(за 2009-2013 гг.)
На местные бюджеты возлагается большая ответственность, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Большинство расходов местного бюджета связано с жизнеобеспечением человека, а также с социально-экономическим развитием соответствующих территорий.
Расходы местных бюджетов |
Бюджет текущих расходов |
Бюджет капитальных расходов |
Финансирование муниципального хозяйства |
Финансирование социально-культурной сферы |
Расходы на управление |
Страхование и прочие расходы |
Обслуживание муниципального долга |
Капитальное строительство и реконструкция |
Инновационные мероприятия |
Капитальный ремонт |
Рисунок 7. Расходы местных бюджетов
Проведем анализ расходов бюджета города Липецка на основании решений Липецкого городского Совета депутатов об исполнении бюджета города Липецка за 2009-2013 годы (таблица 1)[1].
Таблица 1
Расходы бюджета города Липецка 2009-2013 годы в тыс. руб. | ||||||
Расходы на образование | 2722912,183 | 2891726,30 | 3289128,394 | 3955027,794 | 4779184,622 | |
Расходы на дошкольное образование | 958297,081 | 947911,757 | 1211392,926 | 1378979,864 | 1820745,515 | |
Расходы всего | 8171066,962 | 8584308,884 | 9981083,51 | 9840376,488 | 9659173,238 | |
Рассчитаем структуру расходов бюджета города Липецка с учетом финансирования образования.
1. 2722912,183 / 8171066,962 * 100% = 33,32 %;
2. 958297,081 / 8171066,962 * 100% = 11,73 %;
3. 2891726,30 / 8584308,884 * 100 % = 33,69 %;
4. 947911,757 / 8584308,884 * 100 % = 11,04 %;
|
5. 3289128,394 / 9981083,51 * 100 % = 32,95 %;
6. 1211392,926 / 9981083,51 * 100 % = 12,14 %;
7. 3955027,794 / 9840376,488 * 100 % = 40,19 %;
8. 1378979,864 / 9840376,488 * 100 % = 14,01 %;
9. 4779184,622 / 9659173,238 * 100 % = 49,48 %;
10. 1820745,515 / 9659173,238 * 100 % = 18,85 %.
По итогам расчетов сформируем таблицу (таблица 2)[2].
Таблица 2
| ||||||
Расходы на образование | 33,32 | 33,69 | 32,95 | 40,19 | 49,48 | |
Расходы на дошкольное образование | 11,73 | 11,04 | 12,14 | 14,01 | 18,85 | |
Расходы всего | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Из анализа расходов бюджета г. Липецка мы видим, что расходы на образование в местном бюджете за 5 лет (2009-2013 гг.) в среднем составляют 37,92 % от общих расходов. К 2013 году расходы на образование стали составлять почти 50 % всех расходов. Дошкольное образование, в свою очередь, в среднем составляют 13,55 % всех расходов, а именно, в 2009 году - 11,73 % (958297,081 тыс.руб.), в 2010 году – 11,04 %, что оказалось меньше на 10 385,324 тыс.руб., чем в предыдущем году, в 2011 году – 12,14 % (1211392,926 тыс.руб.), в 2012 году – 14,01 % (1378979,864 тыс.руб.), в 2013 году расходы бюджета на дошкольное образование составили на 4,84 % (441765,65 тыс.руб.) больше чем в 2012 году. Что связано с увеличением расходов на целевые программы муниципальных образований, адресную инвестиционную программу г. Липецка, на реконструкцию некоторых МОУ СОШ под детские сады – дошкольное образование; увеличение расходов на общее образование связано с федеральной целевой программой, подпрограммой, со строительством школы в новом микрорайоне. В 2013 году на детские дошкольные учреждения было израсходовано 1215837,133 тыс.руб. Также были увеличены расходы на заработную плату центральному аппарату и персоналу, что повлекло за собой увеличение ФОТ и страховых взносов.
|
Теперь проанализируем динамику расходов на образование из бюджета города Липецка (таблица 3)[3].
