Нормативно-правовое обеспечение финансирования дошкольного образования в РФ




Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования на дошкольное образование являются финансовой гарантией конституционных прав граждан.

В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней.

Бюджетные ассигнования, предназначенные на дошкольное образование поступают по каналам, прежде всего, местных бюджетов, бюджетов субъектов и федерального бюджета.

За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.

В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.

Механизм бюджетного финансирования дошкольных образовательных учреждений основывается на следующих принципах:

- деятельность дошкольных образовательных учреждений финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

- финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду и категории дошкольного образовательного учреждения;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают государственные (региональные) нормативы бюджетного финансирования;

- государственный норматив бюджетного финансирования определяет минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников дошкольного образовательного учреждения, приобретение учебного оборудования, пособий, на социальные услуги, финансируемые из бюджета, затраты на хозяйственные расходы, кроме коммунальных расходов;

- государственный норматив бюджетного финансирования применяется при расчете субвенций местным бюджетам и объемов прямого финансирования дошкольных образовательных учреждений в случае соучредительства.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение – это бюджетная организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами.

Дошкольное образование относится к сфере продуктивных вложений. Учитывая важность системы дошкольного образования уделяется большое внимание развитию данной сферы: разрабатываются специальные программы, расширяются и совершенствуются источники финансирования. Во многих странах мира главным источником финансирования расходов на дошкольное образование являются средства бюджета. Бюджетные средства составляют более 80 % от общего объема финансирования. Основными источниками финансирования дошкольного образования на сегодняшний день являются местный (ведомственный) бюджет и родительская плата. Согласно существующим нормам, размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка. При этом для ряда категорий предусмотрены существенные льготы, вплоть до полной отмены родительской платы.

Но, учитывая скудость финансирования детских садов особое значение для нормального существования дошкольного образовательного учреждения приобретают внебюджетные источники финансирования.

К наиболее распространенным внебюджетным источникам финансирования детского сада относятся:

- шефская помощь;

- благотворительные и спонсорские взносы;

- добровольные родительские пожертвования;

- благотворительные взносы «Милосердие»;

- доходы от предпринимательской деятельности образовательного

учреждения: родительская плата, оказание платных услуг, сдача металлолома, сдача в аренду помещений: рис.4.

Бюджет ДОУ
Ассигнования из бюджета субъектов Федерации
Средства от предпринимательской деятельности
Добровольные пожертвования и благотворительныевзносы
Добровольные родительские пожертвования
Шефская и спонсорская помощь
Ассигнования из федерального бюджета (субвенции)  
Ассигнования из местного бюджета  

Рис. 4. Состав источников формирования финансовых ресурсов

 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что источниками финансирования дошкольных образовательных учреждений являются: ассигнования из федерального бюджета (субвенции); средства бюджета субъектов Федерации; ассигнования из местного бюджета; средства внебюджетных фондов.

В уставе образовательного учреждения, оказывающего платные образовательные услуги и осуществляющего предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в обязательном порядке указываются основные характеристики организации его деятельности, в том числе:
- наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

- осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Привлекаемые внебюджетные средства зачастую полностью направляются на покрытие текущих расходов (выплату заработной платы, уплату коммунальных услуг и так далее). Но в настоящее время все чаще привлеченные денежные средства стали направляться и на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.

Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

Согласно приказу № 1216, от 29.09.2014 года «Об утверждении размера родительской платы за предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в образовательных учреждениях города Липецка, реализующих образовательные программы дошкольного образования», в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с 01.10.2014 установлен размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в образовательных учреждениях города Липецка, реализующих образовательные программы дошкольного образования на территории города Липецка:

- в размере 1640 рублей в месяц для детей посещающих группы дневного пребывания;

- в размере 1720 рублей в месяц для детей посещающих группы круглосуточного пребывания;

- в размере 1000 рублей в месяц для детей посещающих группы кратковременного пребывания;

- в размере 1390 рублей в месяц для детей посещающих группы дневного пребывания при отсутствии прачечной и осуществлении питания детей через сторонние организации;

- в размере 990 рублей в месяц для детей посещающих семейные группы.

Освобождаются родители от платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, если:

- дети-инвалиды;

- дети – сироты;

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети с туберкулезной интоксикацией;

- оба родителя инвалиды 1 и 2 группы;

- ребенок посещает группу компенсирующей направленности: для глухих детей, для слабослышащих детей, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью, для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, для детей с аутизмом;

- родитель ребенка, посещающего муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Липецка, является работником муниципального дошкольного образовательного учреждения города Липецка, относящимся к категории технического или младшего обслуживающего персонала;

- родитель ребенка, посещающего муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее образовательную программу дошкольного образования на территории города Липецка, является работником муниципального общеобразовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного образования на территории города Липецка, относящимся к категории технического или младшего обслуживающего персонала.

