Зарождение литературы в Англии




Введение

Литература начинается с работы писцов. Само слово "литература" происходит от лат. littera — буква, почерк.

Еще недавно считалось, что человек существует на земле 1 миллион лет, ныне ученые утверждают, что человеку не менее 2 миллионов лет, а некоторые называют 5 миллионов лет. Искусство появилось 40 тысяч лет назад. А литература насчитывает, очевидно, не более 5—6 тысяч лет. Она моложе музыки и живописи, театра (игрового действа) и архитектуры. С литературой человечество живет лишь тысячную долю времени своего пребывания на земле.

Литература самого раннего периода и есть все, что зафиксировано на письме, будь то мифы или надписи на печатях. Мифы, то есть сказания о богах и героях своего народа, предмет веры и почитания, словесная основа религиозного ритуала, особенно важны: они стали основой художественной литературы. Проходили века, тысячелетия — и менялось то главное, что требовало фиксации в письменной форме. Началась и дифференциация литературы, все более выделялась литература художественная. Как отмечал академик Ю. Б. Виппер, формулируя в первом томе "Истории всемирной литературы" концепцию этого грандиозного издания, "... само представление о том, что именно является "литературой" как таковой и входит в ее состав, — величина переменная, претерпевающая существенные изменения в ходе веков". Тем самым Ю. Б. Виппером было реализовано положение историкотеоретического подхода об изменчивости содержания категориального аппарата литературоведения в зависимости от места и времени — эпохи и региона мира.

Широкое определение: литература — совокупность зафиксированных на письме и имеющих общественную значимость текстов; в более узком смысле — только художественная литература, вид искусства. Применительно к разным этапам развития культуры содержание понятия "литература" должно трансформироваться, в него могут включаться зафиксированный на письме фольклор, религиозные, философские, эстетические, документальные, научные и другие тексты.

Литература, являясь частью художественной деятельности, обладает наиболее существенными признаками искусства, сложившимися при его рождении и сохраняющимися во всех видах искусства, это:

o тезаурусность — обращение только к материалу, важному для человека (что определяет темы, проблемы, идеи, конфликты, образную систему); включение нового художественного материала только сквозь призму уже сложившейся, освоенной прежде системы художественных ориентиров, ожиданий; это свойство воплощается в диалектике опоры и импровизации в фольклоре, традиции и новаторства, ожидаемого и неожиданного, интертекстуальности в искусстве;

o символичность, или открытость образа — передача в искусстве только части информации, которая дополняется в сознании воспринимающего (этим объясняется закономерность множественности интерпретаций и невозможность абсолютно адекватного понимания произведения искусства, что особенно заметно при его восприятии человеком другой эпохи, национальности, культурного слоя);

o суггестивность — способность искусства передавать информацию, минуя критику сознания, и одновременно невозможность восприятия искусства вне измененного состояния сознания; один из основных способов ее достижения — ритм (повтор, мотив);

o условность — признанное обществом замещение действительности системой художественных средств (иносказание, передача объема на плоскости, традиционность и др.); всякое художественное мышление жанрово: жанр — наиболее общее средство реализации принципа условности в искусстве;

o завершенность — существование искусства в виде отдельных, отграниченных в пространстве и времени от остального мира произведений; это и свойство восприятия искусства, поэтому даже незавершенные произведения и отдельные фрагменты, чтобы стать фактом искусства, должны отвечать данному признаку искусства (закону композиции);

o иммортальность (лат. immortalis — бессмертный, вечный) — стремление к длительному сохранению произведения искусства (основа импровизации в фольклоре, прочные материалы, краски, книгопечатание, ноты, традиция в мимолетных видах искусства, подобных искусству чаепития или икебане, и др.).

Теперь рассмотрим и сравним, как же зарождалась литература в Англии и США.


