Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом. По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности. Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус». Под статусом понимается позиция человека в обществе с определёнными правами и обязанностями, а роль - это ожидаемое поведение, связанное с определённым статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие. Результат социализации ребёнка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребёнка играет семья.
Семья как социальный институт помимо воспитательной выполняет ещё ряд функций, а именно: экономическую функцию - в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление; функцию передачи социального статуса - семьи разных слоёв общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям; функцию поддержания благосостояния членов семьи.
Многие исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.
Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов, была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков. Семья - как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой.
Я считаю, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растёт число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с «традиционной семьёй», но и семьёй как таковой.
(В.Н. Дружинин)
21. Какое определение социального статуса дано автором? Какую роль, по мнению автора, играет семья в формировании социального статуса человека? Назовите три функции семьи, указанные автором.
22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социализация». Как определяется результат социализации ребёнка в семье? Что в тексте названо «специфической функцией семьи»?
23. Какие три типа построения властных отношений в семье названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как принимаются решения по важным вопросам семейной жизни в семьях каждого из указанных типов.
24. Используя текст и обществоведческие знания, укажите три проявления кризиса семьи в современном обществе, о котором пишет автор.
25. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «брак»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об основных видах браков в РФ (не менее трех);
- одно предложение, содержащее информацию об условиях заключения брака в РФ (не менее трех).
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
26. На научно-практической конференции социологов обсуждались проблемы развития современной семьи. Была высказана точка зрения о необходимости предоставления государством дополнительных гарантий защиты материнства и детства. Используя обществоведческие знания, предположите, какие меры могут быть приняты государством (укажите три меры), и назовите три последствия такой государственной политики.
27. Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Брачный контракт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
29.1. Социальная психология, социология. «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». (Ж.-Ж. Руссо)
29.2. Социология, социальная психология. «Будущее нации в руках матерей». (Оноре де Бальзак)
29.3. Социология, социальная психология. «Брак приносит много огорчений, однако безбрачие не даёт никаких радостей». (С. Джонсон)
29.4. Социальная психология, социология. «Брачный союз - первая ступень человеческого общества» Цицерон.