Теоретическая часть
1.1 Устройство передней подвески автомобиля ВАЗ- 21900-41-013 Lada Granta
1 - подшипники ступицы переднего колеса; 2 - колпак ступицы; 3 - регулировочная гайка; 4 - шайба; 5 - цапфа поворотного кулака; 6 - ступица колеса; 7 - сальник; 8 - тормозной диск; 9 - шаровой палец верхней опоры; 10 - поворотный кулак; 11 - защитный чехол шарового пальца; 12 - подшипник верхней опоры; 13 - верхний рычаг подвески; 14 - корпус подшипника верхней опоры; 15 - буфер хода сжатия; 16 - кронштейн буфера хода сжатия; 17 - опорный стакан амортизатора; 18 - подушки крепления амортизатора; 19 - шайба подушки; 20 - изолирующая прокладка пружины подвески; 21 - верхняя опорная чашка пружины подвески; 22 - ось верхнего рычага подвески; 23 - внутренняя втулка шарнира; 24 - наружная втулка шарнира; 25 - резиновая втулка шарнира; 26 - опорная шайба; 27 - регулировочные шайбы; 28 - дистанционная шайба; 29 - кронштейн крепления поперечины к лонжерону кузова; 30 - поперечина передней подвески; 31 - кронштейн крепления штанги стабилизатора; 32 - подушка штанги стабилизатора; 34 - лонжерон кузова; 35 - ось нижнего рычага; 36 - нижний рычаг подвески; 37 - болты крепления оси нижнего рычага; 38 - пружина подвески; 39 - обойма крепления штанги стабилизатора; 40 - амортизатор; 41 - болт крепления амортизатора; 42 - гайка крепления кронштейна амортизатора к рычагу подвески; 43 - кронштейн крепления амортизатора к нижнему рычагу подвески; 44 - нижняя опорная чашка пружины подвески; 45 - обойма вкладыша нижней опоры; 46 - корпус подшипника нижней опоры; 47 - вкладыш обоймы шарового пальца; 48 - подшипник нижней опоры; 49 - шаровой палец; 50 - ограничитель поворота передних колес
Рисунок 1 Передняя подвеска автомобиля ВАЗ- 21900-41-013 Lada Granta
Передняя подвеска на автомобиле ВАЗ- 21900-41-013 Lada Granta (рис. 1) независимая, на двух поперечных рычагах с каждой стороны, с витыми цилиндрическими пружинами, телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Верхний 13 и нижний 36 рычаги передней подвески соединены с поворотным кулаком 10 шаровыми шарнирами. Верхний шаровой шарнир 14 прикреплен тремя болтами к верхнему рычагу подвески. В корпусе шарнира расположен подшипник 12, основа которого - смола, а поверхность трения - тефлоновая ткань, плотно облегающая сферическую поверхность пальца 9. Детали шарнира защищены от загрязнения армированным чехлом 11. Конусная часть пальца закреплена в коническом отверстии поворотного кулака самоконтрящейся гайкой. Нижний шаровой шарнир 45 соединен с поворотным кулаком и рычагом подвески так же, как и верхний шарнир. В корпусе 46 шарнира расположен палец 49 с полусферической головкой. На стержень пальца надет металлокерамический подшипник 48 с полусферической поверхностью. В нижнюю часть корпуса вставлен с натягом вкладыш 47, изготовленный из маслостойкой резины. На поверхность вкладыша, контактирующую с полусферой пальца 49, нанесен пластмассовый слой (смесь нейлона с сульфидом молибдена). В нижней части корпуса шарнира закрытое пробкой имеется отверстие, через которое смазывают шарнир. Верхний рычаг 13 подвески соединен осью 22 со стойкой передка кузова, а нижний рычаг 36 через ось 35 прикреплен болтами 37 к поперечине 30 подвески, которая, в свою очередь, прикреплена кронштейнами 29 к лонжеронам. Между осью нижнего рычага и поперечиной установлены дистанционные 28 и регулировочные 27 шайбы. Изменением количества шайб 27 регулируют продольный угол наклона оси поворота и угол развала передних колес. Оба рычага подвески