1. (2891726,30 - 2722912,183) / 2722912,183 * 100 % = 6,2 %;
2. (947911,757 - 958297,081) / 958297,081 * 100 % = - 1,08 %;
3. (8584308,884 - 8171066,962) / 8171066,962 * 100 % = 5,06 %;
4. (3289128,394 - 2891726,30) / 2891726,30 * 100 % = 13,74 %;
5. (1211392,926 - 947911,757) / 947911,757 * 100 % = 27,8 %;
6. (9981083,51 - 8584308,884) / 8584308,884 * 100 % = 16,27 %;
7. (3955027,794 - 3289128,394) / 3289128,394 * 100 % = 20,25 %;
8. (1378979,864 - 1211392,926) / 1211392,926 * 100 % = 13,83 %;
9. (9840376,488 - 9981083,51) / 9981083,51 * 100 % = -1,41 %;
10. (4779184,622 - 3955027,794) / 3955027,794 * 100 % = 20,84 %;
11. (1820745,515 - 1378979,864) / 1378979,864 * 100 % = 32,04 %;
12. (9659173,238 - 9840376,488) / 9840376,488 * 100 % = -1,84 %.
Таблица 3
Динамика расходов бюджета города Липецка 2009-2013 годы в % | ||||||
Расходы на образование | - | 6,2 | 13,74 | 20,25 | 20,84 | |
Расходы на дошкольное образование | - | -1,08 | 27,8 | 13,83 | 32,04 | |
Расходы всего | - | 5,06 | 16,27 | -1,41 | -1,84 |
Расчеты нам показали динамику расходов. Расходы на образование имеют стойкую тенденцию к росту с 2011 года. Несмотря на то, что общие расходы в 2012 году[4] уменьшились на 1,4 % (140707 тыс.руб.), в 2013 году – на 1,84 % (181203 тыс.руб.) по сравнению с 2011 и 2012 гг. соответственно. Это говорит об увеличении финансирования системы образования в общей структуре расходов и, как следствие, о развитии данной сферы.
Проведенный вертикальный и горизонтальный анализ бюджета города Липецка по исполнению позволяет сделать ряд выводов:
1. Объем расходов бюджета в 2013 году относительно 2012 года сократился, что связано:
- с исполнением бюджета города Липецка по расходам на 8 % меньше уточненного плана;
|
- с неполным освоением межбюджетных трансфертов, а также городских целевых программ.
2. За 2009-2013 гг. проявляется положительная динамика, как всего образования на местном уровне, так и дошкольного образования в частности. Это связано:
- с неоднократной индексацией заработной платы сотрудникам образовательных учреждений, что повлекло за собой увеличение фонда оплаты труда;
- со строительством новых школ и детских садов в новых микрорайонах города Липецка, строительство которых продолжается и сейчас;
- с объединением малогрупповых дошкольных учреждений с крупными детскими садами, что позволило эффективнее расходовать бюджетные средства;
- с ростом контингента в образовательных учреждениях;
- с ростом капитального и текущего ремонта в образовательных учреждениях.
3. Структура расходов бюджета города Липецка отражает социальную направленность, это проявляется и в финансировании системы образования, как показано в таблице 2[5], доля бюджетных расходов по этому направлению в 2013 году достигла практически половины всех затрат, параллельно с этим увеличилась доля затрат и дошкольного образования, это связано:
- с улучшением формирования программного бюджета, связанного с разработкой муниципальных программ;
- с оптимизацией сети образовательных муниципальных учреждений и повышением качества оказываемых ими услуг;
- с решением вопросов по изысканию дополнительных резервов для покрытия всех запланированных расходов;
- с целью реализации государственной социальной политики на строительство и создание дополнительных мест в детских садах, что позволило привлечь дополнительно на модернизацию региональной системы средства федерального бюджета.
2.3. Особенности планирования ФХД (на примере ДОУ № 18
Г. Липецка)
В 2010 г. был принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
До 2011 года бюджетные учреждения финансировались из бюджета по смете и самостоятельно расходовали средства, полученные от предпринимательской деятельности. Федеральным законом №83-ФЗ были введены три типа учреждений: казённые, бюджетные и автономные. Казённые учреждения продолжают финансироваться на основании сметы, но доходы от предпринимательской деятельности таких учреждений поступают в бюджет, обезличиваются и подлежат перераспределению в ходе формирования и утверждения бюджета. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании государственного задания. Оно не предполагает 100 процентное покрытие расходов учреждения, и в течение года может быть уменьшено при соответствующем уменьшении государственного задания. Доходы от предпринимательской деятельности такие учреждения расходуют самостоятельно. Таким, образом, государство получило возможность сокращения бюджетного дефицита за счет сокращения расходов, в том числе на образование и здравоохранение.
