Программа данного кружка разработана на основе:
Рабочая программа по профильному труду «Столярное дело» для учащихся 8 класса разработана на основе:
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, под редакцией В.В.Воронковой (Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2000 г.) авторы программы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С.,Ковалева С.А., Васенков Г.В.
Годового календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в МКОУ «Ярская школа – интернат» на 2017 -2018 учебный год.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки древесины. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Поэтому, программа кружка «Умелые руки» предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов.
Основная цель программы – способствовать формированию творческой активности обучающихся, овладению навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека.
При этом решаются следующие задачи:
- формирование у школьников эстетического отношения к труду;
- изучение истории декоративно-прикладного искусства;
- формирование навыков работы различными инструментами, материалами;
- привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса по художественной обработке древесины, которая требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда.
Для решения задач эстетического и трудового воспитания осуществляются разнообразные педагогические средства, среди которых декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно. Ручной и технический творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов – это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать себя и учить других.
Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Комплектование групп проводится в сентябре. Обязательное условие на занятиях – соблюдение правил техники безопасности при работе на станках, с инструментами и агрессивными жидкостями. Для нормальной работы кружка, соблюдения правил техники безопасности и требований по охране труда число обучающихся в группе должно соответствовать количеству рабочих мест и оборудования.
Интегративный характер программы проявляется в том, что многие темы и разделы, дающие школьникам представление о декоративных изделиях, опираются на знания истории, физики, черчения, изобразительного искусства, технологии обработки конструкционных материалов.
Занятия кружка знакомят школьников с различными профессиями, связанными с деятельностью декоративно-прикладного искусства: столяра, маляра, краснодеревщика и др. При этом у детей формируются знания, умения и навыки применения столярных инструментов.
С целью выявления результатов деятельности школьников на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения ведется диагностика эффективности занятий, отслеживается результат развивающего воздействия занятий по нескольким параметрам.
Психолого-педагогической основой ведения занятий является гуманно-личностный подход. Он проявляется в том, что отношения с детьми строятся без принуждения, на основе интереса, на уважении и вере в творческие задатки ребенка. Прежде чем приступить к изготовлению изделий, учащиеся знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства, с лучшими работами учащихся, с правилами построения и чтения чертежей. Для изготовления подбираются изделия, хоть и разные по конструкции, но примерно одинаковые по степени сложности. Объяснение теоретического материала по изготовлению изделия проходит параллельно с практикой. При завершении работы проводится анализ и обсуждение изделия.
Поиск самостоятельного решения требует актуализации и дополнения уже имеющихся знаний, приобретения нового опыта. На этом этапе, получая задание, учащиеся самостоятельно осмысливают его, подбирают необходимый материал, делают эскизы, планируют выполнение задания.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны
знать:
· исторические сведения по художественной обработке материалов;
· разновидности декоративно-прикладного искусства;
· основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе;
· применение древесины в народном хозяйстве;
· строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины;
· иметь понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе и читать их;
· назначение, устройство и принцип действия различных инструментов;
· правила организации рабочего места;
· правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ;
· способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками;
уметь:
· рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ;
· выполнять основные операции по обработке древесины ручными и электрическими инструментами;
· изготавливать простейшие изделия из древесины по чертежам, эскизам, техническим рисункам;
· осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
· владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины;
· выполнять основные операции на сверлильном станке;
· уметь соединять детали на шипах и клею.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН