Леон Вальрас — величайший экономист?




Глава IV Концепция экономического равновесия и унификации теории.

Леон Вальрас — величайший экономист?

Леон Вальрас (1834—1910), которого называли величайшим из «чистых теоретиков», указал политической экономии путь, по которому она идет и в наши дни. Разработанный им математический метод экономического анализа сравнивали с достижениями теоретической физики. Хотя этот метод сейчас признан устаревшим, но он все же содержит основы, на которых в значительной мере базируются современные экономические теории. Применение математики в экономических исследованиях заметно распространилось в конце XIX и начале XX вв. Конечно, и до Вальраса экономисты часто прибегали к использованию цифр, например Вильям Петти, затем Рикардо и Маркс. Но использование математики, для того чтобы выразить результаты анализа в виде системы уравнений, было делом совершенно новым. Математический метод, кажущийся внешне чисто количественным, не обязательно сводится к манипуляциям с цифрами. Этот метод состоит в широком использовании всего аппарата алгебры и исчисления. При этом экономические отношения выступают как функции, переменные или производные величины, а в наши дни — в виде задач из теории множеств и матричной алгебры. Преимущество этого метода усматривают в том, что экономические положения приобретают четкую математическую форму и поддаются строгому доказательству. С этой точки зрения теория австрийской школы, отвергнувшей математический метод, могла быть пересмотрена таким образом, чтобы придать более четкое выражение ее основным положениям. Шумпетер заметил, что теория стоимости развивается по такому пути, на котором она неизбежно придет к использованию исчисления. Естественно было ожидать, что использованный Вальрасом метод приведет его к созданию обширных математических построений. А следовал он преимущественно французской традиции, которая восходит к Кондильяку и Кенэ, а затем была продолжена Курно и Августом Вальрасом, отцом Леона. Вальрас-старший, будучи профессором философии, написал книгу о богатстве и стоимости, которая внушила Леону Вальрасу немало идей, позднее развитых им в своих работах.

Вальрас родился во Франции, в Эвре, в культурной, высоконравственной семье, где все благоприятствовало его интеллектуальному развитию. Вначале он изучал классическую литературу. В 17 лет получил в этой области ученую степень. А спустя год ему была присуждена ученая степень в другой области науки. Его математическая подготовка в тот период оставляла желать много лучшего, ибо Леон дважды потерпел неудачу при попытке поступить в Политехнический институт. Правда, в конце концов, его приняли в Горную школу, но он проявлял мало интереса к технике и технологии, предпочитая заполнять свое время занятиями литературой и философией. В 1858 г. он опубликовал роман, однако он не имел успеха. Леон вновь оказался на перепутье жизненных дорог, пока не увлекся политической экономией. Он обратился к экономическим исследованиям по настоянию отца. В 1860 г. он выступил с полемическим произведением против Прудона и принял участие в конкурсе, организованном властями кантона Во в Швейцарии. Одновременно он участвовал в Международном конгрессе по вопросам налогообложения, состоявшемся в административном центре этого кантона — Лозанне. Но его выступление принесло плоды только через десять лет. Доклад Вальраса, в подготовке которого ему помогал отец, был очень сильным, особенно если учесть молодость и неопытность автора. Смелость, с которой Вальрас защищал идею справедливости в налогообложении, видимо, также произвела сильное впечатление на слушателей. По иронии судьбы первый приз достался Прудону. Вальрас попытался опубликовать свои научные работы, но все они были отвергнуты. Затем он работал по заданию управления железных дорог, принимал участие в кооперативном движении (которым он интересовался всю жизнь), занимался журналистикой, работал в кооперативном банке, и, наконец, когда была организована кафедра политической экономии в Лозаннском университете, Вальрас получил постоянное место работы. Этому содействовали несколько лиц, которые слушали его выступление десятью годами раньше. Один из них, Луи Рюшонэ, ведавший народным образованием в департаменте Во, стал близким другом Вальраса и оказал на него значительное влияние. Очевидно, против назначения Вальраса возражали несколько человек, которые считали его взгляды слишком либеральными и были против его нескрываемого намерения ввести в курс политической экономии математические методы. Однако их сопротивление было преодолено.