В апреле 2013 г. был принят № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Цель контрактной системы – внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов. Призван заменить Закон о размещении государственных (муниципальных) заказов.
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 293-р была утверждена Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года. В рамках реализации указанной Концепции были осуществлены следующие мероприятия:
- переведены счета, ранее открытые в кредитных организациях получателям средств федерального бюджета, на лицевые счета, открытые в территориальных органах Казначейства России;
- централизованы операции по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне территориальных органов Казначейства России;
- обеспечен учет и распределение доходов на счетах, открытых территориальным органам Казначейства России в Банке России на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" в каждом из субъектов Российской Федерации;
- введена система электронного документооборота между территориальными органами Казначейства России и обслуживаемыми ими участниками бюджетного процесса федерального уровня;
- введена система электронного обмена полноформатными документами между Банком России и Казначейством России;
- открыт единый казначейский счет для учета доходов и средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации (далее - единый казначейский счет), позволивший сконцентрировать остатки доходов и средств федерального бюджета на одном счете, открытом Казначейству России в Банке России.
При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг используется муниципальное задание согласно ст. 69.2 БК РФ.
А согласно ст. 6 БК РФ муниципальное задание устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания услуг.
Муниципальное задание составляется на финансовый год и плановый период и состоит из двух разделов, описание которых мы видим на рис.8.
Муниципальное задание |
Раздел 1 |
Раздел 2 |
1. Наименование муниципальной услуги |
2. Категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями муниципальной услуги |
3. Показатели, характеризующие объем и (или) качество муниципальной услуги |
4. Порядок оказания муниципальной услуги |
5. Основания для досрочного прекращения исполнения муниципального задания |
6. Предельные цены (тарифы) на оплату муниципальной услуги в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе |
7. Порядок контроля за исполнением муниципального задания |
8. Требования к отчетности об исполнении муниципального задания |
Рисунок 8. Состав муниципального задания
Проведем анализ отражения расходов бюджетного учреждения в плане финансово-хозяйственной деятельности. В системе дошкольных образовательных учреждений наибольшую долю затрат составляют расходы на фонд оплаты труда. Поэтому рассмотрим методику их формирования и планирования на основании Положения об оплате труда сотрудников ДОУ № 18 г. Липецка.
Согласно распоряжению главы города Липецка от 24.10.2008 № 2254-р «О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам муниципальных учреждений образования города Липецка» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (с изменениями и дополнениями), письма Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02 и в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников (утв. Министерством образования и науки РФ 18 июня 2013 г.).
Размер заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Липецка устанавливается исходя из должностного оклада (тарифной ставки) по занимаемой должности (профессии), компенсационных и стимулирующих выплат и не должен быть ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Должностные оклады и тарифные ставки устанавливаются работникам за выполнение ими трудовых (должностных) обязанностей (в соответствии с должностными инструкциями), обусловленных эффективным контрактом (трудовым договором), за полностью отработанное рабочее время, согласно действующему законодательству и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения без учета компенсационных, стимулирующих и каких-либо других выплат.
Установление должностных окладов и тарифных ставок: рис.9.
Должностные инструкции |
Должностные оклады, тарифные ставки |
Руководитель учреждения |
Единый тарифный квалификационный справочник работ и профессий |
Размер оклада сотрудникам |
Тарифные разряды оплаты труда работников |
Уровень образования и (или) квалификационная категория |
Должностные оклады сотрудникам |
Должностной оклад, заместителю руководителя, главному бухгалтеру |
На 10-20 % ниже оклада руководителя |
Штатное расписание |
Руководитель |
Рисунок 9. Установление должностных окладов и тарифных ставок
Формирование фонда оплаты труда ДОУ № 18 осуществляются в пределах объема денежных средств дошкольной образовательной организации, выделенных на текущий финансовый год в соответствии с законом Липецкой области от 27.12.2007 № 119 – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования», а также на основе постановления администрации города Липецка от 24.12.2013 года № 2996 «Об утверждении Порядка определения норматива финансирования затрат на предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в образовательных учреждениях города Липецка, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Систему оплаты труда сотрудников ДОУ № 18 г.Липецка: рис.10.
Система оплаты |
Тарифная часть (оклады и тарифные ставки) |
Стимулирующие выплаты |
Компенсационные выплаты |
Рисунок 10. Установление должностных окладов и тарифных ставок
Фонд оплаты труда в ДОУ № 18 г. Липецка формируется следующим образом:
- для педагогических работников:
(1)
где Т- тарифная часть;
Кв – компенсационные выплаты;
2% - средства, предусмотренные на повышение стажа, квалификации, категории;
110% - стимулирующие выплаты педагогическим работникам.
- для младшего обслуживающего и прочего персонала:
(2)
где Т- тарифная часть;
Кв – компенсационные выплаты;
2% - средства, предусмотренные на повышение стажа, квалификации, категории;
45% - стимулирующие выплаты младшему обслуживающему и прочему персоналу.
Доплаты, надбавки, премии устанавливаются и выплачиваются в пределах установленного фонда оплаты труда. Доплаты и надбавки устанавливаются как на определенный период, так и на не определенный срок. Об изменении или отмене доплат и надбавок работник уведомляется не менее чем за два месяца.
Объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждения в части оплаты труда работников уменьшается при условии снижения объемов выполняемой работы и предоставляемых услуг по выполнению муниципального задания.
Настоящие показатели эффективности деятельности педагогических работников муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 18 г. Липецка разработаны на основании выше указанных нормативных документов (приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.04.2013г. № 167н, письма Министерства образования и науки РФ от 20.06.2013 г. № АП – 1073/02) и в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников (утв. Министерством образования и науки РФ 18 июня 2013 г.).
Таким образом, показатели эффективности деятельности педагогических работников ДОУ № 18 г.Липецка, являются единственным основанием для анализа результативности и эффективности профессиональной деятельности педагога, в соответствии с результатами которого, будет осуществляться распределение стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников ДОУ.
Показатели эффективности деятельности педагогических работников ДОУ № 18 г.Липецка, устанавливаются за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) в зависимости от условий или обстоятельств (экономические, социальные, управленческие и др.) и действуют на протяжении всего последующего отчетного периода.
Теперь проанализируем план финансово-хозяйственной деятельности ДОУ № 18 г.Липецка за 2012-2014 годы. План финансово-хозяйственной деятельности устанавливается на финансовый год, либо на финансовый год и плановый период. В него включаются показатели финансового состояния учреждения, плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения. Порядок составления плана должен быть установлен органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (в случае ДОУ № 18 г. Липецка это Департамент образования администрации города Липецка), вправе при установлении порядка предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации.
Изменение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем внесения корректировок, что позволит исполнить его в следующем периоде наиболее эффективно. Проведение анализа плана финансово-хозяйственной деятельности необходимо для определения направлений использования денежных средств, их целевого расходования, эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Проведем анализ плана финансово-хозяйственной деятельности ДОУ № 18 г. Липецка за 2012-2014 гг (таблица 4).
Таблица 4
Исполнение плана ФХД по расходам ДОУ № 18 г. Липецка за 2012-2014 гг. в тыс. руб. | ||||
Наименование показателя | Код аналитики | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Расходы всего | 23685,01 | 21867,86 | 25348,40 | |
Заработная плата | 10283,51 | 13245,56 | 15083,00 | |
Прочие выплаты | 52,19 | 33,32 | 4,80 | |
Окончание таблицы 4 | ||||
Начисления на выплаты по оплате труда | 3024,69 | 4001,07 | 4555,00 | |
Услуги связи | 36,80 | 60,40 | 50,00 | |
Транспортные услуги | 17,88 | - | - | |
Коммунальные услуги | 868,69 | 1137,02 | 1205,80 | |
Работы, услуги по содержанию имущества | 3765,85 | 443,07 | 458,50 | |
Прочие работы, услуги | 602,40 | 419,76 | 477,80 | |
Прочие расходы | 112,00 | 114,46 | 1035,20 | |
Расходы по приобретению основных средств | 2345,00 | 296,60 | 100,00 | |
Расходы по приобретению материальных запасов | 2576,00 | 2116,60 | 2378,30 |
Рассчитаем структуру расходов исполнения плана ФХД ДОУ № 18 г. Липецка (таблица 5).
1. 10283,51 / 23685,01 * 100% = 43,42%;
2. 52,19 / 23685,01 * 100% = 0,22%;
3. 3024,69 / 23685,01 * 100% = 12,77%;
4. 36,80 / 23685,01 * 100% = 0,16%;
5. 17,88 / 23685,01 * 100% = 0,08%;
6. 868,69 / 23685,01 * 100% = 3,67%;
7. 3765,85 / 23685,01 * 100% = 15,9%;
8. 602,40 / 23685,01 * 100% = 2,54%;
9. 112,00 / 23685,01 * 100% = 0,47%;
10. 2345,00 / 23685,01 * 100% = 9,9%;
11. 2576,00 / 23685,01 * 100% = 10,88%;
12. 13245,56 / 21867,86 * 100% = 60,57%;
13. 33,32 / 21867,86 * 100% = 0,15%;
14. 4001,07 / 21867,86 * 100% = 18,3%;
15. 60,40 / 21867,86 * 100% = 0,28%;
16. 1137,02 / 21867,86 * 100% = 5,2%;
17. 443,07 / 21867,86 * 100% = 2,03%;
18. 419,76 / 21867,86 * 100% = 1,92%;
19. 114,46 / 21867,86 * 100% = 0,52%;
20. 296,60 / 21867,86 * 100% = 1,36%;
21. 2116,60 / 21867,86 * 100% = 9,68%;
22. 15083,00 / 25348,40 * 100% = 59,50%;
23. 4,80 / 25348,40 * 100% = 0,02%;
24. 4555,00 / 25348,40 * 100% = 17,97%;
25. 50,00 / 25348,40 * 100% = 0,2%;
26. 1205,80 / 25348,40 * 100% = 4,76%;
27. 458,50 / 25348,40 * 100% = 1,81%;
28. 477,80 / 25348,40 * 100% = 1,88%;
29. 1035,20 / 25348,40 * 100% = 4,08%;
30. 100,00 / 25348,40 * 100% = 0,39%;
31. 2378,30 / 25348,40 * 100% = 9,38%.
Из расчета структуры расходов исполнения ПФХД видно, что основную долю затрат ДОУ № 18 г. Липецка составляет заработная плата сотрудников вместе с начислениями на выплаты по оплате труда, а именно в 2012 году – 56,41%, в 2013 году – 79,02%, в 2014 году – 77,49% всех расходов. Расходы на коммунальные услуги составляют около 5% всех расходов, это в 2012 г. – 868,69 тыс.руб., в 2013 г. – 1137,02 тыс.руб., в 2014 г. – 1205,80 тыс.руб. в абсолютном выражении. В затраты на коммунальные услуги входят затраты на электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение, канализацию, стоки и химически очищенную воду. И около 10 % составляют расходы по приобретению материальных запасов, в 2012 г. – 10,88% (2576 тыс.руб.), в 2013 г. – 9,68% (2116,60 тыс.руб.), в 2014 г. – 9,38% (2378,30 тыс. руб.), куда входят расходы на питание детей и сотрудников, медикаменты, хозинвентарь, канцтовары, песок, СМС, мягкий инвентарь, посуду, методические пособия, строительные материалы и др. (таблица 5).
Таблица 5
Структура исполнения плана ФХД по расходам ДОУ № 18 г. Липецка за 2012-2014 гг. в % | ||||||
Наименование показателя | Код аналитики | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||
Расходы всего | 100,00 | 100,00 | 100,00 | |||
Заработная плата | 43,42 | 60,57 | 59,50 | |||
Прочие выплаты | 0,22 | 0,15 | 0,02 | |||
Начисления на выплаты по оплате труда | 12,77 | 18,30 | 17,97 | |||
Услуги связи | 0,16 | 0,28 | 0,20 | |||
Транспортные услуги | 0,08 | - | - | |||
Коммунальные услуги | 3,67 | 5,20 | 4,76 | |||
Работы, услуги по содержанию имущества | 15,90 | 2,03 | 1,81 | |||
Прочие работы, услуги | 2,54 | 1,92 | 1,88 | |||
Прочие расходы | 0,47 | 0,52 | 4,08 | |||
Расходы по приобретению основных средств | 9,90 | 1,36 | 0,39 | |||
Расходы по приобретению материальных запасов | 10,88 | 9,68 | 9,38 | |||
Остальные расходы детского сада занимают менее значительную долю.
Деление расходов по статьям мы видим наглядно на рис. 11 на примере структуры исполнения плана финансово – хозяйственной деятельности по расходам ДОУ № 18 г. Липецка за 2014 год.
Рисунок 11. Структура исполнения плана ФХД по расходам ДОУ № 18 г. Липецка за 2014 г.
Произведем расчеты динамики расходов исполнения плана ФХД ДОУ № 18 г. Липецка (таблица 6).
