Дети садятся на стульчики.




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

Средняя общеобразовательная школа №10 г. о. Кинель Самарской области

Структурное подразделение детский сад «Лучик»

 

 

Конспект

Интегрированной образовательной деятельности

В старшей группе на тему

«Русская изба»

Воспитатель: Моисейкина О.Н.

 

Кинель, 2017

План-конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Русская изба»

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интегрированные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: формировать представления о жизни и быте русского народа, об устройстве русской избы, приобщать к народным традициям и обычаям.

Интеграция образовательных областей Задачи
«Художественно-эстетическое развитие» Формировать интерес к музыке, народному искусству. Формировать навыки исполнения русских народных танцевальных движений. Развивать художественно-творческие способности детей.
«Познавательное развитие» · Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.), с кухонными принадлежностями (кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар). Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Развивать конструктивные навыки.
«Речевое развитие» · Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Обогатить и активизировать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Учить по образцу рассказывать о предмете. Развивать монологическую и диалогическую форму речи.
«Социально-коммуникативное развитие» Развивать навыки активного и доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игр и бесед. Воспитывать любовь к Родине, ее традициям.
«Физическое развитие» Развивать интерес к народным играм, координацию движений, психофизические качества (ловкость, быстрота), умение ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа:

Беседы с детьми «Что такое русская изба?», «Как строили дом на Руси?», разучивание танца «Самовар», народной игры «Плетень», чтение и разучивание стихов о русской печке, избе, рассматривание предметов русского быта.

Методы и приемы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, вопросы);

Наглядные (рассматривание презентации, старинных вещей);

Практические (дидактическая игра «Старинный сундучок», интерактивная игра «Угадай предметы быта русского народа», танец «Самовар», народная игра «Плетень»).

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация «Русская изба», интерактивная игра «Угадай предметы русского быта», макет «Русская изба» с предметами быта (вязаный коврик, сундук, стол, старинная посуда, самовар и т.д.); русские народные костюмы (взрослый и детские); музыкальное сопровождение.

Логика образовательной деятельности

Дети в русско-народных костюмах под музыку И.Купалы входят в зал.

Танец «Ручеек».

Садятся на стульчики.

На экране презентация (слайд-шоу) про русскую избу.

Воспитатель ( в русском народном костюме): (слайд 1) Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Русская изба просторна и хороша, в гости нас приглашает она! Рассаживайтесь поудобнее! Ребята, вы заметили, какими словами я вас встретила? Что же означают они? Что означает слово «здравствуйте», когда вы его произносите?

Ответы детей: значит, желают здоровья.

Воспитатель: А еще я сказала: «Милости просим». Милость - от слова милый, т.е. прошу быть вас милыми. Милый, означает какой?

Дети: Ласковый, добрый, внимательный, заботливый.

Воспитатель: Вот об этом и просит хозяйка.

А сейчас Матвей прочитает стихотворение о Руси:

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

 

Воспитатель: Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной?

Ответы детей: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен, мебель и посуду из дерева.

Воспитатель: Правильно, давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен и назывались такие дома - избы или срубы.

А сейчас расскажите стихотворение о том, как строили избы на Руси:

-Всей семьею, вчетвером

Будем строить новый дом

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно.

-Ну, готово, а теперь

Ставим лесенку и дверь

Вот и печка и труба

Для крылечка два столба.

 

 

-Чердачок построим.

Тесом дом покроем.

Щелки паклею забьем,

И готов наш новый дом.

Давайте и мы с вами построим русскую избу. Дети выкладывают дом из заранее заготовленных «бревен» из бумаги.

(слайд 2) В избе комната одна, горницей названа она.

(слайд 3) «Изба о четырех углах». Один угол русская печь занимала. Семью от бед оберегала.

(слайд 4) Этот угол печным называли

Царством женщины считали

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые да малые обитали,

Возле печки дети играли,

На полатях в тепле спали.

(слайд 5) Русская печь необычна

Для зимы придумана отлично

Холодной зимой на печи лежали,

Старые да малые бока отогревали.

