На макроуровне:
- выбор схемы распределения МП, проектирование логистических каналов и цепей;
- принятие решения о том, организовывать ли собственный склад фирмы, использовать склад общего пользования или их комбинацию;
- определение оптимального количества распределительных центров (РЦ) на обслуживаемой территории;
- определение оптимального места расположения распределительных центров (РЦ) на обслуживаемой территории.
На микроуровне:
- планирование процесса реализации товара;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор вида упаковки, принятие решений о комплектации, организация других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
- организация отгрузки продукции;
- организация доставки и контроль за транспортированием;
- организация сервисного обслуживания клиентов.
Виды распределения:
¨ - Интенсивное распределение - обеспечение товарами как можно большего числа торговых предприятий
¨ - Селективное распределение - позволяет добраться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при интенсивном распределение.
¨ - Эксклюзивное распределение - здесь намерено ограничивают число посредников в рамках световых территорий.
17. Логистический канал, виды и типы каналов сбыта.
Канал распределения - это тот путь по которому товары движутся от производителя к потребителю.
Каналы распределения представляют собой совокупность организаций которые принимают на себя или помогают передать право собственности на конкретный товар или услугу другим организациям или лицам.
Использование каналов распределения позволяет:
¨ - Экономить финансовые средства на распределения продукции
¨ - Пробовать продукцию более эффективными способами
¨ - Обеспечить доступность товара и доведение его до целевых рынков
¨ - Сократить объем работ по распределению продукции
¨ Каналы распределения влияют на скорость, время и эффективность движения, и сохранность продукции при ее доставке
¨ Стимулирование сбыта путем создания и распределения информации о товаре.
¨ Установление контактов с потенциальными покупателями.
¨ Приспособление товаров к требованиям покупателям.
¨ Организация движения товара.
¨ Финансирование канала распределения
¨ Принятие риска связанного с функционирование товара
Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем.
Горизонтальные каналы состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый участник канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного участника канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов.
Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система. Один из участников канала, как правило, либо является собственником остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Естественно, чем меньше звеньев логистической цепи участвуют в сбыте продукции, тем эффективнее осуществление контроля канала продвижения со стороны производителя.
18. Распределительная логистика и маркетинг.
Стратегия распределения имеет 2 нападения:
- Изучение потребностей рынка
- Нахождение скорби и методов наиболее полного удовлетворения потребностей рынка путем более эффективной организации транспортного и экспедиционного направления.
Маркетинг это ид человеческой шятельности направленный на удовлетворение потребностей людей посредством обмена.
Центральной функцией маркетинга является разработка маркетинг предложения по вариантам конкретной сбытовой деятельности фирмы.
В рамках маркетинга проводится достаточно большая работа по исследованию рынка товаров.
Маркетинг создает спрос, а распределительная логистика позволяет обеспечить физическое распредение спроса.
Функция логистики это определение потребности материальных ресурсов, расчет средств на приобретение материальных ресурсов, выбор условий поставки и оплаты, выбор поставщиков, посредников, определение относительного размера партии поставки, выбор тары и упаковки, выбор вида транспорта, вопросы сканирования и хранения, управление внешними и внутренними материальными потоками.
Маркетинг: исследование рынка, изучение платежеспособного спроса, прогноз потребности, реклама, разработка рекомендации новых товаров и услуг.
Общие функции как маркетинга так и логистики: Изучение конъюнктуры рынка, ценообразование, управление запасами, послепродажное обслуживание, оказание дополнительных услуг, сервис.
Основная цель лингвистической системы распределения это доставить товаров нужное место и в нужное время. Распределительная логистика позволяет нам удовлетворить сформулированный маркетингом спрос с минимальными затратами.
19. Типы логистических посредников.
Существует множество разновидностей посредников. Наиболее значимым и важным является разделение посредников по собственности на товар и по признаку "от чьего имени ведется торговля".
По этому признаку посредники делятся на четыре основные группы:
¢ дилеры;
¢ дистрибьюторы;
¢ комиссионеры;
¢ брокеры.
Дилеры
Это оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реализуют эти товары потребителям.
Дистрибьюторы
Этооптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителей и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи.
Комиссионеры
Это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операций.
Агенты
Это посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент заключает сделки от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают только сделки, указанные в доверенности. За свои услуги агенты получают вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом. Наиболее распространенный вид агентского вознаграждения – процент от суммы заключенной сделки.
Брокеры
Это посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки; вознаграждение получают только за проданную продукцию.
20. Логистика запасов: сущность, задачи.
Ведение подробного учета запасов продукции на предприятиях ведется с разной степенью эффективности. Где-то о запасах известно только со слов сторожа, на других предприятиях применяются компьютеризированные системы учета продукции. Но если коротко и по существу, то современная классификация систем контроля за состоянием запасов – это и есть логистика запасов. Но и здесь не все так просто: периодичность заказа, максимальный запас, точка запаса (или несколько таких точек), размер заказа (единовременный и на долгосрочной основе). Все эти вопросы сейчас находятся скорее на стадии доработки в современной логистике запасов. И во многом из-за того, что современное программное обеспечение пока не может охватить всего, что нужно учесть при складировании. Но на отдельных предприятиях, успешная деятельность которых не вызывает никаких сомнений, можно с уверенностью сказать, что логистика запасов уже работает, как часы там, где к этому вопросу подходят основательно и серьезно, и там, где многие задачи решаются собственным штатом высококвалифицированных программистов.
21. Системы управления запасами
Управление запасами представляет собой решение задач, связанных с учетом, систематизацией, анализом и оптимизацией уровня запасов. Управление запасами базируется на изучении закономерностей образования и расходования запасов. Запас состоит из годных к употреблению, но не используемых ресурсов. Задача о запасе возникает, когда количество ресурсов можно регулировать. Цель решения задачи – минимизация фактических или ожидаемых затрат. Главная задача в управлении запасами – достижение оптимальной соразмерности объемов производства и запасов. Система правления запасами – это совокупность правил и показателей, определяющих момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасами.
Методы
Метод оценки запасов по средней – основан на расчете средней себестоимости запасов продукции. «Взвешивается» количество запасов продукции, закупаемой по разным ценам.
Метод поштучной оценки – применяется для учета таких изделий, как автомобили и уникальные произведения живописи, дорогие ювелирные изделия и мебель на заказ.
22. Определение размеров запасов
Страховые запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании страховых товарно-материальных запасов.
Можно выделить несколько причин по которым предприниматели заказывают больше объем товаров, чем требуется на данный момент. Во-первых, это связано с задержкой получения заказанных товаров. Во-вторых, возможность получить товар в неполном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе. В-третьих, предоставление скидок, получаемые заказчиком при покупке им крупной партии товаров. В-четвертых, транспортные, накладные и др. расходы остаются одинаковыми независимо от объема партии. Например, стоимость одного контейнера будет одна и та же независимо от того, загружен полностью контейнер или нет.
Создание запасов требует дополнительных финансовых затрат. Поэтому возникает необходимость в сокращении этих финансовых затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, а с другой — финансовыми затратами.
Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа — EOQ (economic order quantity), который вычисляется по формуле:
EOQ = 2AD/vr
где,
А — затраты на производство;
D — средний уровень спроса;
v — удельные затраты на производство;
r — затраты на хранение.
Предлагаемые компанией услуги в той или иной степени, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса — на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.
Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:
- возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
- колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
- осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
Определить точный уровень необходимых резервных запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, изменчивого спроса на товары и материалы досчтаточно сложно. Для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, необходимо использовать моделирование или имитацию различных сценариев.
Поскольку на предприятиях различных отраслей создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, то объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. Например, на некоторых предприятиях народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других — за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.
23. Метод ABC-анализа и XYZ-анализа
АВС – анализ
Прародителем АВС- анализа стало правило Парето открытое в 1897 г. итальянским экономистом Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923 гг.), которое гласит: 20% ассортиментных позиций приносит 80% прибыли. Хороший инструмент для анализа ассортиментной политики, который можно с большой пользой применить к управлению запасами. Анализ ассортиментной политики (т.е. произведение используемого количества на стоимость единицы) позволяет разделить все запасы на три широким категориям:
• 10% позиций ассортимента (группа А) дает 80% товарооборота;
• 15 % позиций ассортимента (группа В) дает 15% товарооборота;
• 75 % позиций ассортимента (группа С) составляют 5 % товарооборота.
XYZ -анализ
XYZ-анализ – метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов или бизнес-объектов (например, стабильность продаж отдельных видов товаров, предсказуемость рыночного поведения различных групп покупателей, колебания уровня потребления тех или иных ресурсов и т.п.).
В сочетании с АВС – анализом – это выявление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (С Z).
Результатом XYZ - является группировка ресурсов по трем категориям:
• Категория X – группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования.
• Категория Y – группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.
• Категория Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
Всего при проведении совмещенного анализа получаем девять групп товаров:
• * AX, AY, AZ
• * BX, BY, BZ
• * CX, CY, CZ
Группу X попадают товары с колебанием продаж в течение года от 5 до 15%,
в группу Y - от 15 до 50%, в группу Z попадают товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающиеся прогнозу.
24. Транспортная логистика: сущность, задачи.
Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
· создание транспортных систем;
· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
· выбор способа транспортировки и транспортного средства;
· определение рациональных маршрутов доставки.
По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.
25. Виды транспорта и его особенности
Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должны учитываться в принятии решения о выборе того или иного вида транспорта. Выбор вида транспорта влияет на цены, своевременность доставки и состояние товара по прибытии в пункт назначения.
Для решения задачи выбора вида транспорта необходимо учитывать следующие факторы: на какой критерий — стоимость или скорость доставки — делается упор; вид перевозимого груза, его упаковки; объем перевозки; объем запаса и т.д.
Для доставки товаров на склады используется пять видов транспорта:
- Автомобильный
- Железнодорожный
- Морской
- Трубопроводный
- Воздушный
Автомобильный транспорт
Одно из основных преимуществ данного вида транспорта — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности и регулярностью поставки. Здесь по сравнению с другими видами предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.
Основной недостаток — сравнительно высокая себестоимость перевозок, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малая грузоподъемность.