1. (21867,86 – 23685,01) / 23685,01 * 100% = -7,67%;
2. (13245,56 – 10283,51) / 10283,51 * 100% = 28,80%;
3. (33,32 – 52,19) / 52,19 * 100% = -36,16%;
4. (4001,07 – 3024,69) / 3024,69 * 100% = 32,28%;
5. (60,40 – 36,80) / 36,80 * 100% = 64,13%;
6. (1137,02 – 868,69) / 868,69 * 100% = 30,89%;
7. (443,07 – 3765,85) / 3765,85 * 100% = -88,23%;
8. (419,76 – 602,40) / 602,40 * 100% = -30,32%;
9. (114,46 – 112,00) / 112,00 * 100% = 2,20%;
10. (296,60 – 2345,00) / 2345,00 * 100% = -87,35%;
11. (2116,60 – 2576,00) / 2576,00 * 100% = -17,83%;
12. (25348,40 – 21867,86) / 21867,86 * 100% = 15,92%;
13. (15083 – 13245,56) / 13245,56 * 100% = 13,87%;
14. (4,8 – 33,32) / 33,32 * 100% = -85,59%;
15. (4555,00 – 4001,07) / 4001,07 * 100% = 13,84%;
16. (50,00 – 60,40) / 60,40 * 100% = -17,22%;
17. (1205,80 – 1137,02) / 1137,02 * 100% = 6,05%;
18. (458,50 – 443,07) / 443,07 * 100% = 3,48%;
19. (477,80 – 419,76) / 419,76 * 100% = 13,83%;
20. (1035,20 – 114,46) / 114,46 * 100% = 804,42%;
21. (100 – 296,6) / 296,60 * 100% = -66,28%;
22. (2378,30 – 2116,60) / 2116,60 * 100% = 12,36%.
Анализ динамики плана финансово-хозяйственной деятельности за 2012 -2014 годы проведен на основании отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности за 2012-2014 годы (таблица 6).
Таблица 6
Динамика исполнения плана ФХД по расходам ДОУ № 18 г. Липецка за 2012-2014 гг. в % | ||||||
Наименование показателя | Код аналитики | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||
Расходы всего | - | -7,67 | 15,92 | |||
Заработная плата | - | 28,80 | 13,87 | |||
Прочие выплаты | - | -36,16 | -85,59 | |||
Начисления на выплаты по оплате труда | - | 32,28 | 13,84 | |||
Услуги связи | - | 64,13 | -17,22 | |||
Транспортные услуги | - | |||||
Коммунальные услуги | - | 30,89 | 6,05 | |||
Окончание таблицы 6 | ||||||
Работы, услуги по содержанию имущества | - | -88,23 | 3,48 | |||
Прочие работы, услуги | - | -30,32 | 13,83 | |||
Прочие расходы | - | 2,20 | 804,42 | |||
Расходы по приобретению основных средств | - | -87,35 | -66,28 | |||
Расходы по приобретению материальных запасов | - | -17,83 | 12,36 | |||
В 2013 году общие расходы составили на 7,67% меньше, чем в 2012 году, что связано с капитальным ремонтом детского сада в 2012 году, на который была выделена субвенция из областного бюджета, а также были выделены субвенции на расходы по приобретению нефинансовых активов, а именно основных средств и материальных запасов.
Но, несмотря на уменьшение общих расходов, расходы на заработную плату увеличились, и в 2013 г. – на 28,8%, и в 2014 г. – на 13,87%, по сравнению с прошлым годом. Это связано с индексацией заработной платы сотрудникам муниципальных учреждений образования на основании Решения Липецкого городского Совета депутатов от 04.03.2014 г. № 803 «О внесении изменений в Положение «Об оплате труда работников муниципальных учреждений города Липецка».
Статья 212 «Прочие выплаты» уменьшалась с каждым годом (в 2013 г. на 36,13%, в 2014 г. на 85,59%) в связи с тем, что выплаты на методическую литературу педагогическим сотрудникам с 01.09.2013 г. стали производиться с 211 статьи расходов «Заработная плата», что тоже повлияло на увеличение статьи 211.
Расходы на услуги связи в 2013 году увеличились на 64,13% по сравнению с 2012 годом, что связано с подключением ещё одного нового номера телефона и сети интернет, а также с установкой электронного документооборота «Такском», что было необходимо бухгалтерии детского сада, которая стала самостоятельной с 01.07.2013 г., ранее ДОУ № 18 г. Липецка обслуживался Централизованной бухгалтерией департамента образования администрации города Липецка.
Расходов на транспортные услуги в 2013 и 2014 гг. не было, так как руководством детского сада было отменено возмещение оплаты разъезда по городу, связанного с нуждами ДОУ. И в этот период сотрудники детского сада не посещали курсы, проезд на которые оплачивается ДОУ.
Расходы на коммунальные услуги возросли, в 2013 году на 30,89%, в 2014 году на 6,05%, по сравнению с прошлыми периодами, что связано с ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Уменьшение в 2013 году 225 – на 88,23%, 226 – на 30,32%, 310 – на 87,35%, 340 – на 17,83% статей произошло из-за того, что в данном периоде не было предоставлено субвенций из выше стоящего бюджета по сравнению с прошлым годом. Но, несмотря на отсутствие субвенций, в 2014 году расходы на услуги по содержанию имущества и прочие услуги были увеличены на 3,48% и 13,83 % соответственно.
Увеличение расходов по приобретению материальных запасов в 2014 году на 12,36% связано с увеличением расходов на питание детей, которые, в свою очередь, связаны с ростом цен на продукты питания.
А расходы на приобретение основных средств в 2014 году снова уменьшились, теперь на 66,28%, так как не было особой нужды в данный период на расходы, связанные с развитием материально-технической базы.
Размер общих расходов можно увидеть на рис.12.
Рисунок 12. Расходы ДОУ № 18 г.Липецка в 2012 - 2014 гг.
Бюджетные ассигнования, полученные учреждением из выше стоящего бюджета, осваиваются ДОУ № 18 полностью, но это не говорит о том, что данных денежных средств достаточно учреждению для финансирования своей деятельности.
Учреждением были произведены работы по снижению потребления энергоресурсов за счет ввода в действие энергосберегающих технологий и рационального использования энергоресурсов. ДОУ № 18 не удалось в 2014 году уменьшить рост расходов на коммунальные услуги, в связи с ростом тарифов на данные услуги, но рост расходов на коммунальные услуги в 2014 году стал значительно меньше – 6,05%, чем в 2013 году - 30,89%.
Полностью потребность учреждения может удовлетворяться только по статье 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда». Так как потребность в данных расходах формируется на основании разработанных в учреждении штатном расписании и тарификации педагогических работников и прочего персонала, исходя из запланированного годового размера фонда оплаты труда и ставок страховых взносов.
Остальные потребности учреждения финансируются так сказать по остаточному принципу, но не нарушая нормативов финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 18 города Липецка единственный детский сад в Липецке, который полностью финансируется из средств областного бюджета и единственный детский сад, который финансируется по другому закону (закон Липецкой области от 27.12.2007 г. № 119 – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования») в отличие от остальных дошкольных образовательных учреждений города Липецка.
В ДОУ № 18 г. Липецка функционируют группы компенсирующей направленности: для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью легкой степени, для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени. В детский сад № 18 дети попадают не по очереди, как во все остальные дошкольные учреждения, а по заключению психолого–медико–педагогической комиссии и по медицинскому заключению установленной формы, без очереди.
Финансирование ДОУ осуществляется в зависимости от количества воспитанников ДОУ, так как нормативы финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций рассчитываются на одного воспитанника. Воспитанники ДОУ № 18 г. Липецка посещают детский сад бесплатно, так как отсутствие родительской платы является одним из условий функционирования данного ДОУ. Также в ДОУ № 18 г. Липецка не оказываются платные услуги, так как это затруднено отклонениями в развитии воспитанников, хотя учреждение и имеет право оказывать данные услуги.
Функционирование ДОУ № 18 г. Липецка нуждается в поддержке, и не только финансовой, выше стоящих органов, так как его посещают воспитанники с отклонениями в развитии, требующие особого индивидуального ухода, воспитания и заботы.
ГЛАВА 3.
3.1.
[1] Решение Липецкого городского Совета депутатов от 27.05.2010 № 34 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2009 год»
2 Решение Липецкого городского Совета депутатов от 28.04.2011 № 245 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2010 год»
[3] Решение Липецкого городского Совета депутатов от 29.05.2012 № 453 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2011 год»
[4] Решение Липецкого городского Совета депутатов от 25.04.2013 № 625 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2012 год»
[5] Решение Липецкого городского Совета депутатов от 29.04.2014 № 834 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2013 год»