Плату за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в размере 50% от установленных размеров:

- один из родителей инвалид 1 и 2 группы;

- один из родителей участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-90 годах, а также один из родителей эвакуирован из зоны отчуждения или переселен из зоны отселения;

- одинокие матери, которые воспитывались в детском доме;

- родитель ребенка (законный представитель) имеющий трех и более несовершеннолетних детей;

- родитель ребенка, посещающего муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Липецка, является педагогическим работником муниципального дошкольного образовательного учреждения города Липецка;

- родитель ребенка, посещающего муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее образовательную программу дошкольного образования на территории города Липецка, является педагогическим работником муниципального общеобразовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного образования на территории города Липецка.

Плату за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в размере 70% от установленных размеров:

- одиноким матерям;

- семьям, в которых потерян один из родителей (на ребенка назначена пенсия по случаю потери кормильца).

Умелое привлечение средств из внебюджетных источников часто становится основой благополучия детского сада, стабильное финансирование открывает перед дошкольным учреждением возможности не просто выжить, а развивать материально-техническую базу, воплощать в жизнь современные педагогические программы и при этом привлечь и сохранить самые лучшие, опытные педагогические кадры.

Планирование источников финансирования

Бюджетное финансирование – это финансирование, которое осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории дошкольного образовательного учреждения.

В основу расчета норматива финансирования детских дошкольных образовательных учреждений (НФД) положены следующие принципы:

- норматив финансирования ДОУ является составным, и содержит следующие части: норматив финансирования образовательных услуг, реализуемых ДОУ (НФД1), и норматив финансирования услуг по содержанию детей в ДОУ (НФД2);

- формирование величин НФД производится путем установления нормативных соотношений между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материального обеспечения (ФМО);

- включение в расчетные величины НФД прямых текущих расходов, непосредственно влияющих на стоимость обучения и стоимость содержания одного воспитанника в рамках реализации образовательных программ, являющихся минимально необходимыми;

- расходы, обеспечивающие жизнедеятельность ДОУ, относящиеся и к образованию, и к содержанию воспитанников в ДОУ, включаются в соответствующие нормативы пропорционально установленному соотношению (ФОТ педагогических работников и ФОТ хозяйственного персонала).

В норматив бюджетного финансирования не включаются: долгосрочные расходы на содержание зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, мебели, текущий и капитальный ремонты.

Расходы, не включенные в НФП, финансируются дополнительно.

Норматив фонда оплаты труда (ФОТ) включает:

- оплату труда по тарифным ставкам в соответствии со средневзвешенными квалификационными разрядами работников образовательных учреждений по муниципальному образованию, исходя из нормативной численности персонала;

- надбавки за вредные условия труда и режим работы;

- оплату труда лиц, замещающих уходящих в отпуск (10% тарифного ФОТ);

- надтарифную части заработной платы, выполняющей стимулирующую функцию;

- начисления во внебюджетные фонды;

- компенсационные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции.

 

Норматив фонда материального обеспечения ФМО формируется исходя из нормативов натурального объема и потребности учреждений и действующих цен на соответствующие услуги и учитывает расходы на:

- медикаменты и перевязочные материалы;

- мягкий инвентарь и обмундирование;

- оплату ГСМ;

- прочие расходные материалы и предметы снабжения;

- транспортные расходы;

- оплату услуг связи;

- оплату содержания помещений;

- прочие текущие расходы на закупку материалов и оплату услуг;

- коммунальные услуги.

Норматив финансирования реализации образовательных программ ДОУ включает затраты на:

- стоимость стандартной педагогической услуги (годовой ФОТ педагогического персонала, ФОТ административно-управленческого и ФОТ вспомогательного персонала, согласно установленному соотношению, надтарифный фонд, начисления по единому социальному налогу);

- компенсационные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции;

- транспортные расходы на командировки и служебные разъезды педагогических работников и административного персонала;

- расходы на обеспечение образовательного процесса (методическое обеспечение образовательного процесса, игрушки, пособия, культмассовую работу, подписку);

- хозяйственные расходы (частично);

- услуги связи (частично);

- услуги по содержанию зданий, территорий (частично);

- прочие услуги (мед. осмотры, сан. подготовка, услуги банка, инкассации), частично.

Расчет стоимости педагогической услуги в ДОУ, реализующих различные образовательные программы, осуществляется на одного обучающегося по стандартным программам, с учетом коэффициента удорожания услуги в связи с законодательно закрепленными различиями (группы коррекции, кратковременного пребывания) и статусом образовательного учреждения.

Норматив финансирования стоимости педагогической услуги ДОУ определяется исходя из базовых показателей:

- числа детей в группе (для детей от 1 года до 3 лет ясельные группы – 15 человек, от 3 лет до семи лет садиковые группы – 20 человек);

- количества часов образовательной программы (по часам пребывания детей в группе в день – 12 часов);

- уровня ставки по тарифной сетке в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по муниципальному образованию;

- коэффициента удорожания педагогической услуги.

Коэффициент удорожания педагогической услуги учитывает:

- разную стоимость услуги в зависимости от режима обучения;

- обучение программам дополнительного образования;

- повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специализированным программам (группы коррекции, логопедические группы).

В связи с повышением квалификационной категории, стажа работы возможно введение дополнительного коэффициента, повышающего фонд оплаты труда в ДОУ.

Расходы на материальное обеспечение образовательного процесса (ФМО) рассчитываются на одного воспитанника исходя из экономических нормативов в соответствии со сложившимися расходами, в процентном отношении к общему нормативу ФОТ.

Норматив финансирования ДОУ (НФД2) на содержание детей в детских образовательных учреждениях включает затраты на:

- оплату труда хозяйственного персонала;

- ФОТ административно-управленческого и вспомогательного персонала согласно установленным соотношениям ФОТ;

- надтарифный фонд оплаты труда;

- хозяйственные расходы (частично);

- оплату услуг связи (частично);

- оплату услуг по содержанию имущества (частично);

- прочие расходы (услуги банка, инкассации), частично;

- стоимость используемых материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в ДОУ;

- коммунальные услуги.

Норматив фонда материального обеспечения рассчитывается на одного воспитанника исходя из экономических нормативов соответственно сложившимся расходам, в отношении к общему размеру норматива ФОТ.

Внебюджетные доходы – это средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации по договорам гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства возмещающие расходы по созданию товарной услуги – образовательной деятельности.

Такими средствами являются:

- доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных услуг;

- добровольные пожертвования и целевые взносы физических (добровольные пожертвования от родителей воспитанников) и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц;

- доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

Предоставление платных образовательных услуг образовательными учреждениями, как правило, подпадает под определение предпринимательской деятельности, предусмотренное ст. 2 ГК РФ, а также под понятие "коммерческая деятельность", используемое в Налоговом кодексе РФ.

Платные услуги – хороший источник привлечения дополнительных средств. В постановлении Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013 года «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Кроме образовательных услуг, учреждение может оказывать и другие платные услуги.

В приведенном перечне не каждая услуга может оказываться за плату. В письме МО РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» разъясняется, что услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения и направленные на совершенствование образовательного процесса, не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается. Например, коррекция речевых недостатков в логопедической группе не может проводиться как платная дополнительная услуга, поскольку это основная деятельность специализированного детского сада, напротив, в обычном детском саду такую услугу можно отнести к дополнительным. Нельзя взимать плату с родителей за снижение наполняемости групп, комплектование групп по семейному типу.

Порядок действий руководителя при организации платных услуг:

- изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;

- создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;

- указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их представления;

- получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;

- заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия.

Иная приносящая доход деятельность – это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности. Нередко под иной деятельностью понимается также получение "пассивных" доходов, например: от сдачи в аренду помещений, пожертвований граждан и организаций, дивидендов от участия в коммерческих организациях, процентов по ценным бумагам и остаткам банковских счетов и т.п.

Как правило, такая "иная приносящая доход деятельность" не связана технологически с основной деятельностью и направлена исключительно на получение дополнительного финансирования. Получение доходов от такой деятельности допускается только в случаях, специально предусмотренных законом.

Дополнительный доход может быть получен также в связи с выплатой неустойки (штрафа, пени) контрагентом учреждения по договору. Налоговое законодательство, как правило, относит подобного рода доходы к "внереализационным доходам" и отличает их от доходов, полученных от предпринимательской (коммерческой) деятельности, которые в части превышения расходов считаются прибылью учреждения.

Представляется, что "пассивные" доходы, для получения которых не требуется активных или систематических действий со стороны учреждения, следует перечислять в его правовых документах в дополнение к указанию на доходы от приносящей доход деятельности.

Учреждение может получать доходы, не обусловленные и не связанные с его деятельностью: от аренды имущества, в виде целевых пожертвований, грантов, наследства по завещанию и (за исключением казенных учреждений) в виде дивидендов по акциям, прибыли от участия в коммерческих организациях, банковских процентов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: