Международное сотрудничество государств в сфере пресечения незаконной (скрытой) миграции




Сотрудничество государств в борьбе с незаконной миграцией, как и с другими нарушениями международной законности, составляет ту область общечеловеческих интересов, где общая заинтересованность в их предотвращении и борьбе с ними обусловливает и совместные действия, и широкое использование международного механизма, прежде всего ООН. Как отмечает профессор Блищенко И.П., все меры международного сотрудничества в рамках международных организаций можно разделить на следующие:

- содействие заключению международных договоров и соглашений по борьбе с международной преступностью;

- выработка общих международных стандартов предупреждения преступности, преследования и наказания за совершение международных преступлений; преступлений международного характера;

- выработка рекомендаций по борьбе с общеуголовными преступлениями и консультативная помощь государствам с учетом того, что каждое государство осуществляет эту борьбу в пределах своей территории в соответствии с собственными социальными и экономическими условиями.

К настоящему времени международное сообщество имеет целую систему международных договоров, подготовленных и заключенных в рамках различных международных организаций, в т.ч. ООН.

Особое значение имеет Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятый резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.11.2000 г. и специально посвященный вопросам борьбы с незаконной миграцией. До принятия данного Протокола не было универсального документа, регулировавшего все аспекты незаконного ввоза мигрантов. К тому же данное преступление требовало особого регламентирования, поскольку деятельность организованных преступных групп, касающаяся незаконного ввоза мигрантов и другой связанной с этой преступной деятельностью, постоянно расширяется в последнее время, что причиняет большой ущерб государствам и может создавать угрозу жизни или безопасности вовлеченных в него мигрантов.

Главная цель Протокола сформулирована в ст.2. - это предупреждение незаконного ввоза мигрантов и борьба с ним.

В Протоколе даются основные термины, касающиеся данного преступления (ст.3). Так, “незаконный ввоз мигрантов” понимается как “обеспечение, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо Государство–участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории”.

Соответственно, под “незаконным въездом” подразумевается пересечение границ без соблюдения всех законных требований для въезда в государство. “Поддельный документ на въезд/выезд или удостоверение личности” означает любой документ на въезд/выезд или удостоверение личности, которые были подделаны или изменены любым лицом или учреждением, кроме уполномоченных государством, были получены путем предоставления неверных данных, коррупции, принуждения или используются не их законным владельцем.

В статье 6 Протокол устанавливает обязанности государств-участников принять законодательные акты и другие меры, предусматривающие уголовную ответственность за незаконный ввоз мигрантов, создание условий для незаконного ввоза мигрантов, изготовление поддельных документов на въезд/выезд или удостоверений личности, приобретение, предоставление и владение такими документами, предоставление возможности пребывания в государстве без соблюдения законных требований пребывания в нем.

Следует отметить, что настоящий Протокол, в соответствии со ст.4, применяется к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию деяний, признанных преступлениями, в соответствии со ст.6, если они носят транснациональный характер и совершены при участии организованной преступной группы, а также к защите прав лиц, которые стали объектом таких преступлений.

Существуют также документы регионального характера, относящиеся к проблеме нелегальной миграции и торговли людьми.

Например, в октябре 1997 г. в Будапеште состоялась Конференция министров внутренних дел государств Будапештской группы, включающей 36 европейских стран, в том числе и Россию. В работе российской делегации приняли участие и представители ФПС России. Итогом стала выработка стратегии и тактики совместной борьбы с незаконной миграцией, а именно: гармонизация национального законодательства; общая визовая политика государств – участников Будапештской группы; ускорение процесса разработки и подписания реадмиссионных соглашений; формирование единого блока документов по борьбе с незаконной миграцией; определение порядка обмена информацией между полицейскими, иммиграционными, пограничными и другими службами; координация деятельности органов государственной власти стран – участниц.

6 марта 1998 г. было подписано соглашение «О сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией». Соглашение создает определенную правовую базу для наращивания совместных усилий стран Содружества по противодействию нелегальной миграции на многосторонней основе.

Не дожидаясь единого документа о борьбе с незаконной миграцией (Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху в настоящее время еще открыт для подписания, Россия его на данный момент пока не ратифицировала), многие государства ведут борьбу с этим преступлением собственными средствами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время исследование вопросов миграционной политики, миграционного законодательства и его институционального обеспечения в международном пространстве имеет важное теоретическое и практическое значение.

В рамках международного права создано и действует большое число правовых норм, регулирующих вопросы международной миграции населения и защиты прав мигрантов. Большую роль в развитии международных и региональных (европейских) норм играют международные организации системы ООН, а также другие крупные международные и межправительственные организации и интеграционные союзы государств Западной Европы, имеющие многолетнюю историю развития.

Миграционные нормы, содержащиеся в различных международных документах, носят разрозненный характер, их отличает разноплановость (по предмету регулирования, охвату, набору прав, целей, задач и пр.); часть норм устарела. Отсутствует базовый международный акт - Международный миграционный пакт (кодекс), - который выполнял бы системообразующую, структурирующую роль, охватывал все виды перемещений и объединял вокруг себя универсальные основополагающие нормы и принципы данного института международного права. Не существует и подобных базовых комплексных актов регионального уровня. В настоящее время наиболее четко оформленным в структуре международного права следует считать институт (подинститут) международной защиты беженцев – право убежища. Но и здесь отсутствует современный универсальный международный акт об убежище, который бы обладал обязательной силой и включал в себя основные принципы его действия на территории государств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: