ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Особенности организации дошкольного образования в РФ
Дошкольные образовательные учреждения являются первым уровнем системы государственного образования.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, которое реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе особенности образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольное образование можно получить как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и в форме семейного образования. Образовательное учреждение осуществляет не только получение дошкольного образования, но и присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Функционирование образовательных учреждений осуществляется с помощью федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 года ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт определяет:
- формы обучения по образовательной программе, которая, в свою очередь, определяет содержание дошкольного образования;
- формы получения дошкольного образования;
- сроки получения дошкольного образования;
- требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования;
|
- самостоятельную разработку и утверждение образовательными организациями образовательных программ дошкольного образования.
Задачи ДОУ |
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей |
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей |
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей |
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей |
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье |
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей |
Рисунок 1. Основные задачи ДОУ
В группах осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации: рис. 2.
Группы |
группы общеразвивающей направленности |
группы компенсирующей направленности |
реализация образовательной программы дошкольного образования |
реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья |
группы оздоровительной направленности |
создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий |
группы комбинированной направленности |
осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников |
группы детей раннего возраста |
без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет |
группы по присмотру и уходу |
без реализации образовательной программы для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152697/ © КонсультантПлюс, 1992-2014 |
семейные дошкольные группы |
с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях, могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152697/ © КонсультантПлюс, 1992-2014 |
|
|
Рисунок 2. Группы в образовательных дошкольных организациях
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы в соответствии со своим уставом по пятидневной или шестидневной рабочей неделе.
Группы имеют право функционировать в режиме:
- полного дня (12-часового пребывания);
- сокращенного дня (8 - 10,5-часового пребывания);
- продленного дня (13 - 14-часового пребывания);
- кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.
По желанию родителей (законных представителей) группы могут функционировать также в выходные и праздничные дни.
Родители (законные представители) воспитанника имеют права без взимания платы на получение консультативной, методической, диагностической, психолого-педагогической помощи.
Для функционирования дошкольных образовательных учреждений, которые осуществляют воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, разрабатываются адаптированная образовательная программа и индивидуальная программа реабилитации инвалидов.
В ДОУ создаются специальные условия, включающие в себя использование образовательных программ и специальных методов воспитания, обучения и развития таких детей, а именно:
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь.
В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается: рис.3.
Группы детей с ограниченными возможностями здоровья |
для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению |
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152697/ © КонсультантПлюс, 1992-2014 |
для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху |
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации |
для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата |
материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений) |
Рисунок 3. Группы детей с ограниченными возможностями здоровья
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в группах должно быть не более 15 человек. Образование этих детей может осуществляться как в отдельных специализированных учреждениях, так и вместе с другими.