соединены с осями через резинометаллические шарниры, обеспечивающие беззазорное соединение этих деталей. Такой шарнир включает в себя резиновую втулку 25, наружную 24 и внутреннюю 23 металлическую втулки. Между шарниром и гайкой установлена упорная шайба 26. Пружина 38 своим верхним концом упирается через опорную чашку 21 с резиновой прокладкой 20 в гнездо стойки передка кузова. Нижний конец пружины опирается на опорную чашку 44 нижнего рычага. По длине под нагрузкой 435 кгс пружины передней подвески сортируют на группы А и Б. Пружины группы А маркируют желтой краской на внешней стороне витков, а пружины группы Б - зеленой. Ход переднего колеса вверх ограничивается упором верхнего рычага 13 в резиновый буфер 15, установленный в кронштейне 16. Боковой крен кузова при повороте автомобиля уменьшается стабилизатором поперечной устойчивости, выполненным в виде штанги 33 из пружинной стали. Концы штанги прикреплены к кронштейнам нижних рычагов подвески обоймами 39 через резиновые подушки 32. Сама штанга прикреплена к лонжеронам 34 двумя кронштейнами 31, в отверстиях которых расположены резиновые втулки. К нижним рычагам подвески прикреплены амортизаторы 40. Шток амортизатора пропущен через отверстие опорного стакана 17 и закреплен гайкой. Между кожухом амортизатора и стаканом, а также между опорной шайбой 19 и стаканом установлены резиновые подушки 18. К нижнему рычагу амортизатор прикреплен кронштейном 43.
1.2 Основные неисправности передней подвески автомобиля, ВАЗ- 21900-41-013 Lada Granta их признаки и причины.
Таблица 1
Причина неисправности | Способ устранения неисправности |
Шум и стук в подвеске при движении автомобиля ВАЗ- 21900-41-013 Lada Granta | |
Неисправны амортизаторы | Замените или отремонтируйте амортизаторы |
Ослабли болты, крепящие штангу стабилизатора поперечной устойчивости | Подтяните болты и гайки крепления штанги поперечной устойчивости; при износе резиновых подушек замените их |
Износ резинометаллических шарниров рычагов | Замените шарниры |
Ослабло крепление амортизаторов или износились резиновые втулки проушин амортизаторов | Затяните болты и гайки крепления, замените втулки в проушине амортизатора |
Повышенный зазор в подшипниках передних колес | Отрегулируйте зазор или замените подшипники передних колес |
Осадка или поломка пружины | Замените пружину |
Не поддаются регулировке углы установки передних колес | |
Деформация оси нижнего рычага | Замените ось нижнего рычага |
Деформация поперечины подвески в зоне передних болтов крепления осей нижних рычагов | Отремонтируйте или замените поперечину |
Опытно-экспериментальная часть
2.1 Конструкторский раздел
2.1.1 Конструирование и расчет приспособления для снятия и установки резинометалических шарниров верхних и нижних рычагов передней подвески автомобиля ВАЗ- 21900-41-013 Lada Granta
Расчёт соединения «винт-гайка »
Передача винт - гайка применяется в винтовых прессах, домкратах, тисках, съёмниках и др. Чаще всего причиной выхода из строя передачи скольжения винт гайка является износ резьбы. Кроме того, передача может выйти из строя в результате недостаточной прочности и устойчивости тела винта. Для расчёта основных параметров в качестве примера принимаем такие данные:
Осевое усилие (для съёмника, пресса) Q, кН; Q = 50 кН.
Длина винта L0, мм. L0 = 200 мм. Резьба трапецеидальная.
Материал винта - сталь 45.
Материал гайки - серый чугун СЧ 18.
Расчёт винта. Для обеспечения самоторможения принимаем однозаходную резьбу. По условию износостойкости резьбы определяем её средний диаметр.