В Лозанне, где Вальрас оставался до 1892 г., он развил в деталях свою теорию общего равновесия, охватив ею сферу обмена, производства, капитала и денег. В результате этой работы Вальрас, не привлекавший вначале внимания ученых, постепенно приобрел всемирную известность. Оставив службу (его заменил Вильфредо Парето), Вальрас целиком обратился к изучению практических проблем. Его работы в этой области позже были изданы двумя сборниками: «Etudes d'economie sociale» (1896) (исследование социальной экономии) и «Etudes d'economie politique appliquee» (1898) (исследование прикладной политической экономии). К сожалению, оба сборника у большинства экономистов не вызвали никакого интереса. Тем не менее, эти работы имеют важное значение, так как они наиболее полно выражают социальное мировоззрение их автора. Вальрас был довольно плодовитым автором. В частности, он писал очень много писем. Причем он сохранял не только корреспонденцию, которую сам получал, но и копии своих писем Джевонсу, Бем-Баверку, Маршаллу, Кларку, Викселлю и Шумпетеру. Во многих из этих писем он уделял большое внимание разъяснению наиболее сложных вопросов своей чистой теории. Но в собственной стране Вальрасу не воздавали почестей. Несмотря на старания его многочисленных друзей, французские школы не собирались применять математические методы при преподавании экономических дисциплин, что сильно огорчало Вальраса.

Август Вальрас, заслуженно пользовавшийся известностью как экономист, имел большое влияние на Леона. Леон неоднократно отмечал, что развитые им идеи содержались уже в трудах отца. И действительно, истоки теорий стоимости, производства, собственности и богатства Леона Вальраса могут быть прослежены в трудах его отца Августа Вальраса. Поэтому ссылки на Вальраса-старшего не были у Леона просто данью сыновним чувствам. Между отцом и сыном в самом деле была непосредственная идейная связь. Но Леон Вальрас испытал также и влияние Курно, работа которого «Математические принципы теории богатства» (1838) впервые познакомила его с применением математического метода. Вальрас, воспитанный на философских идеях взаимосвязи явлений, считал, что все социальные явления — религия, политика, экономика и духовная жизнь — тесно связаны между собой.

Мировоззрение Вальраса, как это видно из его менее специальных работ, в целом отражало дух 1848 г. Он считал общество ассоциацией людей, а не просто механизмом, облегчающим эксплуатацию одних другими. Но он знал также и о глубоком неравенстве между людьми, сопровождающем экономическое развитие. В тот период заработная плата во Франции была столь же низкой, как и во время промышленного переворота в Англии. Бедственное положение рабочего класса бросалось в глаза. Жилищные условия, как и условия труда, были ужасными. Социалисты имели все основания выражать недовольство. Обострение обстановки неизбежно должно было привести к взрыву, который и последовал в 1848 г. И хотя неодолимое движение, которое смело Луи Филиппа, казалось Вальрасу вполне естественным, он питал отвращение к революции. Он считал, что изменения в обществе должны быть постепенными и научно обоснованными. Люди должны вести тщательные поиски социальных идеалов, а когда последние найдены — стремиться к ним последовательно и без колебаний. Вальрас считал, что наука всегда должна быть руководством к действию.

Таким образом, «социальный вопрос» представлялся Вальрасу исключительно серьезным делом. Он был преисполнен решимости проложить свой собственный путь к решению этого вопроса, преодолевая трясину традиционных взглядов. Но своей благородной цели — примирить научные законы политической экономии с основными принципами социальной справедливости и этики — Вальрас так и не достиг. Его первой попыткой такого рода была полемическая работа «L'Economie politique et la justice» (Политическая экономия и право), направленная против Прудона. В ней Вальрас защищал тезис об абсолютном равенстве возможностей для всех людей как средстве против несправедливости. Он утверждал, что социальное развитие носит прогрессивный характер, ибо общество развивается в соответствии с законами логики, хотя и не по законам гегелевской диалектики. Следовательно, экономическая наука должна беспристрастно исходить из этого процесса общественных изменений. А наилучшим образом этого можно достигнуть, изучая социальные проблемы с помощью количественного, математического анализа. По мнению Вальраса, этот метод гарантирует научный подход к решению проблемы бедности.

Концепциям Вальраса внутренне присущи идеи естественного порядка и прогресса. А вращаются эти концепции, как и теории классиков, вокруг экономического человека, который наиболее полно выражал либерализм XIX в. и служил оправданием принципа непрерывного производства. Его частные интересы естественным путем и уже сами по себе отвечали интересам всеобщего благосостояния, поэтому правительственное вмешательство в экономическую деятельность этого индивидуума считалось нецелесообразным и даже вредным. Если не вмешиваться в действия индивидуума, то они сами по себе приведут к правильным пропорциям между различными составными частями экономики. Поэтому, утверждал Вальрас, то, что кажется анархией, на самом деле является порядком.

На деле и в трактовке Вальраса содержится противоречие, а именно. Политика laissez faire, которая, видимо, отвечает возлагаемым на нее надеждам в области производства, в сфере распределения приводит к явно нежелательным результатам. Иными словами, если в производстве экономические законы находят практическое применение, то в распределении принцип полезности должен уступить место принципу справедливости как основной организующей силе. Отстаивая это положение, Вальрас полагал, что следует указаниям Милля Дж.С. и в автобиографии называл себя социальным экономистом в духе этого великого английского исследователя. Чистую экономическую науку и социальную экономику он рассматривал изолированно друг от друга, хотя и лелеял честолюбивые мечты о создании подлинно всеобщей теории. Взгляды социалистов Вальрас, однако, отвергал. Он считал, что Луи Блан и Прудон не знают основных принципов экономики, хотят все перевернуть вверх ногами, в то время как задача сводится к применению науки и тщательным поискам правильных решений.

В эпоху Вальраса во Франции большим влиянием пользовалась философия позитивизма Конта, который выдвинул идею о том, что развитие общества подчинено определенному порядку. В его «Cours de philosophie positive» (Курс позитивной философии) сформулированы некоторые законы человеческого мышления. Согласно Конту, история проходит через три последовательных этапа — теологический, метафизический и позитивный. Для первых двух стадий характерны поиски абсолютных критериев истины, тогда как на позитивной стадии абсолютные категории отвергаются и раскрываются относительные черты связей, существующих в обществе. Многих современников Конта отталкивала склонность его к утопическим построениям, однако нельзя отрицать и его заслуг в разработке анализа действий людей с позиций цельной социальной науки. Конечно, Вальрас не находился под непосредственным влиянием философии Конта, но на него не могла не произвести впечатление вера Конта в прогресс и могущество идей как фактора, управляющего человеческой деятельностью. Вальрас сочувственно воспринял также тезис Конта о центральной роли человека в истории. Однако Вальрас не мог согласиться с положением Конта о том, что существует лишь одна наука об обществе. Он настаивал на трактовке экономики как области, требующей самостоятельной науки.

Политические взгляды Вальраса были довольно неопределенными, но он часто был ближе к социалистам, чем другие теоретики того времени. Так, для установления равенства возможностей всех членов общества Вальрас считал важной национализацию земли, ибо она, как полагал Вальрас, даст государству необходимые средства в виде земельной ренты. Этот тезис, бесспорно, был радикальным. Вальрас понимал, какие чувства обуревают социалистов, однако предлагавшиеся последними меры по ликвидации социальных пороков он считал насилием над экономическими законами. Экономическая наука, говорил он, должна выступать против социализма по той же причине, по какой она выступает против невежества. Особенно серьезно, по мнению Вальраса, заблуждается марксизм, ибо он исходит из несостоятельной предпосылки, что труд является единственным источником стоимости, что эта последняя представляет овеществленный труд и что труд различной квалификации может быть сведен к чему-то общему. Эти идеи, уходящие своими корнями к Адаму Смиту, получили затем логическое завершение в теории Карла Маркса. Однако, замечал Вальрас, они не перестали быть ошибочными. Ведь новейшие экономисты-теоретики установили, что стоимость определяется полезностью вещей и их редкостью и что она пропорциональна «интенсивности предельной потребности в них», то есть их предельной полезности. Этот принцип может быть применен также к земле, капиталу и труду. Ни один из этих факторов не может быть сведен к другому, ибо стоимость каждого из них определяется в соответствии с экономическими законами редкости и полезности.

Вальрас исходил из концепции экономического равновесия, при котором весь общественный продукт состоит из совокупности товаров, предлагаемых по определенным ценам. Совокупности товаров соответствует совокупный спрос потребителей, которые руководствуются принципом полезности. Он допускал возможность несовпадения спроса и предложения, в результате чего равновесие будет нарушено. Марксизм, говорил Вальрас, не смог показать, как достигается равновесие, а ведь именно в ходе этого процесса и устанавливается стоимость. Этот внешне убедительный аргумент не принимал, однако, в расчет того, что Маркс искал ответ на совершенно другие вопросы. Он не ставил перед собой цель выяснить, как в условиях свободной конкуренции устанавливается цена того или иного товара. Задачей Маркса было показать движение прибавочной стоимости при капитализме. Маркса интересовали законы движения капитализма.

Вальрас не мог примириться и с пошлой «экономической гармонией» Бастиа, приносившего науку в жертву сентиментальности. Даже классическая теория не была в состоянии доказать вечную гармонию, ибо она не могла пренебречь противоречиями реальной жизни. Вальрас считал, что все рассуждения Бастиа — сплошная тавтология, поэтому они не могут дать серьезный ответ на экономические проблемы. Вальрас имел и практические основания возражать против положений Бастиа, так как он знал, что чистая политика laissez faire — это иллюзия. Государство, доказывал он, имеет определенные обязанности. Оно должно гарантировать стабильность денег, обеспечить безопасность, давать возможность получить образование, сдерживать спекуляцию, усиливать позиции рабочих с помощью социального законодательства, обеспечивать условия, необходимые для эффективной конкуренции в обществе. Очевидно, что, выступая с этой программой, Вальрас проявил себя как сторонник реформ, а иногда он склонен был даже выдавать себя за социалиста умеренного толка. Его чистая теория должна была стать первым шагом к осуществлению реформ, направленных на улучшение общества.

Исходя из полученного им некогда опыта, Вальрас положительно оценивал кооперативное движение. Он полагал, что это движение является прекрасной школой по изучению основных принципов политической экономии, что оно способно придать высокие моральные и демократические качества капиталистическим методам деятельности. В той мере, в какой социализм выражал глубоко укоренившееся желание укрепить положение личности в обществе, Вальрас считал себя социалистом, несмотря на то, что отвергал официальную партийную доктрину социалистов. Одна из основных предложенных им реформ состояла в проведении единого принципа налогообложения для всех земельных владений. Предполагалось, что такого рода мероприятия будут отвечать интересам как отдельных лиц, так и всего общества.

В реальной обстановке, говорил Вальрас, человек никогда абсолютно не изолирован от других людей. Поэтому государство должно создавать условия для того, чтобы каждый индивидуум смог удовлетворять свои потребности. Потребности граждан удовлетворяются за счет ресурсов, создаваемых капиталом и трудом, а потребности государства могут быть обеспечены за счет земельной ренты. Эта основная реформа, по мнению Вальраса, могла бы быть начата со скупки земли государством, а средством оплаты могли бы стать государственные облигации. Рентные поступления государству с приобретенных земель использовались бы для постепенного погашения облигаций и уплаты процентов. В конечном счете, государство станет собственником всех земель. При сохранении специфики земельных цен как капитализированной ренты прирост стоимости земли автоматически включался бы в рыночный оборот, устраняя таким образом возможность спекулятивной деятельности. На деле, указывал Вальрас, государство выиграло бы от владения землей, так как прогресс агротехники привел бы к более быстрому росту избыточных стоимостей в земледелии, чем считали собственники земли — современники Вальраса.

В своей социальной философии Вальрас пытался определить роль личности и роль государства в обществе. Главная задача заключается в создании такого общественного порядка, при котором утвердились бы свобода и равенство. Это означает наряду с гарантией прав личности сосредоточение в руках государства определенной власти для сохранения существующего социального равновесия. Между отдельными лицами может существовать неравенство, но по отношению к государству все должны быть равны. В обществе должен господствовать принцип равенства возможностей при неравенстве фактического положения. Так Вальрас решал проблему справедливости и общественного порядка. Примирение противостоящих интересов и прав отдельных людей как индивидуумов и членов общества представлялось Вальрасу в виде математической формулы. Волюнтаризм допустим лишь в такой мере, в какой каждый индивидуум в обществе может сам воздействовать на свою судьбу. Обязанностью государства при этом остается обеспечение общественной безопасности и законности. Только в этих условиях каждый может следовать избранному им образу жизни и виду деятельности. Опираясь на это положение, Вальрас отвергал вариант политики laissez faire, предлагавшийся Бастиа и Сэем. Он указывал, что государство должно обеспечить эффективное функционирование механизма конкуренции, а не просто стоять в стороне, ничего не делая. Оно призвано поощрять потребление и производство полезных вещей и, следовательно, должно иметь право в определенных случаях вмешиваться в экономический процесс. Вальрас категорически отвергал теорию свободного предпринимательства манчестерской школы, т.к. сильно опасался склонности к монополии, свойственной предпринимателям. Поэтому законными функциями государства он считал также регулирование деятельности железных дорог, контроль над продолжительностью рабочего дня, вмешательство в функционирование денежного рынка и т.д. Перед лицом непреклонной позиции, занятой новейшими сторонниками свободы предпринимательства, эти: взгляды не следует предавать забвению.

В Лозанне Вальрас всю свою энергию направил на создание теоретической системы, которая и прославила его. Чистая экономическая теория Вальраса вскоре отодвинула на второй план все другие его высказывания. Экономический закон не может быть достаточно точно выражен обычным языком, поэтому он считал, что применение математики становится условием sine qua non (непременным) экономической науки. Например, в не математической форме нельзя выразить возрастание стоимости как функцию полезности вещи и уменьшение стоимости как функцию количества данных вещей. Конечно, такой подход не был новым во времена Вальраса, и он неоднократно ссылался на своих предшественников. Вальрас, например, признавал приоритет Джевонса в решении задачи, связанной с максимумом полезности при обмене товаров, над которой работал и он. Большое внимание до Вальраса уделялось и положению о центральном значении полезности, на которое он опирался. Идея о всеобщем равновесии за сто лет до него была высказана в работе Кенэ. Характеристика роли, предпринимателя была дана Ж.Б. Сэем в 1803 г. В экономических воззрениях времен: Вальраса центральным стало положение о том, что стоимость определяется редкостью вещи, а не издержками ее производства. Постепенно сложилась субъективная школа в политэкономии, исполненная энтузиазма в отношении научной ценности своих взглядов. Конечно, не было недостатка и в критиках. Многие, в частности, считали математический метод Вальраса препятствием на пути экономических исследований. Несмотря на это, Вальрас утверждал, что с помощью его метода можно осуществить экономический анализ значительно» быстрее, точнее и полнее, чем с помощью обычных методов. Он полагал, что его метод — единственный, дающий человеку возможность овладеть природой. Но вначале за Вальрасом пошли только итальянцы, в частности Энрико Бароне и Маффео Панталеони, да и в США Ирвинг Фишер и Г.Л. Мур признали математический метод достойным внимания. Ныне же для всех очевидно, что Вальрас оказался прав, ибо, по существу, каждый экономист должен уметь решать уравнения и быть знаком с высшей алгеброй.

