Примечание. Не разрешается пользоваться школьными атласами и другими источниками информации.
Задание 1. «Цветок смерти».
Почему цветок, который растет на вершине вулкана высотой до 3 тыс.м, жители Явы называют «цветком смерти»?
А.Появление цветка на такой высоте - верный признак близкого извержения вулкана.
Б.Цветок содержит ядовитые вещества.
В.В зарослях этих цветов любят прятаться ядовитые змеи.
Г.Все ответы правильные.
Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл.
Задание 2. Самый южный.
Самый южный географический пояс Земли:
А.Арктический.
Б.Антарктический.
В.Экваториальный.
Г.Тропический.
Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл.
Задание 3. Географические термины.
Вычеркните «белую ворону» в каждом из следующих рядов географических терминов, объясните выбор:
А.Тайга, пустыня, степь, тундра, почва.
Б.Русло, паводок, старица, пойма.
В.Природный газ, уголь, бензин, торф, горючие сланцы.
Г.Снег, циклон, дождь, роса, град, иней.
Д.Хребет, равнина, пустыня, возвышенность, нагорье.
Е.Пальма, джунгли, секвойя, кедр, лиственница.
Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего - 6 баллов.
Задание 4. Приборы.
Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, флюгер, анемометр.
Единицы измерения: балл, м /с, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.
Установите соответствие.
Что показывает оставшийся без пары прибор?
Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего – 6 баллов.
Задание 5. Иллюстрации к докладу.
Подбирая иллюстрации к докладу по географии, ученик составил следующие пары картинок: моренный холм - ледник, бархан - ветер, пойма - река.
Как вы думаете, по какому принципу он выбирал иллюстрации?
|
Что тогда должно быть на картинке, парной морскому пляжу?
Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу: всего -2 балла.
Задание 6. Это природное явление.
Это природное явление древние греки связывают с приготовлением пищи на кухне богов. Если руководствоваться их мнением, то этот процесс мог бы продолжаться множество суток без перерыва или вообще не наблюдаться в течение нескольких дней.
Критерии оценивания. За правильный ответ – 1 балл.
Задание 7. Правильны ли утверждения (да или нет)?
Правильны ли утверждения (да или нет)?
А.Каспийское море второе по глубине озеро в мире.
Б.Все жидкие воды, содержащиеся в земной коре, называются грунтовыми.
В.Побережье Камчатки - наиболее теплое место в России.
Г.Перистые облака образуются на высоте 6-8 км.
Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -4 балла.
Задание 8. Проживает больше населения
Как вы думаете, на какой из перечисленных территорий в среднем на км2 проживает больше населения: мир в целом, Россия, США, Австралия, Китай, Египет?
Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл.
Задание 9. «Болото»
Представьте себе, что заблудившись в незнакомом лесу, вы вышли на обширное открытое место. «Болото», - подумали вы. По каким признакам вы определили, что оказались на болоте?
Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего - 4 балла.
Задание 10. Определить тип облаков
Определите тип облаков, из которых выпадают осадки, описанные в отрывках из следующих стихотворений:
|
А. Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома;
Мы спешили скрыться под мохнатой елью …
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой;
По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал:
Капли дождевые, скатывались с игол,
Падали, блистая…
Вдруг над нами прямо гром перекатился …
Благодатный дождик! Золотая буря!
А.Майков
Б. Дождь дороги заболотил.
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с ветел.
И стрижет их наголо.
Брызжет дождик через сито.
Крепнет холода напор.
Точно все стыдом покрыто,
Точно в осени - позор.
Б.Пастернак
Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -2 балла.
Задание 11. Вынужденная посадка в пустыне.
В результате неполадок с двигателем ваш самолет сделал вынужденную посадку в пустыне. Отправившись за помощью, вы вышли к оазису.
По каким признакам можно определить этот природный объект?
Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -2 балла.
Задание 12. Авария отопления.
В школьном классе длиной 10 м, шириной 6 м и высотой 3 м поддерживается температура воздуха +20°С, а относительная влажность 75%. Зимой произошла авария отопления, и за ночь температура в классе опустилась до -10°С.
Сколько инея выпало в классе к утру, если известно, что 1 м³ насыщенного воздуха при температуре +20°С содержит 17 г водяного пара, а при температуре -10°С - 2,5 г?
Критерии оценивания. За правильный ответ -4 балла.
Задание 13. Ошибки.
Перед вами отрывок из воспоминаний одного путешественника о его поездке в Индию: «… Я пробирался между колючими кустами кактусов, с ветвей которых свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную жертву. На фоне общего однообразия выделялись яркие цветы оливок - главной пищи местных жителей. Пару раз тропинку пересекали следы львов и горилл - страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарослях кипариса выбежал косматый броненосец и с топотом устремился в чащу. Из ветвей местной разновидности секвойи на меня посмотрел хищный сумчатый медведь».
|
Какие ошибки вы нашли в описании?
Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 0,5 балла; всего -6,5 баллов.
Задание 14. В книге рекордов Гиннеса.
Остров Одак, имеющий в поперечнике всего 30 метров, расположенный
на 83 градуса 40 минут северной широты и 30 градусов 40 минут западной долготы, является членом книги рекордов Гиннеса.
По какой номинации?
Критерии оценивания. За правильный ответ 4 балла.