Суть демографической проблемы состоит в чрезвычайно быстром и неравномерном росте населения Земли со второй половины XX в. В начале сельскохозяйственной революции, 10 000 лет до н.э., на нашей планете жили 10 млн человек, а в начале новой эры – 100–250 млн.
В 1830 г. численность населения Земли достигла 1 млрд, в 1930 г. – 2 млрд, т. е. для удвоения населения потребовалось 100 лет. Население Земли достигло 3 млрд уже в 1960 г., 4 млрд жило на Земле в 1990 г., в 2003 г. – 6,1 млрд. С 1975 по 1985 г. численность населения возрастала на 77 млн ежегодно, т. е. в среднем на 1,8 %, в развитых странах – на 0,5 %, в развивающихся – на 2,1 %, а в Африке – на 3 %. Таких темпов роста не отмечалось никогда ранее в истории человечества. В 1999 г. больше половины землян были моложе 25 лет.
Ускорение темпов роста численности мирового населения во второй половине XX в. часто называют демографическим взрывом. Быстрый рост населения – результат демографического взрыва, происходящего в странах Азии, Африки, Латинской Америки во второй половине XX в. На эти страны приходится 90 % всего прироста населения Земли.
Демографический взрыв был вызван подъёмом экономики, освобождением стран третьего мира, улучшением медицинского обслуживания после Второй мировой войны, неграмотностью населения, в первую очередь женщин, и отсутствием социального обеспечения стариков в развивающихся странах. В этих условиях дети (и их труд) являются жизненной опорой родителей. Маленькие дети оказывают физическую помощь матерям в их тяжёлом домашнем труде и отцам в сельском хозяйстве. Из-за отсутствия социального (пенсионного) обеспечения содержать престарелых родителей должны 2–3 взрослых сына. Одному это сделать сложно. А чтобы в семье родилось 2–3 мужчин, у супругов должно быть не менее 4–6 детей. Высокая детская смертность при отсутствии необходимого медицинского обслуживания также традиционно была причиной, способствующей высокой рождаемости. Прирост населения среди стран и регионов крайне неравномерен. Менее развитые страны дают 95 % прироста населения мира. Остановимся ещё на одном аспекте демографической проблемы. Существует мнение, что наряду с демографическим взрывом предыдущих десятилетий серьёзной проблемой становится так называемый городской взрыв (главным образом в результате ускоренной и неупорядоченной урбанизации в развивающихся странах).
Города являются крупнейшими центрами потребления всех природных ресурсов – земельных, энергетических, продовольственных. Дефицит энергии, сырья и особенно качественной воды всё более болезненно проявляется в большинстве крупных городов мира. Урбанизация – это не только рост городского населения и увеличение роли городов во всех сферах жизни общества, но и процесс усиления влияния на природу.
(по материалам энциклопедии)
21. В чём суть демографической проблемы, с точки зрения автора? Какие причины демографического взрыва он называет? Назовите одну любую причину. В каких регионах планеты демографический взрыв вызывает особенные опасения? Назовите один любой регион, указанный автором.
22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы». Как связаны, с точки зрения автора, демографический взрыв и проблемы урбанизации? Дефицит каких ресурсов порождает урбанизация (назовите три ресурса)?
23. Автор пишет о том, что существует разрыв в демографическом росте между развитыми и развивающимися странами. С какими другими глобальными проблемами связана демографическая проблема? Назовите и проиллюстрируйте примерами две взаимосвязи.
24. Автор пишет о необходимости решения демографической проблемы. Приведите три возможных пути её решения и обоснуйте необходимость реализации одного из них.
25. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «развод»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о причинах развода супругов (не менее трех);
- одно предложение, содержащее информацию о том где и при каких условиях происходит расторжение брака в РФ (две государственных органа власти, которые осуществляют расторжения брака и по два условия, при которых они осуществляют развод).
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
26. В современном обществе происходит изменение функций семьи. Некоторые из них реализуются совместно с другими социальными институтами или в той или иной степени передаются им. Проиллюстрируйте данное утверждение на примере любых трёх функций семьи (сначала назовите функцию семьи, затем покажите её изменение во взаимодействии с другим(-и) социальным(-и) институтом(-ами)). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
27. Прочитайте текст «В семье Антоновых нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Пищу в семье готовит жена, потому что у неё еда получается вкуснее, но муж, когда у него есть время, охотно помогает ей на кухне или готовит сам. Распределение средств семейного бюджета производится после обсуждения между супругами. Часто взрослые члены семьи собираются вместе, обсуждают возникшие проблемы, делятся радостью». К какому типу можно отнести семью Антоновых? Укажите два признака, по которым вы это определили. Используя обществоведческие знания, назовите тип общества, в котором такая семья становится обычной.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Функции семьи». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
29.1. Социология, социальная психология. «Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной — тот потерял и дочь». (Демокрит).
29.2. Социология, социальная психология. «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия». (Георг Вильгельм Фридрих Гегель).
29.3. Социология, социальная психология. «К преимуществам полигамии относится, между прочим, и то, что она исключает необходимые при моногамии столкновения с родителями жены, страх перед чем удерживает многих от брака. Но, с другой стороны, иметь дело с 10 тещами вместо одной — тоже не особенно приятная перспектива». (Артур Шопенгауэр).