Замысел Вальраса опубликовать три самостоятельных экономических исследования — в области чистой теории, прикладной экономики и социальной экономики — так и не был осуществлен. Книги, относящиеся к последним двум темам, представляют собой лишь сборники разрозненных статей. Тем не менее, они довольно ясно показывают, что он не ограничил себя чисто теоретическими вопросами, а его статьи не лишены известного интереса, хотя Дж.Р. Хикс и полагал иначе. Однако работы Вальраса в области политической экономии стоят как-то особняком. Нельзя сказать с полной уверенностью, что его теоретические исследования в этой области соответствуют его довольно умеренным социальным взглядам. Вальрас так и не смог преодолеть отчасти условных различий между чистой и прикладной наукой. Объектом изучения чистой теории он считал раскрытие основных законов: как и в кантовском учении об априорной истине, чистая теория должна исходить из фактов, полученных из опыта; только путем изучения этих фактов и, пренебрегая моральными и утилитарными соображениями, можно раскрыть их внутреннее содержание. А это и есть проявление чистых, рациональных, эмпирических законов. Что же касается прикладной экономики, то ее следует рассматривать как выражение человеческой воли; эту науку можно подразделить на две части — этику, объектом изучения которой являются отношения между людьми, и технологию, в задачу которой входит изучение отношений между человеком и природой.

По Вальрасу, логически обоснованно доказать правильность теории можно лишь с помощью математического метода. Система доказательств, характерная для чистой политической экономии, имела своим источником сферу обмена и предполагала двоякого рода условия, необходимые для экономического равновесия: каждый участник сделки должен получать максимальную полезность, а совокупный спрос на каждый товар должен быть равен его совокупному предложению. Предельная полезность, бесспорно, выступала здесь как понятие математическое. Вальраса поистине можно считать одним из первооткрывателей этого важнейшего понятия. Он дал ему название rarete (редкость) и выразил его следующим образом: предельная полезность есть убывающая функция потребленного количества, и она пропорциональна уплаченной цене. Предельная полезность достигается в том случае, когда последние из расходуемых потребителем средств, с учетом его предпочтения к тому или иному продукту (а также при данном доходе), принесут ему одинаковое удовлетворение; это и есть точка экономического равновесия. Если указанные условия преобладают, то имеет место максимизация полезности. Математически это будет производная от совокупной полезности, выражающая не только связь между количеством данного блага и его полезностью, но и темпы изменения полезности каждой единицы блага.

В концепции Вальраса содержится также намек на сравнительные оценки полезности разными лицами. Однако известный переводчик Вальраса Уильям Жаффэ сомневался в правильности толкования этого места. Жаффэ указывал на то, что Вальрас скорее предвосхитил одно из положений теории благосостояния, согласно которому возрастание полезности, извлекаемой на рынке одним лицом, происходит за счет уменьшения полезности, достающейся другому лицу. Как бы то ни было, это может служить примером того, какие неясные места встречаются в работе Вальраса «Элементы». Предельная полезность в концепции Вальраса предполагала равенство всех покупателей на рынке. Но способ распределения дохода заставляла усомниться в правильности этого положения, так как различия в размерах доходов разных лиц ведут к различиям в степени удовлетворения их предельных потребностей. Согласно теории благосостояния, максимизация совокупной социальной полезности имела бы место лишь в случае перераспределения доходов таким путем, при котором предельная полезность дохода была бы равна для всех лиц. Несомненно, подобная теория была бы более подходящей для общества, где царит равноправие, чем для общества, в котором жил Вальрас. По Вальрасу, rarete также является источником стоимости, т.к. она превращает покупателя в окончательную инстанцию в процессе принятия решений,— процессе, который и является, в конечном счете, двигателем экономики. Эта мысль Вальраса представляется несколько запоздалой, ибо к анализу полезности он приступил после того, как исследовал процесс обмена. Однако без rarete все исследование оказалось бы лишенным более или менее удовлетворительной психологической основы.