Внутри печь пустая, там топкая большая,

Дровами ее разжигали, заслонкой печь закрывали.

Тепло в печи сохраняли.

И сейчас ребята прочитают стихотворения о печке.

1 -Ой ты, печка-сударыня.

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки.

Обогрей, освети,

Полечи и спаси.

В дом богатство принеси.

2 Русская Печка, Русская Печка!

Нет в добром доме теплее местечка!

Рук неустанных и щедрых творение-

Предкам великим благодарение!

 

3 Раньше, погреться на печке - мечтали!

Жаль, печки русские редкостью стали!

В моде камины, "шведки", "голландки"

Разве согреют зимой иностранки?

 

4 Русская печка, будто живая!

Преданно служит, покоя не зная.

Каши и щей всем досыта наварит,

Репу напарит, стряпнёю одарит.

 

5 Греет и лечит в мороз, в непогоду

Русскому люду на радость, в угоду!

Лучше перины иль барской кровати

Печка-лежанка, над печкой - палати.

 

6 Русская печка - целебная глина,

Лечит не хуже, чем мёд и малина!

В лютую стужу - не ведая горя!

Выгонит хвори, как южное море!

 

Воспитатель: (слайд 6) Горшки на шестке стоят

В печь скорей они хотят

Хозяюшка тесто замесила

Хлеба сотворила

Для щей все в горшок накрошила,

Да крупу для каши замочила.

 

(слайд 7) Огонь прогорал, жар в печи остывал.

Это – кочерга – угли мешать помогает она.

Для горшков место освобождает,

От огня хозяюшку оберегает.

 

(слайд 8) Это – ухват, хозяюшке помочь он рад.

Ухватом горшки держали,

Да в горнила печи толкали.

 

(слайд 9) Хлебная лопатка хозяйке нужна

Хлеб выпекать помогает она

Хозяйка лопаткой хлеб подхватила,

Глубоко в печь положила.

 

(слайд 10) Хлеб в печи поднимался,

Корочкой румяной покрывался,

Щи томились в печи,

Были очень хороши,

Каша рассыпчата и вкусна,

Детям нравилась она.

 

(слайд 11 - 12) Второй угол в избе напротив печи, там женщины и девицы сидели, пряли да ткали, шили да вышивали, всю семью одевали.

(слайд 13 - 14) Третий угол избы по диагонали от печи

Хозяева избы почитали,

Красным углом его называли,

Здесь душа избы обитает,

Всю семью объединяет.

Гостей в красный угол провожают,

За стол на лавки сажают,

Да хлебом, солью угощают.

 

Воспитатель: На Руси, когда гости в избе собирались, очень любили пить чай из самовара за столом, петь и плясать. А давайте и мы сейчас с вами потанцуем.

Танец «Самовар».

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: (слайд 15) Четвертый угол – мужской, это угол не простой.

Здесь лавка-коник стоит, инструменты хозяин хранит.

Вечерами мужчина на лавке сидит,

Для хозяйства что-то мастерит.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, какие инструменты нужны мужчинам:

-Кланяется, кланяется, придет домой- растянется. (топор)

-Весь мир кормит, а сама не ест. (пила)

-Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

Воспитатель: Ребята, а давайте сами построим русскую избу. Подходите к флонелеграфу и выкладывайте бревна.

Воспитатель: (слайд 18) Горница-узорница – чудо хороша. Посмотрите еще раз, какая красивая горница была в старину.

 

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в интерактивную игру «Угадай предметы быта русского народа»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас есть сундук и в нем хранятся какие-то старинные вещи. Давайте посмотрим, что есть в сундуке.

Д/и «Старинный сундучок» Ребенок берет из сундука вещь, называет ее и говорит, зачем она нужна, из чего сделана.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно рассказали. А еще на Руси очень любили играть в игры. И мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Плетень».

Игра «Плетень».

Садятся на стульчики.

Ведущая: Ребята, что же вам понравилось и больше всего запомнилось на нашем сегодняшнем занятии?

Подведение итогов.

Спасибо Вам, гости дорогие. Приходите еще в гости, милости просим!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: