Четвертая инстанция – надзор.
СУДЫОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
1. Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают уголовные, гражданские, административные дела.
2. Организация и деятельность этих судов регулируется:
- Конституция РФ (ст. 126 и др.)
- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ
- ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ
- О мировых судьях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»;
- ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ;
- О судах общей юрисдикции от 7 февраля 2011 года.
- УПК РФ, ГПК РФ, КоАП.
3. Система судов общей юрисдикции включает в себя:
1) Верховный Суд РФ;
2) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции, нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ и вышестоящими для районных судов, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
3) районные суды;
4) военные суды:
- создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
- в систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
5) специализированные суды
6) На уровне судов субъектов – мировые судьи.
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Арбитражные суды являются самостоятельной ветвью судебной системы Российской Федерации. Их система и полномочия установлены:
|
- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г.[1];
- ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г.[2];
- Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 2002 г. (АПК РФ)[3];
- Высшему Арбитражному Суду РФ посвящена ст. 127 Конституции РФ.
2. Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между:
а) юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;
б) Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации.
Таким образом, подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые тоже рассматривают дела по экономическим спорам, разграничивается прежде всего именно по признаку субъекта этого спора: если хотя бы одной стороной является физическое лицо (не считая упомянутой выше категории индивидуальных предпринимателей), дело подведомственно суду общею юрисдикции.
Исключения из этого правила имеются: независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:
а) о несостоятельности (банкротстве),
б) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций,
в) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
|
г) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров,
д) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
1) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
2) арбитражные апелляционные суды;
3) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
4) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
4. Арбитражные суды осуществляют функции правосудия, рассматривая и разрешая подсудные им дела в качестве первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, а также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.
Кроме того, все арбитражные суды:
- полномочны обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
- изучают и обобщают судебную практику;
- подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
- анализируют судебную статистику.
5.Арбитражный суд субъекта Российской Федерации является основным звеном в системе арбитражных судов. Его юрисдикция может распространяться на территорию одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Например, на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. Всего сегодня в России действуют 81 арбитражный суд субъекта Российской Федерации.
|
Эти суды рассматривают в качестве суда первой инстанции рассматривают все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
6. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.
Апелляционное производство в арбитражных судах является ординарным (обычным): каждое решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу (за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) может быть обжаловано в апелляционном порядке
Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных законом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Суд рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей. При этом он по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Учреждение арбитражных апелляционных судов было предусмотрено Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. «О внесении и изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[4]. Их создание было обусловлено стремлением законодателя выделить апелляционную инстанции из арбитражных судов субъектов РФ в отдельные суды с тем, чтобы придать им большую независимость и повысить качество рассмотрения дел (ранее проверка законности и обоснованности решений арбитражного суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществлялась подразделениями тех же судов).
В Российской Федерации созданы 10 арбитражных округов (см. схему 2), в которых действуют 20 апелляционных арбитражных судов [5]: по два суда в каждом округе. Следует иметь в виду, что округов, в которых действуют эти суды, как административных единиц страны не существует. Они созданы только для нужд арбитражных судов и представляют собой объединение нескольких субъектов федерации, на территорию которых распространяется юрисдикция соответствующих судов.
7. Федеральный арбитражный суд округа является средним звеном системы арбитражных судов.
Содержащийся в названии этих судов термин «федеральный» отнюдь не означает, что среди других арбитражных судов имеются суды, не являющиеся федеральными. Напротив, все без исключения арбитражные суды (в том числе арбитражные суды субъектов Российской Федерации) являются федеральными.
Федеральный арбитражный суд округа – суд кассационной инстанции. Кассационная проверка в арбитражном судопроизводстве осуществляется в отношении решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Производство возникает по жалобе любого лица, участвующего в деле. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения. Жалоба, поданная с соблюдением требований, принимается к производству. Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей, проверяя законность решений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя, как правило, лишь из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В Российской Федерации действуют десять арбитражных судов округов (по одному в каждом округе):
1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;
2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;
3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;
4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;
5) Федеральный арбитражный суд Московского округа;
6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;
7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;
8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;
9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа;
10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
8. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд может выступать в качестве первой и надзорной инстанций, а также пересматривать судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам.
В первой инстанции он рассматривает лишь определенные категории дел:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
2) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;
В порядке надзора Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации. А также Высший Арбитражный Суд РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:
1) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;
2) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
3) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
4) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
5) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
6) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
7) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
8) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.
Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
Наиболее важным полномочием Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ является изучение и обобщение судебной практики и дача на этой основе разъяснений судам по правильному толкованию и применению законов и иных нормативных актов. Тем самым реализуется конституционная функция Высшего Арбитражного Суда – дача разъяснений арбитражным судам (ст. 127 Конституции РФ) и обеспечивается единство судебной практики всех арбитражных судов Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд имеет свой печатный орган – журнал «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В нем публикуются постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, судебная практика. Также сведения о деятельности арбитражных судов размещаются на официальном web-сайте Высшего Арбитражного Суда РФ: www.arbitr.ru.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Его организация и деятельность регулируются:
- Конституция РФ – ст. 102, 125, 128;
- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ;
- ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ;
- Регламент Конституционного Суда РФ от 1 марта1995 г. № 2-1/6.
2. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке. Судья считается назначенным на должность при получении в результате голосования большинства голосов от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Срок полномочий судьи Конституционного Суда РФ не ограничен.
3. Полномочия Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 125 Конституции РФ:
1) Конституционный Суд РФ по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
2) Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
3) Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
4) Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
5) Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права; при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений (ст. 6 Закона о Конституционном Суде РФ).
4. Деятельность Конституционного Суда РФ по рассмотрению и разрешению дел осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях двух палат, включающих соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяет путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционно Суда РФ, на которых может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Вместе с тем закон выделяет такой круг вопросов, которые могут разрешаться исключительно в пленарных заседаниях:
разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
дача толкования Конституции РФ;
дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
принятие послания Конституционного Суда РФ;
решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
5. Решения Конституционного Суда РФ:
Постановление — это итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ; дела о соответствии Конституции РФ; споры о компетенции; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; по толкованию Конституции РФ.
Заключение — это итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Определение — это все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, например, об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о приостановлении и прекращении полномочий судьи и др.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ).
Официальным изданием Конституционного Суда РФ является «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются принимаемые Судом решения и иные материалы.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫСУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются судебными органами конституционного (уставного) контроля, осуществляющими свои функции в качестве судов субъектов Российской Федерации как составной части единой судебной системы Российской Федерации.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 27 закона «О судебной системе Российской Федерации»).
Соответственно название этих судов обусловлено наименованием субъекта РФ, в территориальных границах которого осуществляется их деятельность: в республиках, где приняты конституции, суды именуются конституционными, во всех других субъектах, где имеются уставы, - уставными.
Конституционные (уставные) суды (наряду с мировыми судьями) являются судами субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ самостоятельно определяют порядок организации и деятельности этих судов: согласно закону "О судебной системе Российской Федерации" конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 17); порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 13); конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 27); финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 27); предусмотрено также, что решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (ч. 4 ст. 27).
По состоянию на 1 января 2006 г. в Конституционные (уставные) суды действуют в 15 субъектах РФ: созданы 12 конституционных (в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва) и 3 уставных суда (Калининградской области, Свердловской и города и Санкт-Петербурга).
Дисциплинарное судебное присутствие
1. Правовые основы организации и деятельности Дисциплинарного судебного присутствия
ü ФКЗ от 9 ноября 2009 г. № 4- ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»;
ü Регламент Дисциплинарного судебного присутствия, утвержденный совместным постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 февраля 2010 г.;
ü ГПК РФ главы 23 и 25.
2. Полномочия ДСП.
Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков или об отказе в этом.
С жалобами могут обратиться граждане, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением ВККС РФ или решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;
С обращениями могут обратиться Председатель Верховного Суда РФ или Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.
Решение Дисциплинарного судебного присутствия вступает в законную силу немедленно после его оглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
публикуются в журналах "Бюллетень Верховного Суда РФ" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ" и размещаются на сайте Дисциплинарного судебного присутствия в сети Интернет.
3. Состав Дисциплинарного судебного присутствия
Формируется из числа судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в количестве шести членов: три судьи от Верховного Суда РФ и три судьи от Высшего Арбитражного Суда РФ (за исключением Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместителей, а также судей, входящих в состав ВККС РФ и в состав Совета судей РФ)
Членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном Суде РФ или в Высшем Арбитражном Суде РФ не менее пяти лет.
Одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд.
Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются на Пленуме Верховного Суда РФ и Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней. При выдвижении кандидатов в члены Дисциплинарного судебного присутствия соблюдается конкурсный подход: не менее двух претендентов на одну вакансию. Избранными в состав Дисциплинарного судебного присутствия считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов судей, присутствовавших на Пленуме Верховного Суда РФ или Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ.
Срок полномочий члена Дисциплинарного судебного присутствия - три года.
Член Дисциплинарного судебного присутствия осуществляет свои полномочия без освобождения от должности судьи Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.
[1] СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
[2] СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
[3] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
[4] СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2699.
[5] Процесс создания этих судов еще не завершен: по состоянию на 26 декабря 2005 г. действовали пять арбитражных апелляционных судов.