Достоинства метода Вальраса особенно хорошо видны на примере трактовки им производства и капитала. На основе предложенных Вальрасом уравнений для процесса обмена появились математические построения, охватывающие всю экономику и характеризующие систему всеобщего равновесия. Количество уравнений равно числу неизвестных величин, однако они не поддаются одновременному решению. Путь к равновесию скорее лежит через группировку уравнений, то есть через процесс, обозначенный у Вальраса термином tatonnement (поиск ощупью). Т.е., Вальрас по существу отождествлял экономическую теорию с математическим методом. «Чистая экономическая наука,— говорил Вальрас,— есть также и теория общественного богатства». Это заявление явно расходится с более общими высказываниями Вальраса о значении прикладных наук. В результате чрезмерного увлечения математикой у него произошло смешение формы и содержания. Бесспорно, математика может явиться полезным инструментом в арсенале экономиста. Но вряд ли правильно было бы думать, что она исчерпывает все содержание экономической науки. Очевидно, это было известно и самому Вальрасу. Тем не менее он не мог излагать сущность экономических явлений, не прибегая к многочисленным уравнениям. В результате изложение приобретало столь абстрактную форму, что даже переводчик Вальраса Жаффэ вынужден был в значительной мере видоизменить некоторые из его формул.

Вальрас исходил из существования свободной конкуренции. Однако она не представлялась ему в виде спокойного и гладкого процесса, ибо экономическое равновесие скорее напоминает зеркальную гладь озера в тихий день. Но внезапно набегает ветер и все приходит в движение. Так, говорил Вальрас, возможно, что цены в течение длительного времени будут выше стоимости, а это приведет к нарушению равновесия. Несмотря на это, в целях теоретического исследования целесообразно все же допустить, что в обществе имеет место свободная конкуренция, устойчивость экономических условий и непрерывность процесса производства. На первой стадии разработки экономической теории должны приниматься во внимание лишь самые важные элементы, даже если такого рода анализ будет очень далек от реальной экономической действительности. Другим ключевым понятием, по Вальрасу, является понятие меновой стоимости, которую он определяет как свойство вещи «быть купленной и проданной», так что в каждом акте обмена имеет место двойная покупка и двойная продажа. Парето довольно энергично возражал против такого определения стоимости, указывая, что в этом случае неизвестная величина — стоимость, определяется с помощью другой неизвестной величины — свойства вещи. Во всяком случае, представляется, что меновое отношение Вальраса действительно определено недостаточно четко.

Экономическая система Вальраса носит замкнутый характер и никак не связана с внешним миром. Конечные потребители продуктов продают свои услуги и покупают товары различных фирм; последние, в свою очередь, покупают услуги факторов и сырье, необходимые для производства товаров, которые реализуются затем конечным потребителям или другим фирмам. Исходя из этой общей схемы, Вальрас поставил перед собой задачу выяснить условия для осуществления равновесия во всей экономике, ибо только после этого могли быть установлены цены на товары и услуги, уровень выпуска продукции и издержек ее производства. Именно эти проблемы являются центральными. Факторы производства, с которыми предприниматель обычно имеет дело,— это земля, труд и капитал. Но предпринимателя интересуют услуги, оказываемые различными факторами производства. Поэтому Вальрас счел необходимым провести различие между основным капиталом, оказывающим предпринимателю ряд услуг, и оборотным капиталом, который может быть использован лишь для какой-то одной цели. В известном смысле земля также капитал, но особый капитал, способный служить вечно. Предприниматель покупает услуги на одном рынке и продает свою продукцию на другом. Все блага обмениваются на рынке с помощью расчетной единицы, названной Вальрасом numeraire. Она служит мерилом для всех других товаров, но имеет и свою собственную предельную полезность. Торговые сделки должны осуществляться в форме «выкрикивания цен» покупателями и продавцами, как на огромном аукционе, так что, в конце концов, на рынках товаров и услуг будет достигнуто равновесие. Эти рынки представляют собой, по существу, счетные машины, решающие уравнения экономического равновесия. Допустим, что, когда цены назначаются покупателями и продавцами впервые, спрос превышает предложение. В этом случае цены растут и товары предлагаются все большим числом продавцов, пока в конце концов не установится равновесие спроса и предложения. Конечно, рисуя такую картину рынка, Вальрас имел в виду закон больших чисел, действующий на рынке в сторону установления стабильного состояния. Практически же состояние достигается через систему свободной конкуренции. Однако Вальрас не дал ясного ответа на вопрос о том, как процесс уравновешивания предложения и спроса на одном рынке воздействует на состояние равновесия на других рынках.