=
(1)
где - относительная высота гайки,
=Hr/d2; (для целых гаек -
=1,2... 2,5; для составных и разъёмных
= 2,5...3,5 причём, большие значения принимаются для резьбы меньших диаметров);
- относительная рабочая высота профиля резьбы;
= h/р; (для стандартной трапецеидальной резьбы
= 0,5; для упорной - 0,75; для треугольной - 0,541; прямоугольная резьба не стандартизована, для неё принимают шаг
р= 0,25 d2);
Нг - высота гайки, мм;
р- шаг резьбы, мм;
— расчётное и допускаемое среднее давление в резьбе (для пары сталь - бронза [
] = 8...13 МПа; для пары сталь - чугун [ри] = 5...9 МПа; большие значения принимаются для закалённой стали или антифрикционного чугуна).
d2 = = 0,046м = 46мм.
Принимаем стандартную резьбу винта с параметрами: наружный диаметр d= 50мм, внутренний диаметр = 41 мм, средний диаметр d2 - 46 мм, шаг резьбы р =8 мм.
Определяем угол "ф подъёма резьбы на среднем диаметре и проверяем наличие самоторможения, приняв коэффициент трения f = 0,1 (угол трения 6°)
tgψ=p/(π ) (2)
tg ψ=8/(3.14*46)=0.0546
Условие самоторможения соблюдено, так как
Проверка винта на прочность. Приближённо можно провести проверочный расчёт винта на прочность по расчётной осевой силе Qрасч = 1,3Q по условию
=4Qрасч/(π
)
[
] (3)
Принимаем допускаемое напряжение на растяжение [ р] = 90 МПа:
=4*1,3Q/ (π
)=4*1,3*50*
/(3,14*
*
)=48,6*
Па=48.6
МПа< [ р] = 90 МПа.
Прочность винта обеспечена.
Проверка винта на устойчивость. Расчётная длина винта L (при высоте
гайки Нг = d2 = 2,5 * 46 = 115 мм) равна
L= L0 — Hг/2; (4)
L = 500-115/2≈443mm.
Расчёт винта на устойчивость выполняется, как проверочный, для работающих на сжатие длинных винтов. Условие устойчивости имеет вид
=4Q/(π
)≤
[
]; (5)
Здесь — коэффициент продольного изгиба, зависящий от материала и гибкости λ стержня (см. сопротивление материалов). Гибкость стержня определяется по формуле
λ=μ L/i, (6)
где: μ — коэффициент привидения длины (для двухпорных винтов [μ =1; если опорной является гайка, то μ = 2);
L- расчетная длина винта (для двухпорных винтов - расстояние между опорами; если опорой является гайка, то расстояние от середины гайки до свободного конца);
i — радиус инерции сечения (для винта i = /4).
Допускаемое напряжение [ ] =
/ [s], где [s]= 2...4 - допускаемый
коэффициент запаса прочности.
Гибкость винта (при μ = 2; i = d1 /4 = 41 / 4 = 10,25 мм) будет равна
λ = 2* 443/10,25≈85.
По таблице, известной из сопротивления материалов, в зависимости от материала и гибкости находим коэффициент продольного изгиба = 0,6. Тогда приняв [
] =
/ [s] = 360/3 = 120 МПа, будем иметь
= 4Q/(π
)= 4* 50* 103/(3,14 *412 *
) = 37,4* 106 Па = 37,4Мпа.
[
] = 0,6* 120=72МПа. 37,4МПа < 72 МПа.
Устойчивость винта обеспечена.
Расчет гайки. Высота гайки определена ранее - 115 мм. Определим её наружный диаметр D, приняв [ ] = 45МПа
D =
D = = 0,066м= 66мм.
Принимаем D=70мм.
2.2 Технологический раздел
2.2.1 Технологический процесс технического обслуживания передней подвески автомобиля ВАЗ- 21900-41-013 Lada Granta
В процессе эксплуатации автомобиля происходит ухудшение его технического состояния вследствие изнашивания трущихся поверхностей деталей, нарушения регулировочных параметров, старения резинотехнических изделий и другие явления. Для предупреждения неисправностей и повышения срока службы автомобиля он подвергается планово-предупредительному техническому обслуживанию, которое включает в себя смазку, проверку и регулировку узлов автомобиля через определенный пробег. Периодичность технического обслуживания и наименование работ приведены в таблице.