Зарождение литературы в Англии

 

Английская литература — литература, созданная английским народом на территории Великобритании. Особенностью развития Английской литературы является то, что с древнейших времен она смыкалась с культурой разных этнических образований. В последние века античного мира Британские островава были населены народами кельтского происхождения, попавшими в 1—5 веках. н. э. под римское владычество. Затем страна подверглась нашествию англо—саксонских племен, частично покоривших кельтских аборигенов, частично оттеснивших их в Уэльс, Шотландию, Ирландию, которые долгие века оставались очагами кельтской культуры. Как взаимодействие с покоренными кельтами, так и общение с населением Уэльса, Шотландии и Ирландии не могло не оказать некоторого влияния на английскую культуру. В более поздние времена происходит покорение Уэльса и Ирландии англичанами, а также присоединение Шотландии к Англии. Английская культура становится господствующей на Британских островах. В силу этого многие деятели литературы, ирландцы и шотландцы по происхождению, начиная с 18 века пишут на английском языке, их творчество, так или иначе, входит в русло Английской литературы.

Собственно Английская литература, т. е. литература на английском языке, складывается сравнительно поздно. Ее возникновение обычно датируют 14 веком, т. к. до этого времени в Британии был так называемый древнеанглийский или англо—саксонский язык. Однако, каковы бы ни были различия между языком древней и языком средне—вековой Англии, есть все основания рассматривать эти периоды Английской литературы как этапы единого процесса, на протяжении которого происходило формирование английского языка, английской культуры и английской нации.

Исходным моментом истории Английской литературы является завоевание Британии англо—саксонскими племенами (5 век). Однако ни о какой «чисто» английской культуре в следующие за этим столетия не может быть и речи. Племена англов, саксов и ютов, пришедшие с континента Европы, принесли с собой свой язык и культуру, стоявшие на уровне первобытнообщинного развития. В конце 6 века началось обращение английского населения в христианство, что принесло в страну элементы латинской языковой культуры в той мере, в какой они были усвоены римско—католической церковью. Набеги датчан, начавшиеся с 8 века, завершились в 9 веке завоеванием значительной части Англии. Освобождение от датского владычества в 10 веке не положило конца иноземным вторжениям. В 1066 англо—саксонские войска, проиграв битву при Гастингсе, отдали страну во власть норманнов, потомков скандинавских викингов, покоривших Бретань (на северо—западе Франции), ассимилировавшихся с местным населением и перенявших французский язык. Этот язык, который норманны принесли в Англию, стал на некоторое время языком господствующего класса. Таким образом, с концом античного мира миграции населения и иноземные завоеватели приносили в культуру страны различные этнические, культурные и языковые элементы. Коренным языком оставался язык англо—саксонских племен, но он вбирал в себя кельтские, латинские, скандинавские элементы. Кроме того, условия социального развития предопределили на долгое время существование двух языковых культур — коренной англо—саксонской и латинской.

Подлинным истоком Английской литературы было устное народно—поэтическое творчество, хотя памятники его дошли в сравнительно поздних записях.

Первая эпоха Английской литературы (5—15 века) связана с возникновением, утверждением и началом распада феодализма. В пределах этой эпохи различаются четыре периода. В 5 — середине 11 веков немногочисленные памятники народной поэзии англо—саксов отражают последние этапы общинно—родового быта и начало формирования феодализма. Это лирические фрагменты («Жалоба жены»), метрически арранжированные перечисления родовых имен и родословные (так называемые «тулы»), а также древние формы мнемонического стиха, имевшего целью фиксацию законов, календарей праздников, заклинания, загадки, гномические стихи. Фрагменты такого рода свидетельствуют об универсальной роли, которую играла до 13 века стихотворная речь, носившая аллитеративный характер. Поэтическое творчество было сводом исторических знаний, законов, обычаев, верований и нравственных понятий. Все это было окрашено наивными анималистическими представлениями, обожествлением явлений природы и общественной жизни. С развитием разделения труда и социальной дифференциацией первобытного общества возникла профессионализация поэтического творчества. Появились певцы—поэты (так называемые скопы, или глимены). Одна из древнейших англосаксонских поэм «Скиталец» представляет собой повествование скопа о своих странствиях и жизненной судьбе. Содержание «Жалобы Деора» — также судьба поэта, придворного певца дружинного вождя. Превратности войны составляют тему эпического фрагмента (вероятно 10 или 11 века). «Финсбургская битва» (впервые изданая в 1705). Образцом ранней лирики является «Послание влюбленного». Наиболее значителный памятник народной англо—саксонской эпическй поэзии — «Беовульф » (запись 10 века), в котором выражены жизненные идеалы и понятия народа Древней Англии. В образе Беовульфа представлен воин—герой, затем племенной вождь, свершающий подвиги во имя интересов своего рода и дружественных племен. Окруженный могучими и непознанными стихиями природы, олицетворенными в образах фантастических чудовищ, человек, сознающий свою ответственность перед народом, мужественно идет навстречу опасностям и преодолевает их. Эта народно—героическая эпическая традиция проходит затем через всю средневековую поэзию, воплощаясь то в образах рыцарей — защитников справедливости, то в образах благородных разбойников, восстающих против феодального произвола.