Вальрас признавал, что его экономическая система есть лишь идеальное хозяйство в духе Вебера, но он полагал, что именно к такого рода нормальному экономическому устройству стихийно идет общество в условиях свободной конкуренции. При росте прибылей в той или иной отрасли производства туда автоматически направляется поток капитала. Сокращение прибылей ведет к отливу капитала. А этот механизм означает, что в условиях равновесия все получают лишь нормальную прибыль. В свете его общей теории эта концепция Вальраса представляется достаточно обоснованной, хотя она в свое время и подвергалась известной критике. Она поражает своей замечательной простотой. Но хотя концепция Вальраса полностью удовлетворяет требованиям теории конкурирующих цен, она отводит предпринимателям лишь пассивную роль покупателей услуг и продавцов товаров. В ней отсутствует такой момент, как стимул к нововведениям, описанным Шумпетером.

Цены — явление, характерное для всех секторов экономики: сфер потребительских благ, услуг факторов, эксплуатации земли, капитальных благ. Но основное внимание Вальраса привлекали поток услуг или доход, порождаемый активами. У Вальраса перечислены по крайней мере двенадцать различных видов активов: земельный капитал, личный капитал и капитальные блага, которые создают услуги потребительского назначения; три аналогичные категории активов, создающие услуги производственного характера; новые капитальные блага, временно не приносящие дохода; запасы товаров у потребителей, обмененные на доход; сырьевые материалы; вновь созданные товары, приносящие доход; наличные деньги; сбережения. Все эти элементы составляют в совокупности замкнутую экономическую систему, внутри которой циркулирует поток доходов. Процесс же «выкрикивания цен» отражает только попытки покупателей и продавцов, так что производители и потребители при желании могут уйти с рынка.

Если все изложенное рассматривать как описание экономического процесса, то нельзя не признать, что работа Вальраса представляет собой довольно смелую абстракцию, отличающуюся чрезвычайно сложным математическим построением. При этом встают четыре проблемы: проблемы оценки с помощью numeraire Вальраса услуг, продуктов и капитальных благ, а также проблема самого этого numeraire. Экономическое равновесие у Вальраса не только устойчиво, оно может быть нарушено лишь какой-то внешней силой. Предоставленная самой себе, его экономическая система неодолимо движется к ценам, обеспечивающим равенство спроса и предложения. Эта экономическая система описана в нескольких системах уравнений. Имеются, например, уравнения спроса, выражающие последний не только в виде функции цены соответствующих товаров, но и в виде функции цен потребительских благ в целом. Затем идут уравнения издержек производства, и если исходить из допущения, что цены изменяются в прямой зависимости от издержек производства, то можно получить ряд уравнений, выражающих равенство цен затратам на элементы производства. Кроме того, имеются уравнения, выражающие количественные соотношения между общей величиной доступных производственных услуг и количествами, используемыми для каждого вида товаров. Цены производственных услуг позволяют установить технические коэффициенты, или производственные функции, так что фирма стремится выпускать продукцию при минимальном уровне издержек. Далее, использование производственных услуг, по Вальрасу, зависит от цен на товары и от цен на услуги.

Пригодна ли схема Вальраса для разрешения проблем современной промышленности? Это — особый вопрос, требующий специального рассмотрения. Что же касается ее логики, то она определяется основной посылкой, выраженной в виде системы уравнений и означающей, что сумма данных условий неизбежно предопределяет сумму данных последствий.

Все построение сконструировано по принципу «если бы было так, то следствием было бы то-то»; предполагается, что потребители, вступая на рынок, уже знают не только свою функцию спроса, но и функцию предложения, технические коэффициенты и другие необходимые им данные. Задача решается по существу автоматически на оживленном аукционе, где изолированные экономические контрагенты действуют в условиях свободной конкуренции. Уже из того метода, с помощью которого Вальрас создавал свои теоретические построения, было очевидно, что все факторы производства у него обладают бес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: