспечивая снижение мощности пилотного света до заданной величины через определённое регулируемое время (5-90 мин.). Как только устройство включается снова, предыдущая величина восстанавливается. Цветовая температура таких вспышек 5600К.
Профессиональные моноблоки имеют: Металлический корпус; Встроенный вентилятор охлаждения для защиты от перегрева при интенсивном использовании; Аналоговое управление;Встроенный пилотный свет; Байонет.
ГЕНЕРАТОРНЫЙ СВЕТ.
В генераторе элементы управления несколькими источниками размещены в одном корпусе, а сами лампы на штативах подключаются к этому корпусу специальными проводами. Приборы генераторного исполнения, как правило, относятся к более высокому классу и имеют лучшие характеристики (мощность, длительность импульса, скорость перезаряда), чем моноблоки. Соответственно, они значительно дороже моноблоков и не так часто их можно увидеть в студии.
|
Мощность импульсных студийных источников света указывают в джоулях (Дж.) Например 500Дж, 1000Дж.
Светоформирующие насадки. Насадки - это навесные конструкции, которые присоединяются к источникам света через механическое соединение (байонет) и служат для изменения характера светового потока.
Люминесцентные устройства
Люминесцентные осветительные приборы во многом подобны лампам, освещающим ваш офис, отличаясь лишь тем, что специально приспособлены для использования при видео- и киносъемке и снабжены регулируемыми креплениями и высокочастотными балластными блоками.
Такие осветители сейчас очень популярны, так как они дают мягкий рассеянный свет, потребляют меньше энергии, чем светильники с лампами накаливания, и не нагреваются. Многие специалисты подчеркивают именно эту последнюю особенность, потому что при съемке под множеством ламп накаливания в помещении становится жарко, как в печке, у актеров возникают проблемы с гримом и для нормальной работы требуются мощные кондиционеры.
Среди изготовителей люминесцентных устройств, вероятно, первое место занимает фирма Kino-Flo, которая начала делать специализированные приборы этого типа в конце 80-х годов, когда слово "люминесцентный" в киноиндустрии считалось чуть ли не ругательным. В то время для видеосъемки такие осветители не были приспособлены, кадры получались с нездоровым зеленоватым оттенком. Но для киносъемки они подходили еще меньше, так как при частоте 24 кадра в секунду медленное (50 Гц) мерцание ламп проявлялось в виде неприятных пульсаций. Фирма Kino-Flo решила эти проблемы, разработав цветосбалансированные лампы и специальные высокочастотные балластные блоки.
Сегодня компания производит самые разные люминесцентные приборы - от огромных многоламповых блоков до крошечных трубок с вынесенным балластом, которые можно спрятать практически где угодно. Специальные цветосбалансированные лампы позволяет сочетать люминесцентные осветители с кварцевогалогенными или металлогалогенными без гелевой коррекции. Конечно, Kino-Flo - не единственный изготовитель. Сейчас люминесцентные приборы выпускают почти все производители осветительного оборудования, так что выбор достаточно широк. Lowel Light (США) предлагает на рынке портативный комплект люминесцентных осветителей Caselite, а De Sisti (Италия) и Videssence (США) производят широкую гамму люминесцентных студийных источников света, причем многие из них рассчитаны на стационарное использование и не являются переносными.
Чаще всего люминесцентное освещение операторы применяют в сочетании с кварцевогалогенными приборами. Дело в том, что оно не очень подходит для некоторых задач, например, не позволяет получить узкий, яркий луч. Вообще случаев, когда старый добрый "бэбик" оказывается лучшим выбором, достаточно много, поэтому я не рекомендовал бы приобретать только люминесцентные источники. Если же ваши задачи сводятся исключительно к мягкой портретной съемке, люминесцентного света будет вполне достаточно.
Металлогалогенные лампы
Металлогалогенные лампы, или HMI (Hydrargyrum Medium-arc Iodine), представляют собой современный компактный вариант электрической дуги. Их ценят за то, что они дают очень яркий свет с той же цветовой температурой, какой обладает солнечный. С каждым годом популярность этих ламп все больше растет.
Фактически HMI - это дуга, заключенная в герметичную капсулу. Те, кому приходилось иметь дело с обычной электрической дугой, знают, какой капризной она бывает. Так вот, уже не валяется белый пепел повсюду, и не нужно постоянно менять электроды - без всяких таких сложностей вы получаете прекрасный, чистый белый свет от компактного прибора. Правда, необходимо очень высокое напряжение, поэтому таскать за собой тяжелый источник питания все равно приходится, хотя и эти источники теперь стали гораздо меньше и легче, а некоторые даже работают от аккумуляторов.
Достоинством HMI является то, что их свет, как мы уже сказали, очень похож на солнечный. Они бывают самого разного размера и мощности - от крошечной Joker-Bug 150 до таких гигантов, как осветитель LTM Super в 12 или 18 кВт с 24-дюймовой линзой Френеля. Существуют конструкции с параболическим отражателем и сменными линзами (например, De Sisti Remington) или с обычными френелевыми линзами (Mole HMI Solarspot). Портативный комплект HMI обычно состоит из одного осветительного прибора, источника питания, штатива и принадлежностей.