Из количественно более обширной «ученой» письменности этого периода выделяются «Церковная история англов», написанная по—латыни; ее автор — Беда Достопочтенный (672—735); труды ученого Алкуина (8 век) и первые образцы англо—саксонской прозы, написанные королем Альфредом (848—901) и учеными клириками Эльфриком (10 век) и Вульфстаном (10 век). Значительным памятником эпохи является «Англо—саксонская хроника» — летопись исторических событий, составлявшаяся с 9 по 12 века. Растущая роль церкви как идеологического центра феодальной системы обусловила не только религиозно—богословскую окраску всей историографии и науки, но и возникновение религиозной христианской поэзии, противопоставлявшейся духовенством языческой поэзии типа «Беовульфа». Сохранились две группы религиозных поэм на англо—саксонском языке, связанные с именами поэтов Кэдмона (7 век) и Кюневульфа (8 век), интересные попыткой отразить в религиозных библейских сюжетах черты реальной жизни англо—саксов.

Второй период средне—вековой Английской литературы именуется англо—норманским, так как в эту пору (1066—1350) Англия находилась под владычеством норманнов. Это — время оформления феодального строя в Англии с его системой вассалитета в среде господствующего класса и закрепощением массы англо—саксонского сельского населения. Английская литература этого периода была трехязычной. Церковная поэзия и проза писались преимущественно на латыни; в среде коренного населения, главным образом в народе, сохранялась традиция англо—саксонской поэзии; в дворянско—рыцарской среде преобладал французский язык — язык завоевателей. Значительными памятниками церковной литературы были нравоучительные произведения: «Моральная поэма» (12 век), «Правила для отшельниц» (12—13 века), «Книга для Орма» («Ормулум», 12—13 века) и др. Из светской поэзии выделяются «Пословицы Альфреда» (12 век), собрание народных изречений, кладезь средне—вековой житейской мудрости и образец тогдашнего остроумия. Типичный образец средне—вековой поэмы—спора — «Сова и соловей» (12—13 века), где сова воплощает суровую нравственность и склонность к мудрствованиям, а соловей отстаивает право на радости любви. Здесь косвенно отражается противоречие между средне—вековой религиозной моралью и светскими стремлениями феодального общества. Рыцарская поэзия воплотила высшие элементы культуры эпохи, продолжив развитие героического идеала раннего средневековья, окрашенного теперь специфически феодальными мотивами, но отнюдь не ограниченного ими одними.

Образ человека в рыцарской литературере воплощает и внешние черты представителя привилегированного сословия и нравственные черты, выражающие идеал подлинной гуманности. Герой—рыцарь выступает как поборник справедливости, защитник слабых и обиженных, его отличает высокая культура поведения, он наделен способностью к возвышенным чувствам, преклоняется перед женщиной и выражает поэзию любви как личной страсти. Наиболее полно этот идеал получил выражение в новой литературной форме — рыцарском стихотворном романе, написанном частично аллитеративным стихом, частично приемами французского метрического стихосложения. Центральная группа сюжетов рыцарской литературы связана с преданиями о кельтском (точнее корнуэльском) короле Артуре и рыцарях Круглого стола — романы о Ланселоте, Персевале, Гавейне, Тристане, волшебнике Мерлине, которые сохранились в рукописях 13—14 веков. Особую группу составили рыцарские романы на национальные английские сюжеты, отражающие подчас наслоения периода датского завоевания — «Король Хорн», «Хевлок—датчанин». Но уже чисто английскими были «Гай Уорикский», «Ричард Львиное сердце», «Бевис из Хемптона». Как и в другие европейские страны, в Англию дошли отголоски античного эпоса и истории, что нашло отражение в романах об осаде Трои, об Александре Македонском и др. Наряду с прославлением подвигов, утверждением гуманного отношения к людям в рыцарских романах встречаются и демократические мотивы (например, в романе «Оруженосец низкого звания»).

«Золотым веком» средне—вековой Английской литературы была вторая половина 14 века. Феодальное общество достигло вершины своего развития. Несмотря на мощь феодальных баронов, монархия стала в некоторой мере централизующей силой страны; буржуазия стала уже влиятельной частью общества. В правящей верхушке усугублялась династическая вражда, с переменным успехом шла Столетняя война с Францией, обострились и противоречия между дворянами и крестьянством, приведшие к крестовой войне 1381. В этой бурной обстановке произошел невиданный подъем Английской литературы, которая впервые приобрела национальный характер. Этому предшествовало оформление единого национального языка, англо—саксонского в своей основе, но обогащенного латинскими и французскими элементами. Основу общенационального так называемого среднеанглийского литературного языка составили лондонский диалект и элементы говоров среднеанглийских графств. Английская литература второй половины 14 века отличается многообразием идейных и художественных тенденций. С одной стороны, возникает высшее проявление всей традиции рыцарского романа — «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». С другой стороны, в поэме У. Ленгленда (1332 — год смерти неизв.) «Видение о Петре—пахаре» (1362) мощно зазвучал голос мятежной крестовой демократии века. Аллитеративный стих связывает поэму с древнейшей поэтической традицией страны, тогда как сюжетная основа — аллегоричная поэма—«видение» — указывает на ее родство с нравоучительной и религиозной морализаторской поэзией средневековья. Но содержание поэмы раскрывает социальные противоречия эпохи. Это страстный протест против несправедливостей феодального строя, произвола феодалов—крепостников, власти золота (образ «дамы Выгоды»). Здесь звучат отголоски уравнительных идей и проповедуется мораль нравственного очищения посредством трудовой жизни.

Второе течение литературы этого периода сочетает все богатство идей и сюжетов средневековья с первыми ростками новой гуманистической идеологии, веяние которой дошло уже в это время из Италии. Дж. Гауэр (1330—1408) — выразитель идеологии передовых слоев господствующего сословия. Он поэт трехъязычный: его «Глас вопиющего» (около 1382) написан латинскими стихами, «Зерцало размышляющего» (1376—79) — французскими стихами, а «Исповедь влюбленного» (1390) — на среднеанглийском языке.

Над всеми поэтами этой эпохи возвышается Дж. Чосер (1340—1400) — родоначальник реализма в Английской литературе. Его творчество вобрало в себя дух светской культуры рыцарства, элементы зарождающейся буржуазной культуры, веяния итальянского гуманизма. Лиризм и мастерство эпического рассказа Чосера ярче всего проявились в поэме «Кентерберийские рассказы» (1386—1400) — поэтической энциклопедии английской жизни 14 века. Если поэзия Гауэра проникнута морализаторством, то Чосер, прежде всего, внимательный наблюдатель жизни, любовно относящийся к человеку, которого он показывает и в его подлинном величии, и в самых низменных проявлениях. Жизненный реализм Чосера намного опередил его время.

После подъема поэзии в 15 веке наступает спад книжной литературы. Эпигоны Чосера — Дж. Лидгейт (ок. 1370 — ок. 1450), Т. Оклив (ок. 1368 — ок. 1450) многословны и маловыразительны. Подлинный расцвет переживает в 15 веке шотландская литература, в Англии же центр поэтической активности переходит в народную среду, проявляясь в расцвете народной баллады. В 15 веке феодальный класс переживает все углубляющийся кризис, кульминацией которого была династическая война Алой и Белой розы (1455—85), приведшая к почти полному самоистреблению феодальной знати. В то же время английское крестьянство, освободившееся из—под ига крепостничества и став свободным (йоменри), переживало свой «золотой век», чем объясняется возрождение устного народного поэтического творчества (от него остались немногочисленные памятники, собранные и записанные лишь в 17 и 18 веках). Городская культура воплотилась в народной драме, образце коллективного творчества горожан и ремесленников. Любовь к театральным зрелищам, укоренившаяся в народе, составила основу последующего расцвета английской драмы в конце 16 — начале 17 веков.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: