Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Суть демографической проблемы состоит в чрезвычайно быстром и неравномерном росте




 

Суть демографической проблемы состоит в чрезвычайно быстром и неравномерном росте населения Земли со второй половины XX в. В начале сельскохозяйственной революции, 10 000 лет до н.э., на нашей планете жили 10 млн человек, а в начале новой эры – 100–250 млн.

В 1830 г. численность населения Земли достигла 1 млрд, в 1930 г. – 2 млрд, т. е. для удвоения населения потребовалось 100 лет. Население Земли достигло 3 млрд уже в 1960 г., 4 млрд жило на Земле в 1990 г., в 2003 г. – 6,1 млрд. С 1975 по 1985 г. численность населения возрастала на 77 млн ежегодно, т. е. в среднем на 1,8 %, в развитых странах – на 0,5 %, в развивающихся – на 2,1 %, а в Африке – на 3 %. Таких темпов роста не отмечалось никогда ранее в истории человечества. В 1999 г. больше половины землян были моложе 25 лет.

Ускорение темпов роста численности мирового населения во второй половине XX в. часто называют демографическим взрывом. Быстрый рост населения – результат демографического взрыва, происходящего в странах Азии, Африки, Латинской Америки во второй половине XX в. На эти страны приходится 90 % всего прироста населения Земли.

Демографический взрыв был вызван подъёмом экономики, освобождением стран третьего мира, улучшением медицинского обслуживания после Второй мировой войны, неграмотностью населения, в первую очередь женщин, и отсутствием социального обеспечения стариков в развивающихся странах. В этих условиях дети (и их труд) являются жизненной опорой родителей. Маленькие дети оказывают физическую помощь матерям в их тяжёлом домашнем труде и отцам в сельском хозяйстве. Из-за отсутствия социального (пенсионного) обеспечения содержать престарелых родителей должны 2–3 взрослых сына. Одному это сделать сложно. А чтобы в семье родилось 2–3 мужчин, у супругов должно быть не менее 4–6 детей. Высокая детская смертность при отсутствии необходимого медицинского обслуживания также традиционно была причиной, способствующей высокой рождаемости. Прирост населения среди стран и регионов крайне неравномерен. Менее развитые страны дают 95 % прироста населения мира. Остановимся ещё на одном аспекте демографической проблемы. Существует мнение, что наряду с демографическим взрывом предыдущих десятилетий серьёзной проблемой становится так называемый городской взрыв (главным образом в результате ускоренной и неупорядоченной урбанизации в развивающихся странах).

Города являются крупнейшими центрами потребления всех природных ресурсов – земельных, энергетических, продовольственных. Дефицит энергии, сырья и особенно качественной воды всё более болезненно проявляется в большинстве крупных городов мира. Урбанизация – это не только рост городского населения и увеличение роли городов во всех сферах жизни общества, но и процесс усиления влияния на природу.

(по материалам энциклопедии)

21. В чём суть демографической проблемы, с точки зрения автора? Какие причины демографического взрыва он называет? Назовите одну любую причину. В каких регионах планеты демографический взрыв вызывает особенные опасения? Назовите один любой регион, указанный автором.

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы». Как связаны, с точки зрения автора, демографический взрыв и проблемы урбанизации? Дефицит каких ресурсов порождает урбанизация (назовите три ресурса)?

23. Автор пишет о том, что существует разрыв в демографическом росте между развитыми и развивающимися странами. С какими другими глобальными проблемами связана демографическая проблема? Назовите и проиллюстрируйте примерами две взаимосвязи.

24. Автор пишет о необходимости решения демографической проблемы. Приведите три возможных пути её решения и обоснуйте необходимость реализации одного из них.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «развод»;

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о причинах развода супругов (не менее трех);

- одно предложение, содержащее информацию о том где и при каких условиях происходит расторжение брака в РФ (две государственных органа власти, которые осуществляют расторжения брака и по два условия, при которых они осуществляют развод).

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. В современном обществе происходит изменение функций семьи. Некоторые из них реализуются совместно с другими социальными институтами или в той или иной степени переда­ются им. Проиллюстрируйте данное утверждение на примере любых трёх функций семьи (сначала назовите функцию се­мьи, затем покажите её изменение во взаимодействии с другим(-и) социальным(-и) институтом(-ами)). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27. Прочитайте текст «В семье Антоновых нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Пищу в се­мье готовит жена, потому что у неё еда получается вкуснее, но муж, когда у него есть время, охотно помогает ей на кухне или готовит сам. Распределение средств семейного бюдже­та производится после обсуждения между супругами. Часто взрослые члены семьи собираются вместе, обсуждают возник­шие проблемы, делятся радостью». К какому типу можно отнести семью Антоновых? Укажите два признака, по которым вы это определили. Используя обществоведческие знания, назовите тип обще­ства, в котором такая семья становится обычной.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Функции семьи». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1. Социология, социальная психология. «Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной — тот потерял и дочь». (Демокрит).

29.2. Социология, социальная психология. «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия». (Георг Вильгельм Фридрих Гегель).

29.3. Социология, социальная психология. «К преимуществам полигамии относится, между прочим, и то, что она исключает необходимые при моногамии столкновения с родителями жены, страх перед чем удерживает многих от брака. Но, с другой стороны, иметь дело с 10 тещами вместо одной — тоже не особенно приятная перспектива». (Артур Шопенгауэр).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: