Эксплуатационную производительность стрелового самоходного крана в час (т/ч) и смену (т/смена), определяют по формулам:
,
где – грузоподъемность крана при данном вылете крюка, т; – число циклов за 1 ч работы; (где – время одного цикла, мин); – коэффициент использования крана по грузоподъемности (по полезной массе) при работе с одним определенным грузом; в случае подъема различных грузов принимают среднее значение ; – коэффициент использования крана по времени в течение смены, учитывающий технологические и минимальные организационные простои; 8,2 – усредненная продолжительность работы крана в течение смены (при пятидневной рабочей неделе), ч.
Цикл работы крана состоит из перемещения грузозахватного органа к грузу, подъема и перемещения груза, освобождения грузозахватного органа и возвращения его в исходное положение.
Общее время цикла складывается из машинного времени и времени, затрачиваемого на выполнение ручных операций :
.
Машинное время состоит из времени, необходимого на вертикальное и горизонтальное перемещения грузозахватного органа (крюка), а также на включение и выключение механизмов крана. Машинное время цикла работы крана зависит от следующих основных данных: скорости рабочих движений крана, возможности совмещения в данных условиях отдельных движений крапа и способности машиниста производить эти совмещения; длины пути крюка с момента прицепки груза до приема порожнего крюка стропальщиками.
Основное время цикла затрачивается на выполнение ручных операций, строповку груза, наводку и установку его в рабочее положение, временное закрепление и расстроповку. Смена стропов, строповка грузов, обстройка монтируемых конструкций (закрепление деталей для подмостей, подвесных лестниц, стремянок, монтажных люлек, расчалок) не входят в цикл работы крана.
К ежесменным организационным простоям относятся техническое обслуживание, передача смены, минимальные перерывы, связанные с уточнением последовательности установки конструкций.
Технологические перерывы связаны со сменой стропующих и грузозахватных устройств, установкой крана на выносные опоры и снятием с них, с повторной строповкой грузов на промежуточных уровнях.
Значения коэффициента использования стрелового самоходного крана по времени в зависимости от типа привода и числа смен работы в сутки можно принимать по табл. 4.
Таблица П4
Значение коэффициента использования крана по времени
Число смен работы в сутки | Значение для крана | |
С механическим, комбинированным, гидравлическим приводом | С электрическим приводом | |
0,82 0,81 0,77 | 0,87 0,85 0,82 | |
Среднее в сутки | 0,80 | 0,85 |
Производительность крана в смену, в год зависит от режима его работы. Режимом работы называется распределение календарного времени на время полезной работы и на время простоев.
Среднесменный эксплуатационный режим работы стреловых самоходных кранов может быть принят в соответствии с данными, указанными в табл. 5.
Таблица 5
Ориентировочный среднесменный режим работы (ч) стреловых самоходных кранов на строительно-монтажных работах
Элементы затрат времени | Число смен работы крана в сутки | ||
2,5 | |||
Простои по организационным причинам (минимальные) Полезное рабочее время Техническое обслуживание, передача смены Время работы крана Технологические перерывы Время чистой работы крана | 0,5 7,7 0,5 7,2 0,4 6,8 | 15,4 1,1 14,3 0,8 13,5 | 1,5 2,3 16,7 1,2 15,5 |
Помимо сменной эксплуатационной производительности крана используют показатель годовой производительности.
Годовая производительность – это количество смонтированных конструкций, технологического оборудования или переработанных краном грузов в течение года, выраженное в т, м3.
Годовую производительность стрелового самоходного крана определяют расчетным путем как произведение средней часовой эксплуатационной производительности на число часов работы крана в году:
,
где – эксплуатационная производительность, т/ч; – рабочее время крана в течение года, ч.
Рабочее время крана в течение года (режим работы) может быть найдено из следующего выражения:
,
где – среднее число смен работы в сутки; – продолжительность смены, ч; – время на проведение всех видов ремонта; – число выходных и праздничных дней; – суммарное время перебазирований крана; – время простоев по метеорологическим причинам.
Значения и принимают фактическими по данным монтажной организации; – на основании «Рекомендаций по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин»; – фактическим для данного района строительства на основании многолетних статистических сведений гидрометеослужбы.
Эксплуатационную производительность самоходных катков определяют по формуле:
где – ширина укатываемой полосы, м; – размер перекрытия предыдущего прохода, м; – средняя скорость движения катка, км/ч; – необходимое число проходов катка; при уплотнении асфальтобетона ; при уплотнении щебеночных покрытий .
Средняя скорость катка:
где – длина укатываемой полосы, ( м); – среднее время движения катка за один проход, с; – время реверсирования катка, с.
Производительность автогрейдера (в м3/ч) на профилировании земляного полотна можно выразить через площадь поперечного сечения (в м2) грунта, и длину рабочего участка (в м) (линейные работы, как правило, производят отдельными участками длиной 400...500 м):
.
Время цикла (в мин), необходимое для профилирования участка длиной определяется:
,
где – число проходов, выполняемых соответственно при зарезании, перемещении и отделке; – скорости соответственно при зарезании, перемещении и отделке, м/мин; – время вспомогательных операций, мин, необходимое для поворота автогрейдера или его отвала на 90° (1...2,5 мин) на концах рабочего участка.
Зарезание грунта производят на скорости 3...4 км/ч, перемещение 3...6 км/ч, отделка 3...4 км/ч.
Производительность автогрейдера в смену при резании и перемещении грунта:
где – продолжительность смены; – коэффициент использования времени в смену; – геометрический объем призмы грунта, перемещаемой отвалом; – время рабочего цикла автогрейдера; – коэффициент разрыхления грунта в призме, перемещаемой отвалом.
Время цикла (в мин), необходимое для профилирования участка длиной определяется:
где – число проходов, выполняемых соответственно при зарезании, перемещении и отделке; – скорости соответственно при зарезании перемещении и отделке, м/мин; – время вспомогательных операций, мин, необходимое для поворота автогрейдера или его отвала на 90о (1…2,5 мин) на концах рабочего участка.
Зарезание грунта производят на скорости 3…4 км/ч, перемещение 3…6 км/ч, отделка 3…4 км/ч.
Контрольные вопросы: